Вопросы переоформления постоянного пользования землями жилой и общественной застройки наиболее актуальны в условиях земельной реформы, целью которой является создание основ равноправного развития форм собственности и хозяйствования на земле, формирование многоструктурной экономики, рационального использования и охраны земли. Для решения данного вопроса создана соответствующая правовая база, разработано значительное количество законодательных, нормативных, инструктивно-методических актов и документов, основным из которых в сфере земельных отношений является Земельный кодекс (ЗК) Украины от 25 октября 2001 года.
Согласно ЗК Украины, ранее общедоступное право постоянного пользования в настоящий момент распространяется на небольшой круг юридических лиц: это предприятия, учреждения и организации государственной и коммунальной собственности, а также общественные организации инвалидов Украины, их предприятия (объединения), учреждения и организации.
Таким образом, граждане и юридические лица, которые имеют в постоянном пользовании земельные участки, но, в соответствии с ЗК, не могут иметь их на таком праве, должны переоформить в установленном порядке право собственности на них или право аренды.
Условия и сроки переоформления земли, а также правовой статус земель определяются нормами пункта 6 Переходных положений ЗК и постановлением Верховного Совета УССР «О земельной реформе» от 18 декабря 1990 года № 563-XII с изменениями и дополнениями (Постановление).
Граждане, предприятия, учреждения и организации, получившие земельные участки в пользование до 15 марта 1991 года, в соответствии с пунктом 6 Постановления, должны до 1 января 2008 года переоформить в установленном порядке право собственности на них или право аренды.
Физические и юридические лица, которые имеют в постоянном пользовании, наследственном владении, постоянном владении земельные участки, полученные после 15 марта 1991 года, но в соответствии с ЗК не могут иметь их на таком праве, должны до 1 января 2008 года переоформить право собственности на них или право аренды.
Права землепользователя в стадии переоформления регулируются постановлением Верховного Совета УССР от 13 марта 1992 года № 2200-XII «Об ускорении земельной реформы», согласно которому в период переоформления землепользователь владеет землей на основании права «переходного периода».
Право «переходного периода» — это право пользования и право владения земельным участком.
Следовательно, землепользователь в переходный период может владеть земельным участком (воздействовать на него в соответствии со своим интересом), а также пользоваться им для удовлетворения своих потребностей.
Наличие у землепользователя специального права «переходного периода» на использование и оформление за собой земли дает основания сделать вывод, что такое право подлежит юридической защите и ограничивает собственника (распорядителя) земельного участка (местный совет или соответствующий орган исполнительной власти), в его правомочиях по владению, пользованию и распоряжению этим земельным участком. Так, ограничение в правомочии по распоряжению основывается на наличии у землепользователя права на переоформление земельного участка.
Это право закреплено за землепользователем законодательством, следовательно до окончания установленных сроков местный совет или соответствующий орган исполнительной власти не имеет права продавать земельный участок, передавать его в аренду другим лицам или изымать его без соблюдения установленной статьями 143, 149, 150, 151 ЗК Украины процедуры.
Право пользования земельным участком в «переходный период» может быть прекращено на общих основаниях, то есть только в случае нарушения землепользователем земельного законодательства и экологических требований, а также при систематической неуплате земельного налога. При этом землепользователь имеет право на защиту своего права пользования земельным участком и оформление земельного участка за собой в судебном порядке.
Переоформить земельный участок граждане и юридические лица могут путем:
— приватизации;
— аренды;
— выкупа.
Вместе с тем следует отметить, что, согласно пункту 6 Переходных положений ЗК Украины, процесс переоформления права собственности или права аренды должен быть завершен до 1 января 2008 года, а в соответствии с пунктом 6 Постановления — до 1 января 2008 года.
Юридические лица, не переоформившие право собственности или право аренды, могут считаться пропустившими срок переоформления.
В случае пропуска срока переоформления земельного участка собственник (распорядитель) земли (местный совет или соответствующий орган исполнительной власти) либо государственный инспектор по использованию и охране земель имеет право в судебном порядке требовать от землепользователя освободить участок.
В понимании статьи 212 ЗК Украины, такой земельный участок является самовольно занятым.
Самовольное занятие земельного участка, то есть завладение земельным участком без законных на то оснований, выражающееся в деятельности, связанной с фактическим владением земельным участком, влечет за собой негативные последствия для такого землепользователя.
Самовольно занятый земельный участок должен быть в судебном порядке возвращен законному собственнику в пригодном для использования состоянии.
Собственник имеет право требовать у правонарушителя приведения земельного участка в пригодное для использования состояние.
Приведение земельного участка в пригодное для использования состояние включает в себя осуществление комплекса мер, направленных на устранение нежелательных для собственника земли последствий деятельности правонарушителя.
Комплекс мер по приведению земельного участка в пригодное для использования состояние может включать снос по решению суда за счет землепользователя строений и сооружений, незаконно сооруженных на самовольно занятом земельном участке.
Вместе с тем правонарушитель может договориться с собственником земли об определенном порядке приведения земельного участка в пригодное для использования состояние.
Собственник земельного участка имеет право отказаться от возмещения причиненных самовольным захватом земельного участка убытков.
Вне зависимости от договоренности между собственником земли и правонарушителем земельный участок должен быть приведен в соответствие с земельно-кадастровой документацией.
Предусмотренная законодательством процедура возврата самовольно занятого земельного участка в судебном порядке не исключает возможность возвращения земельного участка правонарушителем в добровольном порядке с возмещением причиненного ущерба.
Таким образом, возврат самовольно занятого земельного участка означает прекращение деятельности правонарушителя на данном участке, приведение его правонарушителем в состояние, пригодное для использования, и возмещение причиненных законному собственнику или землепользователю убытков.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…