Наверное, тесная связь юридической практики и теории заложена в специфике самой профессии. Сложно представить хорошего практикующего юриста без сильной теоретической подготовки и наоборот — вряд ли научные исследования в любой сфере права имеют значение, если их невозможно применить практически, точнее, научные исследования в юриспруденции могут основываться на результатах практического применения теории права. Принимая во внимание то, что на факультетах, где обучаются будущие юристы, ныне читают не столько теорию права или его философию, сколько изучают действующее законодательство страны, разница между теорией и практикой юриспруденции представляется еще меньшей. Тем не менее она есть и проявляется в том, что преподаватели, ориентирующиеся сугубо на теорию, вряд ли смогут пояснить многие тонкости применения тех или иных норм. Особое значение это приобретает при изучении тех сфер права, которые наиболее тесно связаны с жизнью человека, и в процессуальных дисциплинах. Поэтому вполне адекватно воспринимается в юридическом мире то, что практикующие юристы передают свои навыки и знания студентам.
Преподавать или не преподавать?
Старший партнер адвокатского объединения «Юридическая фирма «Василь Кисиль и Партнеры», преподаватель и практикующий юрист, точнее — адвокат со стажем, Василий Кисиль сообщил нам, что преподавательской деятельностью начал заниматься сразу после окончания обучения на факультете международных отношений и международного права Киевского института международных отношений Киевского национального университета им. Тараса Шевченко: «Мне предложили остаться на кафедре работать в качестве преподавателя».
В целом, можно выделить целый ряд причин, влияющих на принятие решения делиться опытом с теми, кто в будущем, вполне возможно, станут конкурентами. Для одних юристов это обусловлено их желанием получить ученую степень. Как правило, аспирантам или соискателям высших учебных заведений прежде, чем всем остальным, поступает предложение вести практические занятия у студентов. Способствуют тому и появляющиеся на соответствующей кафедре вакансии.
Второй причиной принятия такого решения является внутреннее желание юриста поделиться своим опытом. Как правило, это происходит в случае, когда юрист с опытом работы видит, что уровень подготовки молодых кадров, а следовательно — будущего юридической профессии не столь высок, чтобы эта профессия ценилась в обществе.
Третьи видят в преподавании юриспруденции реализацию себя как юриста.
Впрочем, не имеют большого значения причины, по которым юристы приняли решение совмещать практику с преподаванием, основным все же будет результат. Тем не менее, отметим, что неотъемлемыми факторами для начала преподавательской деятельности являются внутреннее желание, наличие предложения и талант учителя.
Преподавание как способ самовыражения
Что же дает преподавательство юристам? Например, президент юридической фирмы «Инюрполис» Татьяна Гавриш, которая преподает уголовный процесс в Национальной юридической академии Украины им. Ярослава Мудрого, указала, что для нее преподавание — это возможность, во-первых, транслировать свои знания и опыт, а во-вторых, вызвать у студентов интерес не только к предмету, но и к будущей профессии. Помимо этого, преподавание обеспечивает дополнительные шансы вырастить достойных коллег.
Кстати, мнение о том, что, получив диплом, вчерашние студенты будут составлять конкуренцию собственным преподавателям, является заблуждением, поскольку юристов на рынке не настолько много, чтобы считать его заполненным, а во-вторых — чем лучше будет отдельно взятый юрист, тем лучшим будет отношение общества к представителям этой профессии в целом.
Преподавание как поиск коллег
Не стоит также забывать о том, что преподавание в вузе практикующими юристами может способствовать поиску сотрудников для собственного бизнеса. Так, проводя семинары, преподаватель намного лучше рассмотрит талантливого юриста, нежели просто проведя с ним собеседование и посмотрев на его послужной список.
Василий Кисиль указал, что он не только положительно относится к этому способу поиска талантливых юристов, но и сам активно применяет: «Таких случаев у меня было очень много, и об этом свидетельствует состав юристов АО «ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры». При этом гн Кисиль подчеркнул, что и в этой системе возможны ошибки — не всегда прилежный студент может стать успешным адвокатом. Адвокатская практика — это не только профессиональная подготовка, но и призвание. «Но в целом, статус преподавателя действительно дает мне возможность обратить внимание на талантливых учеников и предложить им попробовать свои силы на практике», — резюмировал Василий Иванович.
И даже Татьяна Гавриш, которая в силу того, что преподает в институте подготовки следователей для Службы безопасности Украины, этим способом поиска коллег воспользоваться не может, отметила, что среди ее студентов много талантливых молодых людей с большим потенциалом и мотивацией к саморазвитию.
Меж двух огней?
Безусловно, на то, чтобы совмещать работы, необходимо время, затраты внутренних ресурсов. Но они возмещаются, поскольку формируют новый, взаимополезный опыт и обеспечивают профессиональное удовлетворение.
Кроме того, два вида практики гармонично дополняют друг друга. Как отметил Василий Кисиль, преподавательская практика влияет и влияла на практику юридическую. Преподавательская практика дает возможность всегда быть на уровне последних достижений в законодательстве, а также в науке гражданского и международного частного права (именно эти дисциплины гн Кисиль читает ныне студентам). «Я не могу себе представить преподавателя, который зашел бы в аудиторию к студентам, предварительно перед этим не просмотрев последние публикации и нормативную базу по теме лекции, — поделился г-н Кисиль. — С другой стороны, примеры из судебной, арбитражной и ведения юридической практики значительно оживляют сам процесс преподавания дисциплин. Поэтому одно и другое настолько благотворно влияет на деятельность в целом, что в настоящее время не представляю полноценной преподавательской деятельности без своей юридической практики и наоборот».
Как видим, многих юристов, которые преподают и практикуют, такой двойственный путь формирует как личность. Наверняка именно поэтому им тяжело отказать себе в одной из профессий. Как подчеркнула г-жа Гавриш: «И деятельность практикующего юриста, и работа в академии для меня важны одинаково и, как мне представляется, являются прекрасным симбиозом. Мне точно известно, что студентам интереснее на занятиях того преподавателя, у которого есть опыт практической или научной работы, когда преподаватель может приводить примеры, основанные на результатах собственного исследования или из практической деятельности».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…