Наверное, каждый арбитражный управляющий (распорядитель имущества, управляющий санацией, ликвидатор), участвовавший в процессе восстановления платежеспособности должника или признания банкротом предприятия, деятельность которого содержит государственную тайну, сталкивался с правовыми проблемами своих полномочий относительно такого предприятия, его деятельности или отдельных аспектов деятельности предприятия.
Суть правовой проблемы состоит в том, что общественные отношения, формирующиеся относительно охраны, использования и т.п. объектов государственной тайны, ограничены определенными правовыми императивами. Так, относительно объектов государственной тайны существуют определенные ограничения относительно доступа, распространения, материальных носителей и т.д.
Таким образом, для того чтобы осуществить хоть какой-нибудь вид деятельности с объектом государственной тайны, необходимы так называемые специальные допуски, которые влекут за собой соответствующий правовой режим относительно их субъектов.
Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» не предусмотрено вообще никакого правового режима деятельности арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора) относительно объектов государственной тайны.
В свою очередь статья 20 Закона Украины «О государственной тайне» указывает на то, что органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации имеют право осуществлять деятельность, связанную с государственной тайной, после предоставления им Службой безопасности Украины специального разрешения. Закон не упоминает в числе субъектов, которым может быть предоставлено право на деятельность, связанную с государственной тайной, арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора). В то же время указанные лица могут иметь допуск к государственной тайне как физические лица.
Считаем, что Закон имеет определенные недостатки в части не только возможного предоставления допуска к государственной тайне, но и в предоставлении разрешения на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной. Так, при условии существования правового пробела такого рода арбитражный управляющий (распорядитель имущества, управляющий санацией, ликвидатор) не сможет представлять интересы предприятия в суде, поскольку это компетенция так называемых специальных судов или судей, имеющих допуск к соответствующей государственной тайне.
Более глобальные последствия будут иметь возможные отношения сторон в случае заключения кредиторами мирового соглашения или возможной санации должника, что влечет за собой восстановление деятельности предприятия и соблюдение всего правового режима государственной тайны.
Такой правовой режим, безусловно, придаст дополнительный импульс деятельности арбитражных управляющих. В идеале среди всех арбитражных управляющих должны быть выделены в соответствии с правилами отбора физических лиц, имеющих формы допуска к государственной тайне, отдельные из них, которые будут специализироваться на работе с предприятиями, осуществляющими деятельность с объектами государственной тайны.
Однако такой правовой режим работы влечет и определенные ограничения, связанные с защитой государственной тайны, что может отрицательно повлиять на социальное положение арбитражных управляющих. Вследствие установления соответствующего правового статуса арбитражный управляющий (распорядитель имущества, управляющий санацией, ликвидатор) должен:
— иметь помещения для проведения работ, связанных с государственной тайной, хранилища для хранения засекреченных документов и других материальных носителей секретной информации, отвечающие требованиям относительно обеспечения секретности указанных работ, исключающие возможность доступа к ним посторонних лиц, гарантирующие сохранение носителей секретной информации;
— соблюдать предусмотренные законодательством требования режима секретности работ и других мероприятий, связанных с использованием секретной информации, порядком допуска лиц к государственной тайне, приемом иностранных граждан, использованием государственных шифров и криптографических средств и т.п.;
— иметь режимно-секретное подразделение.
Несмотря на существенные требования Закона относительно деятельности арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора), связанной с государственной тайной, данную категорию полномочных лиц необходимо допускать к такому виду деятельности с соответствующим финансово-материальным обеспечением.
Исходя из вышеизложенного, считаем необходимым инициировать дополнение к содержанию статьи 20 Закона Украины «О государственной тайне», где указать, что органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и другие субъекты хозяйственной деятельности имеют право осуществлять деятельность, связанную с государственной тайной, после предоставления им Службой безопасности Украины специального разрешения на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной.
РАДЫК Иван — к.ю.н., президент Всеукраинской организации инвалидов «Союз организаций инвалидов Украины», «Украинская юридическая компания», г. Харьков,
БИБКО Анна — специалист третьей категории Всеукраинской организации инвалидов «Союз организаций инвалидов Украины», «Украинская юридическая компания», г. Харьков
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…