Одним из наиболее распространенных среди рекламистов является вопрос о необходимости (или отсутствии таковой) заключения договоров с рабочим органом и соответственно внесения платы в городскую казну за пользование местом для размещения наружной рекламы на фасаде дома, будучи при этом собственником помещения.
Большинство рекламистов исходят из того, что если помещение принадлежит вам на праве частной собственности, то никаких договоров с рабочим органом (Главным управлением по вопросам рекламы при Киевской городской государственной администрации) заключать не нужно. И уж тем более нет оснований для перечисления соответствующей платы в городскую казну.
Вместе с тем, отвечая на этот вопрос, прежде всего нужно исходить не из правового статуса понятия «помещение», а из правового статуса понятия «дом», на наружной части которого оператор наружной рекламы желает разместить рекламную вывеску. Рассмотрим данную ситуацию на примере сложившейся судебной практики.
Итак, суть спорного вопроса заключается в необходимости (или отсутствии таковой) внесения платы за размещение рекламной вывески в магазине, принадлежащем на правах собственности распространителю наружной рекламы, который считает, что основания для этого отсутствуют. Обосновывает он это тем, что магазин, равно как и рекламная вывеска, принадлежит ему на правах частной собственности, а потому рабочий орган, обязывая заключать договор на право временного пользования местом для размещения наружной рекламы, вводит его, собственника магазина, в заблуждение.
Согласно условиям заключенного договора, его предметом является предоставление рабочим органом распространителю наружной рекламы права пользования местом для размещения рекламной вывески на основании согласованной в установленном порядке разрешительной документации, а распространитель наружной рекламы использует предоставленное место по целевому назначению —
для размещения наружной рекламы. При этом он осуществляет плату за право пользования соответствующим местом.
Вместе с тем помещение, на котором размещена рекламная вывеска, принадлежит распространителю наружной рекламы на основании договора купли-продажи, согласно которому последним приобретены нежилые помещения.
Однако согласиться с доводами распространителя наружной рекламы нельзя. И вот почему…
Статьей 1 Закона Украины «О рекламе» определено, что наружная реклама — это реклама, которая размещается на специальных временных и стационарных конструкциях, расположенных на открытой местности, а также на наружных поверхностях домов, сооружений, на элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог. В соответствии с предписаниями статьи 16 указанного Закона, размещение наружной рекламы в населенных пунктах осуществляется на основании разрешений, которые предоставляются исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов в порядке, установленном этими органами на основании Типовых правил, утвержденных Кабинетом Министров Украины. При выдаче разрешений на размещение наружной рекламы вмешательство в форму и содержание наружной рекламы запрещается. Наружная реклама на территориях, домах и сооружениях размещается при согласии их владельцев или уполномоченных органов (лиц).
Аналогичная по содержанию норма содержится и в пункте 4 Типовых правил размещения наружной рекламы, согласно которому на территориях, домах и сооружениях наружная реклама размещается при согласии их владельцев или уполномоченных ими органов (лиц) с учетом архитектуры функционально планировочных, историко-культурных факторов, типологии элементов местной среды и с соблюдением правил благоустройства территорий. Пунктом 2 Правил предусмотрено, что разрешение — это документ установленной формы, выданный распространителю наружной рекламы на основании решения исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета, который дает право на размещение наружной рекламы на определенный срок и в определенном месте.
На основании протокольного решения исполнительного органа Киевсовета (Киевской городской государственной администрации (КГГА)) распространителем наружной рекламы получено разрешение на размещение объекта наружной рекламы — рекламной вывески.
Порядок размещения наружной рекламы в г. Киеве регулирует правоотношения между исполнительным органом Киевского городского совета (КГГА) и физическими и юридическими лицами, независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, которые возникают в процессе размещения объектов наружной рекламы на территории г. Киева, и определяет порядок предоставления разрешений на ее размещение.
В силу упомянутого порядка под договором на право временного пользования местом для размещения рекламного средства, находящимся в коммунальной собственности г. Киева, понимают трехсторонний договор, сторонами которого являются: распространитель наружной рекламы, рабочий орган, КП «Киевреклама». Договор на право временного пользования местом для размещения наружной рекламы, находящимся в коммунальной собственности г. Киева, регистрируется рабочим органом. Перечень объектов коммунальной собственности города утвержден решением Киевского городского совета № 208/1642 от 21 декабря 2001 года (приложения № 1—12).
Как выяснилось, в рассматриваемом нами судебном деле дом, в котором распространитель наружной рекламы владеет помещением на правах частной собственности, относится к коммунальной собственности г. Киева. Балансодержателем этого дома является коммунальное предприятие по содержанию жилищного хозяйства, которое определяет также расходы по его содержанию, в том числе связанные с содержанием наружных поверхностей дома, на котором распространитель наружной рекламы разместил рекламную вывеску.
Таким образом, пребывание в частной собственности распространителя наружной рекламы части помещения дома, находящегося в коммунальной собственности города, при размещении им наружной рекламы на поверхности дома не может быть основанием для незаключения с рабочим органом, КП «Киевреклама» соответствующего договора и неуплаты средств согласно такому договору.
С учетом изложенного напрашивается вывод о том, что если дом принадлежит к коммунальной собственности города, его районов, соответственно требование рабочего органа при размещении наружной рекламы на поверхности такого дома о заключении договора и внесения по нему платы является законным. В противном случае, то есть если дом, на наружной части которого размещается наружная реклама, является государственной или частной собственностью, договор заключать с рабочим органом не нужно, соответственно нет оснований для внесения распространителем наружной рекламы соответствующей платы.
КЛОЧАЙ Наталия — заместитель директора ООО «Юридическая компания «Кредо Классик Консалтинг», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…