До принятия 14 октября 2014 года нового Закона Украины «О прокуратуре» в перечень полномочий следователя, согласно пункту 4 части 2 статьи 40 Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины, входили полномочия по назначению ревизий и проверок. Соответствующая норма по сути была неразрывно связана с положениями частей 2–3 статьи 93 УПК Украины, в которых в контексте сбора доказательств упоминается истребование заключений ревизий и актов проверок. Тем не менее в рамках проведения реформы прокуратуры вышеуказанное полномочие следователя было исключено УПК Украины.
Однако в очередной раз сказался недостаток юридической техники законодателя. Сегодня Налоговый кодекс Украины, например, содержит подпункт 78.1.11 пункта 78.1 статьи 78, согласно которому документальная внеплановая выездная проверка осуществляется в случае получения решения судьи (судьи-следователя) о назначении проверки либо постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, прокурора, которое вынесено ими в соответствии с законом. И хотя основной уголовно-процессуальный закон и не содержит норм, регулирующих назначение подобных проверок, возможность их назначения в актах специального законодательства предусматривается.
В таком случае мы имеем дело с пробелом в законодательстве, который в той или иной мере невыгоден всем сторонам уголовного производства. В связи с невозможностью назначения соответствующих проверок/ревизий сторона обвинения по сути ограничена в инструментарии сбора доказательств. В то же время, исходя из части 3 статьи 93 УПК Украины, сторона защиты либо потерпевший также лишены возможности инициировать проведение таких проверок в случаях, когда их результаты могут быть использованы соответствующими участниками производства.
По нашему мнению, этот недостаток должен быть исправлен путем внесения изменений в УПК Украины. Необходимо четко предусмотреть возможность назначения внеплановых ревизий/проверок и вместе с тем предоставить определяющую роль в процедуре их назначения судье-следователю. Таким образом, цель изменений, внесенных с принятием нового Закона Украины «О прокуратуре», будет достигнута, а все участники процесса будут застрахованы от возможных злоупотреблений. Сейчас же правовая неопределенность в этом вопросе несет в себе риск неправомерного назначения внеплановых ревизий/проверок со стороны обвинения, что, в свою очередь, может быть использовано стороной защиты для признания соответствующих доказательств недопустимыми.
БАЛАЦЕНКО Максим — юрист ЮК FCLEX, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…