Научный подход к тонкостям юридической практики — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №8 (478) » Научный подход к тонкостям юридической практики

Научный подход к тонкостям юридической практики

Наверное, тесная связь юридической практики и теории заложена в специфике самой профессии. Сложно представить хорошего практикующего юриста без сильной теоретической подготовки и наоборот — вряд ли научные исследования в любой сфере права имеют значение, если их невозможно применить практически, точнее, научные исследования в юриспруденции могут основываться на результатах практического применения теории права. Принимая во внимание то, что на факультетах, где обучаются будущие юристы, ныне читают не столько теорию права или его философию, сколько изучают действующее законодательство страны, разница между теорией и практикой юриспруденции представляется еще меньшей. Тем не менее она есть и проявляется в том, что преподаватели, ориентирующиеся сугубо на теорию, вряд ли смогут пояснить многие тонкости применения тех или иных норм. Особое значение это приобретает при изучении тех сфер права, которые наиболее тесно связаны с жизнью человека, и в процессуальных дисциплинах. Поэтому вполне адекватно воспринимается в юридическом мире то, что практикующие юристы передают свои навыки и знания студентам.

Преподавать или не преподавать?

Старший партнер адвокатского объединения «Юридическая фирма «Василь Кисиль и Партнеры», преподаватель и практикующий юрист, точнее — адвокат со стажем, Василий Кисиль сообщил нам, что преподавательской деятельностью начал заниматься сразу после окончания обучения на факультете международных отношений и международного права Киевского института международных отношений Киевского национального университета им. Тараса Шевченко: «Мне предложили остаться на кафедре работать в качестве преподавателя».

В целом, можно выделить целый ряд причин, влияющих на принятие решения делиться опытом с теми, кто в будущем, вполне возможно, станут конкурентами. Для одних юристов это обусловлено их желанием получить ученую степень. Как правило, аспирантам или соискателям высших учебных заведений прежде, чем всем остальным, поступает предложение вести практические занятия у студентов. Способствуют тому и появляющиеся на соответствующей кафедре вакансии.

Второй причиной принятия такого решения является внутреннее желание юрис­та поделиться своим опытом. Как правило, это происходит в случае, когда юрист с опытом работы видит, что уровень подготовки молодых кадров, а следовательно — будущего юридической профессии не столь высок, чтобы эта профессия ценилась в обществе.

Третьи видят в преподавании юрис­пруденции реализацию себя как юриста.

Впрочем, не имеют большого значения причины, по которым юристы приняли решение совмещать практику с преподаванием, основным все же будет результат. Тем не менее, отметим, что неотъемлемыми факторами для начала преподавательской деятельности являются внутреннее желание, наличие предложения и талант учителя.

Преподавание как способ самовыражения

Что же дает преподавательство юрис­там? Например, президент юридической фирмы «Инюрполис» Татьяна Гавриш, которая преподает уголовный процесс в Национальной юридической академии Украины им. Ярослава Мудрого, указала, что для нее преподавание — это возможность, во-первых, транслировать свои знания и опыт, а во-вторых, вызвать у студентов интерес не только к предмету, но и к будущей профессии. Помимо этого, преподавание обеспечивает дополнительные шансы вырастить достойных коллег.

Кстати, мнение о том, что, получив диплом, вчерашние студенты будут составлять конкуренцию собственным преподавателям, является заблуждением, поскольку юристов на рынке не настолько много, чтобы считать его заполненным, а во-вторых — чем лучше будет отдельно взятый юрист, тем лучшим будет отношение общества к представителям этой профессии в целом.

Преподавание как поиск коллег

Не стоит также забывать о том, что преподавание в вузе практикующими юристами может способствовать поиску сотрудников для собственного бизнеса. Так, проводя семинары, преподаватель намного лучше рассмотрит талантливого юриста, нежели просто проведя с ним собеседование и посмотрев на его послужной список.

Василий Кисиль указал, что он не только положительно относится к этому способу поиска талантливых юрис­тов, но и сам активно применяет: «Таких случаев у меня было очень много, и об этом свидетельствует состав юристов АО «ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры». При этом гн Кисиль подчеркнул, что и в этой системе возможны ошибки — не всегда прилежный студент может стать успешным адвокатом. Адвокатская практика — это не только профессиональная подготовка, но и призвание. «Но в целом, статус преподавателя действительно дает мне возможность обратить внимание на талантливых учеников и предложить им попробовать свои силы на практике», — резюмировал Василий Иванович.

И даже Татьяна Гавриш, которая в силу того, что преподает в институте подготовки следователей для Службы безопаснос­ти Украины, этим способом поиска коллег воспользоваться не может, отметила, что среди ее студентов много талантливых молодых людей с большим потенциалом и мотивацией к саморазвитию.

Меж двух огней?

Безусловно, на то, чтобы совмещать работы, необходимо время, затраты внут­ренних ресурсов. Но они возмещаются, поскольку формируют новый, взаимополезный опыт и обеспечивают профессиональное удовлетворение.

Кроме того, два вида практики гармонично дополняют друг друга. Как отметил Василий Кисиль, преподавательская практика влияет и влияла на практику юридическую. Преподавательская практика дает возможность всегда быть на уровне последних достижений в законодательстве, а также в науке гражданского и международного частного права (именно эти дисциплины гн Кисиль читает ныне студентам). «Я не могу себе представить преподавателя, который зашел бы в аудиторию к студентам, предварительно перед этим не просмотрев последние публикации и нормативную базу по теме лекции, — поделился г-н Кисиль. — С другой стороны, примеры из судебной, арбитражной и ведения юридической практики значительно оживляют сам процесс преподавания дисциплин. Поэтому одно и другое настолько благотворно влияет на деятельность в целом, что в настоящее время не представляю полноценной преподавательской деятельности без своей юридической практики и наоборот».

Как видим, многих юристов, которые преподают и практикуют, такой двойственный путь формирует как личность. Наверняка именно поэтому им тяжело отказать себе в одной из профессий. Как подчеркнула г-жа Гавриш: «И деятельность практикующего юриста, и работа в академии для меня важны одинаково и, как мне представляется, являются прекрасным симбиозом. Мне точно известно, что студентам интереснее на занятиях того преподавателя, у которого есть опыт практической или научной работы, когда преподаватель может приводить примеры, основанные на результатах собственного исследования или из практической деятельности».

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

«Ходоки» к Президенту!

Аттестуем больше, рекомендуем меньше

Деловая практика

Налогообложение доходов от продажи недвижимости

Законодательная практика

Кому решать, кому судить?

Комментарии и аналитика

Эмиссия облигаций под жилье

Частные предприятия — ошибка ХК?

Неделя права

Комплексное vs. временное

Как предотвратить легализацию?

Глас народа будет услышан

Двадцать лет спустя…

АМКУ готовится идти в суд

Реестр событий

Рынок юристов и его тенденции

ВСУ подвел итоги за 2006 год

Смена поколений?

Давление на КСУ было и будет!

Судебная практика

Разные толкования «валового дохода»

Судебные решения

Об исправлении налоговой ошибки

Об установлении валовых расходов в деятельности предприятия

Об ограничениях для отнесения расходов к валовым расходам

Об ограничении права собственности

Тема номера

Проблемы определения платы за недра

Аспекты бюджетного возмещения НДС

Пути развития администрирования НДС

Трибуна

Конституцию — на референдум!?

Частная практика

Научный подход к тонкостям юридической практики

Юридический форум

Путь в Гаагу лежит через ВСУ

«Нотариус года». Такие итоги...

Інші новини

PRAVO.UA