В одном из предыдущих номеров «ЮП» мы уже рассказывали о том, что законодатели снова предлагают концептуально переосмыслить Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» (Закон), который буквально год назад получил новое нормотворческое звучание. Законопроектом «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования отдельных положений законодательства по вопросам судоустройства и статуса судей» (№ 4180) наряду с созданием законодательных условий для того, чтобы ряды судейского корпуса на уровне апелляционных, высших специализированных судов и Верховного Суда Украины могли пополнить ученые и адвокаты, предлагается внедрить дополнительные механизмы, направленные на ускорение процесса квалификационного оценивания судей и обеспечение большей эффективности работы Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС) в этом направлении.
Исключения без правил
Процедура квалифоценивания вводится как обязательное условие и для порядка избрания на должность судьи бессрочно. При этом устанавливаются новые стандарты аттестации (изменения в части 2 статьи 83 Закона): она должна проводиться по критериям компетентности (профессиональной, личной, социальной и т.д.), профессиональной этики и добропорядочности. Детализируется, что квалификационное оценивание по критерию профессиональной компетентности проводится с учетом принципов инстанционности и специализации.
При этом законодатели предлагают внести коррективы в действующее правило, которое гласит, что судья, выразивший несогласие с решением ВККС относительно его квалификационного оценивания, может обжаловать это решение в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Украины (часть 2 статьи 86 Закона). Во-первых, этот принцип предлагают распространить и на кандидатов на должность судьи, во-вторых — ввести три основания для обжалования. Последнее возможно, если были допущены следующие процедурные нарушение: состав членов ВККС, который провел квалифоценивание, не имел полномочий по его проведению; соответствующее решение не подписано кем-либо из состава членов Комиссии, проводивших данную аттестацию; судья (кандидат на должность судьи) не был должным образом уведомлен о проведении квалификационного тестирования в случае принятия решения о неподтверждении способности судьи (кандидата на должность судьи) осуществлять правосудие в соответствующем суде или об отказе в предоставлении рекомендации для избрания на должность судьи бессрочно на основании неявки для прохождения квалификационного оценивания.
Вместе с тем коррективы вносятся в заключительные и переходные положения Закона Украины «Об обеспечении права на справедливый суд». Отдельные из них довольно спорные с точки зрения практической реализации. Так, например, предусматривается новое положение, согласно которому в случае обжалования решения ВККС по результатам проведения первичного квалификационного оценивания, а также принятых на его основании решений Высшего совета юстиции (ВСЮ), Президента Украины или Верховного Совета такие дела рассматриваются судом в составе судей, прошедших процедуру первичного квалификационного оценивания (сроки его проведения для судей высших инстанций, которые, как известно, истекли в конце сентября прошлого года, предлагается продлить до конца сентября текущего года) и подтвердивших способность осуществлять правосудие в соответствующем суде. Как известно, дела такой категории рассматриваются Высшим административным судом Украины (ВАСУ). И хотя судьи ВАСУ наряду с представителями других инстанций высшего звена — в числе первых претендентов на прохождение первичного квалификационного оценивания, этот процесс (в случае пролонгации срока его проведения) займет какое-то время. Вышеупомянутое новое условие на практике может привести к тому, что лицо, которое захочет обжаловать результаты аттестации и принятые на ее основании решения, просто не сможет этого сделать по причине отсутствия надлежащего состава суда.
Кроме этого, в тех заключительных и переходных положениях Закона Украины «Об обеспечении права на справедливый суд» оговаривается, что первичное квалификационное оценивание судей ВСУ проводится квалификационной палатой ВККС. Сами же представители ВККС и ВСЮ должны проходить это квалификационное испытание только после прекращения их полномочий как членов органов, ответственных за формирование судейского корпуса.
Публичности рады
Законопроектом предусмотрен и ряд новаций, направленных на непосредственное привлечение общественности к реализации процедур квалификационного оценивания. В частности, предусмотрено создание Общественного совета добропорядочности, который призван способствовать ВККС в установлении соответствия судьи критериям профессиональной этики и добропорядочности. В статье 852, которой предлагают дополнить Закон, регламентируются требования к членам этого органа и порядок их назначения. Устанавливается, что членами Общественного совета добропорядочности могут быть представители правозащитных общественных объединений, ученые-юристы, адвокаты, журналисты, которые являются «признанными специалистами в сфере своей профессиональной деятельности, имеют высокую профессиональную репутацию и соответствуют критерию политической нейтральности». Вводятся и ограничения для вхождения в эту организацию для определенной категории лиц. Например, не могут быть членами этого органа судьи (в том числе и судьи в отставке), госслужащие и лица, которые в течение последних пяти лет работали (проходили службу) в органах прокуратуры, Министерства внутренних дел Украины, полиции, других правоохранительных органах, налоговой милиции, Службы безопасности Украины, таможенных и антикоррупционных органах.
Согласно законодательному замыслу, Общественный совет добропорядочности должен осуществлять свою деятельность в четырех коллегиях, в каждую из которых входит по пять человек. В компетенцию этого органа, среди прочего, входит сбор, проверка и анализ информации в отношении судьи (кандидата на должность судьи) и предоставление ВККС такой информации. Также Совет может «при наличии соответствующих оснований» предоставить ВККС вывод о несоответствии судьи (кандидата на должность судьи) критериям профессиональной этики и добропорядочности.
Проект № 4180 предусматривает создание дополнительных антикоррупционных предохранителей. Среди прочего предлагается усовершенствовать положения относительно мониторинга образа жизни судьи, предусмотрев в Законе отдельную норму (статья 571), регулирующую этот вопрос. Кроме того, закрепляется обязанность судьи и кандидата на должность судьи подавать (ежегодно до 1 февраля путем заполнения на официальном сайте ВККС соответствующих форм) два новых вида деклараций — декларацию родственных связей и декларацию добропорядочности.
Дальше — меньше!
Нельзя не упомянуть еще об одном концептуальном предложении по оптимизации деятельности судебной системы — проведении реорганизации судов путем их укрупнения. Для этого предлагается откорректировать как специальное законодательство, так и процессуальные кодексы, заменив стандартную законодательную конструкцию, применяемую для судов первой инстанции: «районные, районные в городе, городские и горрайонные» на «местные общие» суды. В части 1 статьи 21 Закона объясняется, что местными общими судами являются окружные суды, которые образуются в одном или нескольких районах или районах в городах, или в городе, или в районе и городе. Для реализации структурной оптимизации системы судов на Государственную судебную администрацию Украины (ГСА) предлагается возложить функции по обеспечению исполнения решений о создании и ликвидации судов. В то же время ГСА предоставляется право устанавливать сокращенные сроки для процедур прекращения деятельности судов как юридических лиц при условии исполнения ею гражданских обязательств ликвидированного суда на основании требований кредиторов, заявленных в установленный законом срок.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…