Действующим законодательством, регулирующим вопросы налогообложения, предусмотрено 14 видов местных налогов и сборов. Большинство из них являются неэффективными и даже не покрывают расходов на их администрирование. Так что вопрос структурирования местных налогов и сборов представляется весьма актуальным. Ныне в парламенте ведется активная работа по подготовке законопроекта «О местных налогах и сборах» (внесен Кабинетом Министров Украины) ко второму чтению (напомним, что законопроект № 3532 принят в первом чтении 24 декабря 2008 года). Поддержанные парламентариями положения законопроекта уже вызвали резонанс среди налогоплательщиков, называющих отдельные нормы, прежде всего, ставку рыночного сбора, неприемлемыми. В парламент даже внесено предложение об отмене результатов голосования о принятии упомянутого законопроекта в первом чтении за основу (автор — народный депутат Украины Василий Киселев).
Итак, согласно правительственному законопроекту, предлагается сократить количество местных налогов и сборов из существующих 14 до 4 налогов и 2 сборов. В частности, предлагается отменить налог на промысел; коммунальный сбор; гербовый сбор; сбор в Государственный инновационный фонд; сбор за участие в бегах на ипподроме; сбор за выигрыш в бегах на ипподроме; сбор с лиц, которые принимают участие в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за право на проведение местных аукционов, конкурсной распродажи и лотерей. Вместо сбора за парковку автотранспорта предложено ввести налог за места для парковки транспортных средств, а вместо курортного сбора — туристический сбор, который будет взиматься на всей территории Украины. Вместо рыночного сбора предложено ввести рыночный налог, кардинально изменив принципы его начисления и уплаты. Также предусмотрено существенное «преобразование» рекламного сбора. Кроме того, в перечень местных налогов предусматривается включить налог на недвижимое имущество (недвижимость), отличное от земельного участка, и плату за землю (земельный налог, а также арендную плату за земельные участки государственной и коммунальной собственности), которые ныне относятся к общегосударственным налогам и сборам. В то же время правила взимания этих двух имущественных налогов предлагается установить отдельным законом (законами).
Налог за места для парковки транспортных средств
Как уже упоминалось, вместо сбора за парковку автотранспорта проектом предложено ввести налог за места для парковки транспортных средств. Плательщиками этого налога определены лица, которым согласно решению органа местного самоуправления отведены места для организации парковки транспортных средств.
Ставки налога предлагается установить за каждый день осуществления деятельности по обеспечению парковки транспортных средств в гривнах за 1 квадратный метр площади земельного участка, отведенного для организации и осуществления такой деятельности, в размере от 0,03 до 1 % минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года. В процессе подготовки законопроекта ко второму чтению дискутируется возможность налогообложения не всего земельного участка, а его «полезной площади».
Рекламный сбор
Объектом налогообложения, согласно законопроекту, являются услуги по производству и/или распространению (размещению) рекламы, которые предоставляются рекламодателю производителем и/или распространителем внутренней и внешней рекламы, рекламы на/в транспортных средствах, а также услуги, предоставляемые во время осуществления выставочной деятельности.
Базой налогообложения определена стоимость предоставленных рекламодателю услуг, которая вычисляется, исходя из договорной стоимости, определенной по свободным ценам, но не ниже обычных.
Предлагается установить, что ставки сбора устанавливаются в размере от 0,5 до 5 % от базы налогообложения, а в случае рекламирования алкогольных напитков, пива и табачных изделий, знаков товаров и услуг (товарных знаков), других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются алкогольные напитки, пиво и табачные изделия, применяется двойная ставка налогообложения. Отметим, что, в соответствии с Декретом КМУ «О местных налогах и сборах», предельный размер налога с рекламы не должен превышать 0,1 % стоимости одноразовой рекламы и 0,5 % стоимости за размещение рекламы на длительное время. То есть законопроектом предусмотрено десятикратное увеличение ставки налога. Кроме того, проектом не определены критерии, по которым будет применяться соответствующая ставка сбора к определенному виду рекламы.
Налоговыми агентами по уплате рекламного сбора, согласно законопроекту, являются производители и/или распространители рекламы, и/или лица, которые размещают рекламу и обязаны насчитывать, удерживать и платить налог в местный бюджет от имени и за счет плательщика налога (заказчика рекламы), вести налоговый учет и подавать налоговую отчетность.
В случае, когда место размещения рекламы отличается от места регистрации налогового агента, он должен зарегистрировать свой подраздел без создания юридического лица в органах государственной налоговой службы по месту размещения рекламы.
Туристический сбор
В соответствии со статьей 10 законопроекта плательщиками туристического сбора являются граждане Украины, иностранцы, а также лица без гражданства, которые временно находятся на территории села, поселка, города или объединения сел, где действует решение органа местного самоуправления об установлении сбора, с целью туризма, лечения, командировки и другими целями, реализуемыми во время путешествия, и пользуются услугами по временному проживанию с обязательством оставить место пребывания в отмеченный срок. Наверное, можно согласиться с замечанием Главного научно-экспертного управления парламента, что вряд ли целесообразным является предложение относительно уплаты туристического сбора гражданами, которые прибыли на лечение (отмеченные цели недопустимо трактовать как туристические). Определенное сомнение возникает относительно целесообразности взимания туристического сбора с лиц, находящихся в командировке.
Туристический сбор — единственный из местных налогов и сборов, статус которого определен как необязательный для введения местными органами власти.
Рыночный налог
Изменения основ налогообложения рыночной торговли представляют наибольший интерес, поскольку касаются огромного количества предпринимателей. Представителей малого бизнеса попросту ошеломили предложенные ставки рыночного налога.
Ныне рыночный сбор предприниматель платит за торговое место. Его предельный размер не должен превышать 20 % не облагаемого налогом минимума (17 грн) на день, то есть 3,5 грн. Законопроектом предлагается установить рыночный налог в размере от 0,25 до 2,5 % от минимальной зарплаты на текущий год (на 1 января 2009 года — 605 грн) за 1 м2 общей площади рынка, то есть от 1,5 до 15 грн на день за метр квадратный рыночной территории. Платить такой налог будут лица, которые в установленном земельным законодательством порядке получили в собственность или пользование, в частности, на условиях аренды (субаренды), земельный участок с целью организации рыночной торговли.
По оценкам специалистов, в случае принятия этого закона при минимальной ставке налоговое бремя увеличится в 21,4 раза, при максимальной — в 214 раз, что, несомненно, негативно отобразится на состоянии рыночной торговли и повлечет за собой рост цен.
Среди положений законопроекта «О местных налогах и сборах», которые, скорее всего, будут доработаны при его подготовке ко второму чтению, обратим внимание на положения, касающиеся установления налогового периода длительностью 1 месяц — это повлечет лишние расходы на ведение учета и со стороны налогоплательщиков, и со стороны налоговых органов на обработку такой отчетности.
Кроме того, предложенный в законопроекте перечень местных налогов и сборов может быть дополнен. В профильном комитете обсуждают возможность введения налога на конечное потребление со ставкой в размере 2 % (с одновременным уменьшением ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18 %), а для компенсации потерь доходов местных бюджетов в связи с отменой коммунального налога предлагается ввести компенсационный налог, который будет платиться жителями, проживающими на соответствующей территории территориальной общины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…