Наша служба и секретна, и трудна... — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №47 (465) » Наша служба и секретна, и трудна…

Наша служба и секретна, и трудна…

Наверное, каждый арбитражный управляющий (распорядитель имущества, управляющий санацией, ликвидатор), участвовавший в процессе восстановления платежеспособности должника или признания банкротом предприятия, деятельность которого содержит государственную тайну, сталкивался с правовыми проблемами своих полномочий относительно такого предприятия, его деятельности или отдельных аспектов деятель­ности предприятия.

Суть правовой проблемы состоит в том, что общественные отношения, формирующиеся относительно охраны, использования и т.п. объектов государственной тайны, ограничены определенными правовыми императивами. Так, относительно объектов государственной тайны существуют определенные ограничения относительно доступа, распространения, материальных носителей и т.д.

Таким образом, для того чтобы осуществить хоть какой-нибудь вид деятельности с объектом государственной тайны, необходимы так называемые специальные допуски, которые влекут за собой соответствующий правовой режим относительно их субъектов.

Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» не предусмотрено вообще никакого правового режима деятельности арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора) относительно объектов государственной тайны.

В свою очередь статья 20 Закона Украины «О государственной тайне» указывает на то, что органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации имеют право осуществлять деятельность, связанную с государственной тайной, после предоставления им Службой безопаснос­ти Украины специального разрешения. Закон не упоминает в числе субъектов, которым может быть предоставлено право на деятельность, связанную с государственной тайной, арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора). В то же время указанные лица могут иметь допуск к государственной тайне как физические лица.

Считаем, что Закон имеет определенные недостатки в части не только возможного предоставления допуска к государственной тайне, но и в предоставлении разрешения на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной. Так, при условии существования правового пробела такого рода арбитражный управляющий (распорядитель имущества, управляющий санацией, ликвидатор) не сможет представлять интересы предприятия в суде, поскольку это компетенция так называемых специальных судов или судей, имеющих допуск к соответствующей государственной тайне.

Более глобальные последствия будут иметь возможные отношения сторон в случае заключения кредиторами мирового соглашения или возможной санации должника, что влечет за собой восстановление деятельности предприятия и соблюдение всего правового режима государственной тайны.

Такой правовой режим, безусловно, придаст дополнительный импульс деятельности арбитражных управляющих. В идеале среди всех арбитражных управляющих должны быть выделены в соответствии с правилами отбора физических лиц, имеющих формы допуска к государственной тайне, отдельные из них, которые будут специализироваться на работе с предприятиями, осуществляющими деятельность с объектами государственной тайны.

Однако такой правовой режим работы влечет и определенные ограничения, связанные с защитой государственной тайны, что может отрицательно повлиять на социальное положение арбитражных управляющих. Вследствие установления соответствующего правового статуса арбитражный управляющий (распорядитель имущества, управляющий санацией, ликвидатор) должен:

— иметь помещения для проведения работ, связанных с государственной тайной, хранилища для хранения засекреченных документов и других материальных носителей секретной информации, отвечающие требованиям относительно обес­печения секретности указанных работ, исключающие возможность доступа к ним посторонних лиц, гарантирующие сохранение носителей секретной информации;

— соблюдать предусмотренные законодательством требования режима сек­ретности работ и других мероприятий, связанных с использованием секретной информации, порядком допуска лиц к государственной тайне, приемом иностранных граждан, использованием государственных шифров и криптографических средств и т.п.;

— иметь режимно-секретное подразделение.

Несмотря на существенные требования Закона относительно деятельности арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора), связанной с государственной тайной, данную категорию полномочных лиц необходимо допускать к такому виду деятельности с соответствующим финансово-материальным обеспечением.

Исходя из вышеизложенного, считаем необходимым инициировать дополнение к содержанию статьи 20 Закона Украины «О государственной тайне», где указать, что органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и другие субъекты хозяйственной деятельности имеют право осуществлять деятельность, связанную с государственной тайной, после предоставления им Службой безопаснос­ти Украины специального разрешения на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной.

РАДЫК Иван — к.ю.н., президент Всеукраинской организации инвалидов «Союз организаций инвалидов Украины», «Украинская юридическая компания», г. Харьков,

БИБКО Анна — специалист третьей категории Всеукраинской организации инвалидов «Союз организаций инвалидов Украины», «Украинская юридическая компания», г. Харьков

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Гласность в судах и техника не дружат… пока

Как реформировать СБУ?

Деловая практика

Торг здесь неуместен?

Законодательная практика

В результате ВТОрого чтения

Зарубежная практика

Французский конкурент

Украинские юристы в Сан-Диего

Комментарии и аналитика

Наша служба и секретна, и трудна...

Тени уходящих миноритариев

Без вины виноватое?

Вопросы «образцового» возникновения

Нормативные трудности перевода

Неделя права

Топливо дешевеет, проезд тоже

Подготовка кадров МВД

Руководителям в судах быть!

Намечаются ли кадровые изменения в МВД?

ВСУ — законодательную инициативу

Депутаты — в ВККС?!

Приватизация — хозяйственникам

Реестр событий

РОВНОмерный Съезд

Подсудность привела во ВСЮ

Министерство юстиции: перезагрузка

Статус правительства где-то «в трех соснах»

Судебная практика

Спор за «воздушную» землю

Судебные решения

О некоторых вопросах практики применения норм Хозяйственного процессуального кодекса Украины, затронутых в докладных записках о работе хозяйственных судов в 2005 году и в I-м полугодии 2006 года

О полномочиях прокурора в процессе

Тема номера

Минимум рисков в операциях с землей

Частная практика

Три проекта одного закона

Юридический форум

Громкие дела совершаются тихо

Інші новини

PRAVO.UA