Конституционная обязанность каждого платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом, является незыблемой. Но, как оказалось, не для всех.
Например, любому резиденту, осуществляющему внешнеэкономические торговые операции, известно положение подпункта 3.1.2 пункта 3.1 статьи 3 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» о том, что ввоз товаров в таможенном режиме импорта или реимпорта облагается налогом на добавленную стоимость (НДС). Но наличие установленной законом нормы и конституционной повинности — ничто, если есть решение суда.
Свидетельство тому — решение Приморского районного суда г. Одессы от 2 ноября 2004 года, принятое судом в составе председательствующего судьи Ларисы Чернявской (к слову, заместителя председателя этого суда) по жалобе субъекта предпринимательской деятельности — физического лица Д. (далее — СПД) на неправомерность действий Специальной государственной налоговой инспекции в Приморском районе г. Одессы (СГНИ) и Черноморской региональной таможни в г. Одессе (Таможня).
СПД обратилась в указанный суд с жалобой и просила не только признать действия ответчиков по доначислению НДС за поступившие на ее имя товары и обязательстве СПД уплатить налог неправомерными, но и обязать их осуществлять таможенное оформление грузов, поступающих на ее имя, без уплаты НДС. Основанием для этого истица считает то, что, являясь плательщиком единого налога, она не должна платить НДС при таможенном оформлении товаров по контрактам импорта.
Ответчики против иска возражали, считая свои действия правомерными. Так, представитель Таможни в судебном заседании по данному делу дал пояснения о том, что освобождение от уплаты НДС при оформлении импорта не может основываться на положениях Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» № 727/98 от 3 июля 1998 года в редакции Указа Президента Украины № 746/99 от 28 июня 1999 года (далее — Указ). Согласно данному акту, субъекты малого предпринимательства (физические лица — предприниматели и юридические лица) могут быть освобождены от уплаты НДС только по операциям налогообложения доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности. Иными словами, СПД освобождается от уплаты НДС при реализации принадлежащего ему груза на территории Украины.
Также ответчик указывал, что в соответствии с требованиями Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» объектом налогообложения этим налогом является, в том числе, продажа товаров на таможенной территории Украины, ввоз товаров на таможенную территорию Украины. Этот же закон устанавливает, что при осуществлении экспортно-импортных операций уплачивать НДС обязаны на общих основаниях все субъекты предпринимательской деятельности, в том числе субъекты малого предпринимательства, независимо от пребывания на упрощенной системе налогообложения.
Судом при рассмотрении данного дела было установлено, что Истец зарегистрирована как СПД, а согласно свидетельству от 1 января 2004 года, выданному Государственной налоговой инспекцией в Приморском районе г. Одессы, является плательщиком единого налога, и как СПД заключила с компанией из США внешнеэкономический контракт о поставке различного товара, который по своей правовой природе является торговой операцией.
Далее, исходя из установленного выше, суд приходит к заключению, что операции по покупке товаров, в том числе у нерезидентов Украины, с целью их дальнейшей оптовой реализации являются неотъемлемой частью оптовой торговли.
Дальнейшие выводы суда по данному делу еще интереснее.
Так, в решении Приморский райсуд отмечает, что на Украине отдельными законодательными актами урегулированы отношения по уплате налогов, предусмотренных Законом Украины «О системе налогообложения» и по уплате единого налога.
Статья 11 Закона Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» (Закон), отмечает суд, устанавливает освобождение субъекта малого предпринимательства от уплаты налогов и сборов только при использовании ими упрощенной системы налогообложения. Единственным нормативным актом, регулирующим эти вопросы, является Указ, и, как отмечается в решении, пункт 6 Указа допускает освобождение от уплаты НДС только в случае реализации принадлежащего ему товара на территории Украины. Также суд ссылается на то, что Указом Президента Украины «О некоторых изменениях в налогообложении» № 857/98 от 7 августа 1998 года (действовавшим на момент возникновения правоотношений и рассмотрения дела) установлено, что все операции по ввозу (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины налогооблагаются на общих основаниях. Поэтому освобождение от уплаты НДС при осуществлении торговой деятельности на территории Украины СПД-единоналожником не освобождает его от уплаты НДС при экспортно-импортных операциях, поскольку эти операции регулируются отдельным нормативным актом — Законом Украины «О внешнеэкономической деятельности». А внешнеэкономическая деятельность, в свою очередь, в том числе операции импорта, являются необязательной составной торговой деятельности.
Все это дает суду основания считать, что на Украине внедрены две самостоятельные системы налогообложения: обычная и упрощенная. (То есть судом не принимается во внимание основоположный принцип единства налоговой системы.) Первая — внедрена Законом о системе налогообложения, вторая — Указом и Законом, суть которого состоит в замене общего налогообложения уплатой единого налога.
При этом такая замена не является ни льготой, ни освобождением в налогообложении.
Также суд отмечает, что Закон о НДС определяет двух плательщиков этого налога:
— лицо, реализующее товары, то есть продавец, который при этом удерживает с покупателя НДС и передает его в бюджет. Сам покупатель не является плательщиком НДС;
— лицо, ввозящее на таможенную территорию Украины товары.
При этом суд указал, что Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» обязывает именно покупателя — резидента уплачивать НДС непосредственно в бюджет, поскольку продавец — нерезидент не может быть в данном случае плательщиком НДС, так как данный налог является внутренним налогом Украины и не может регулироваться международными договорами Украины.
Суд пришел к выводу, что резидент покупатель является плательщиком НДС, но его обязательства по уплате данного налога заменяются уплатой единого налога в случае, если он перешел на упрощенную систему налогообложения. То есть СПД, который платит единый налог, по операциям приобретения товаров по импорту не должен платить НДС и при таможенном оформлении.
Исходя из этого, исковые требования СПД Приморский районный суд удовлетворил в полном объеме. Также в своем решении суд сослался на постановление Верховного Суда Украины (ВСУ) по делу № 2-6/3401-2001 от 15 января 2003 года, которым признано, что плательщики единого налога не должны уплачивать другие налоги и сборы, установленные для общей системы налогообложения.
Вместе с тем, отметим, что хозяйственные суды по аналогичного рода спорам занимают противоположную позицию. Об этом свидетельствуют постановления Высшего хозяйственного суда Украины: от 27 февраля 2002 года, которым оставлено в силе ранее отмененное апелляционным судом решение Арбитражного суда АР Крым об отказе в удовлетворении исковых требований юридического лица — плательщика единого налога, о возмещении с таможни суммы НДС, уплаченной при таможенном оформлении импортированного товара; от 16 марта 2004 года, которым отменены ранее принятые решения, а в удовлетворении исковых требований отказано по такому же спору; от 17 мая 2005 года, которым оставлено в силе решение апелляционного суда, отменяющее решение суда первой инстанции, которым удовлетворены аналогичные исковые требования. При этом в постановлении от 16 марта 2004 года Высший хозяйственный суд Украины ссылался, в том числе, на практику ВСУ, а именно на постановление от 23 декабря 2003 года по делу № 3-2605к03/44/19, которым установлено, что плательщик единого налога освобождается от уплаты НДС только по операциям по продаже продукции, поэтому НДС по операциям ввоза (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины уплачивается такими субъектами предпринимательской деятельности на общих основаниях.
Стоит отметить, что, по имеющейся информации, описанное выше решение Приморского районного суда г. Одессы не отменено и по сегодняшний день, вследствие чего СПД уже свыше 5 лет не уплачивает НДС в бюджет.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…