В Верховный Совет Украины группой народных депутатов был подан проект Закона о гарантиях свободы мирных собраний (регистрационный № 3587). Законопроектом предлагается установить обязанность уведомлять органы государственной власти о мирных собраниях не позднее чем за 48 часов до их начала. При этом устанавливаются содержание и форма уведомления о проведении мирного собрания, а также требования относительно места и времени его проведения.
Инициаторы законопроекта вводят новый термин «спонтанное мирное собрание» — это собрание, которое является средством неотложного реагирования общества или группы людей на определенное событие или информацию, о чем невозможно было сообщить в срок, установленный законопроектом.
Данный законопроект содержит двусмысленные положения, которые могут существенно ограничить граждан в реализации их права на мирные митинги, походы и демонстрации. Так, провести собрание без предварительного уведомления может быть крайне трудно или вообще невозможно, поскольку такие критерии, как «спонтанность» собрания, «невозможность сообщить в срок» являются оценочными категориями. В данном случае участники собрания должны будут постоянно доказывать собственную правоту во время проведения спонтанного мирного собрания и его законность перед представителями органов государственной власти.
Авторы законопроекта возлагают на правоохранительные органы полномочия, позволяющие объявлять об утрате мирного характера собрания, что дает основания для применения в дальнейшем к участникам собрания соответствующих силовых методов и для разгона собравшихся. Для этого достаточно лишь нескольких провокаторов, которые смогут превратить любое мирное собрание в собрание вне закона.
Опасность представляет и то, что законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 182 и 183 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины, устанавливающие особенности производства в делах по административным искам субъектов властных полномочий относительно ограничения реализации права на мирные собрания и особенности производства в делах по административным искам об устранении ограничений в реализации права на мирные собрания.
В действующей редакции статьи 183 КАС Украины постановление суда по административному делу об устранении ограничений в реализации права на мирные собрания исполняется немедленно, в отличие от предложенных изменений. Таким образом, авторы законопроекта фактически создают гражданам дополнительные препятствия в судебной защите их права на мирные митинги, походы и демонстрации, чем лишают их гарантированных конституционных прав.
КИРИЧ Сергей — советник ЮК FCLEX, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…