Рынок юридических услуг, впрочем, как и любой другой рынок, давно перерос государственные границы, став явлением поистине глобальным. Одним из способов систематизации информации об участниках этого рынка являются различные исследования, ранжирования, проводимые как национальными, так и международными операторами. Ныне информацию о лидерах украинского рынка юридических услуг предоставляют, в частности, международные исследования The Chambers (Chambers Global & Chambers Europe), International Financial Law Review 1000 и PLC Which Lawyer?. Заметим, что ни одно из названных исследований не является достаточно полным и всесторонним — в первую очередь, по охвату направлений юридической практики — чаще всего это корпоративное/коммерческое и банковское/финансовое право. Остальные практические отрасли исследуются менее пристально.
Как отмечает партнер ЮФ «Саенко Харенко» Михаил Харенко, иностранные исследования проводят оценку деятельности и достижений основных игроков рынка юридических услуг Украины без разделения их по национальному признаку — на иностранные и локальные. При этом ранжирование происходит по итогам многостороннего исследования, в котором составителями рейтингов принимаются во внимание не только поданные статистические данные об объеме выполненной работы, но и масштабность отдельных проектов, их сложность или инновационность, репутация фирмы на рынке, отзывы клиентов и коллег о ее деятельности.
Анализ результатов исследований позволяет выявить зависимость между местом, занимаемым в исследовании юридической фирмой, и индивидуальными рекомендациями юристов — как правило, они совпадают. Но наличие профессиональной команды дает эффект синергии — юрфирма ранжируется более высоко.
По мнению Михаила Харенко, лидирующие позиции фирмы и ее специалистов в рейтингах взаимосвязаны, ведь юридические услуги, как, впрочем, и любой другой консультационный бизнес, очень персонифицированы. «Успех юристов влечет за собой признание фирмы, а высокие позиции фирмы в той или иной сфере права свидетельствуют о профессионализме и слаженной работе всей команды. Если специалист меняет команду, переходя в другую юридическую фирму, вполне логично, что он сохраняет свои индивидуальные позиции. Но при этом личный рейтинг даже такого профессионала высшего класса не должен автоматически влиять на рейтинговые позиции новой фирмы, поскольку их совместную работу со временем должны оценить клиенты и коллеги», — добавляет г-н Харенко.
По мнению партнера киевского офиса МЮФ «CMS Cameron McKenna» Александра Мартыненко, имидж и репутацию юридической фирме создают ее юристы. Например, привлечение к практике «CMS Cameron McKenna» на Украине юристов, чей уровень высоко оценен в международных рейтингах, позволило компании сразу занять лидирующие позиции в исследовании PLC: Which Lawyer?, войдя в категорию особо рекомендуемых юридических фирм Украины, специализирующихся в отрасли конкурентного права. Г-н Мартыненко высказал предположение, что на положительные рекомендации украинскому офису также оказала влияние репутация «CMS Cameron McKenna» и альянса CMS в Европе, в частности, в отрасли конкурентного права.
Возникает резонный вопрос объективности и полноты указанных исследований. Ведь составители таких рейтингов, не будучи участниками рынка, являются заложниками предоставленной им информации.
При этом, как отмечает г-н Харенко, на первый план выходят этические соображения и мотивы как участников рейтинга, так и его составителей, в связи с чем возникает много вопросов. «Например, насколько юридические фирмы готовы предоставлять объективную информацию о своей деятельности за исследуемый период, а не выдавать желаемое за действительное, подавая из года в год данные об одних и тех же проектах или приписывая себе экспертизу, не подтвержденную реальной работой? Насколько адекватно размещать на первой ступеньке рейтинга по Украине иностранную фирму, украинский офис которой открылся уже после проведения соответствующего исследования (речь идет об on-line обновлении рейтинга PLC Which Lawyer? по конкурентному праву)? Свидетельствует ли это об излишней предрасположенности аналитиков западных рейтингов к иностранным юридическим фирмам (всем или некоторым)?» — спрашивает Михаил Харенко.
Управляющий партнер АК «Коннов и Созановский» Татьяна Глуховская считает, что международные исследования в целом довольно объективно отображают ситуацию, сложившуюся на юридическом рынке Украины. Однако, как и многие исследования, построенные на опросе респондентов, они грешат неточностями. Зачастую респонденты по привычке называют одни и те же имена в той или иной отрасли, хотя ситуация на рынке давно изменилась. Учитывая, что иностранные редакторы далеко от нас, да и Украина не является для них приоритетной юрисдикцией, информация идет в печать с тем уровнем качества, который получился. В этом плане исследования рынка, подготавливаемые украинскими издательствами, например, Ukrainian Law Firms. A Handbook for Foreigh Clients от ЗАО «Юридическая практика», более достоверный источник, считает г-жа Глуховская.
Но в любом случае, то, что клиент, особенно зарубежный, получает информационный «срез» украинского рынка юридических услуг — от этого и юристам, и клиентам только польза.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…