Налоговые реалии, в которых оказались украинские резиденты с 23 мая 2020 года, никого не оставили равнодушным. Бизнес готовится жить по новым правилам, юристы изучают нюансы и ищут слабые места новелл, а в парламенте готовят очередную порцию корректировок как по содержанию, так и по срокам введения законодательства в действие. Одно уже известно наверняка: налоги мы все будем платить по-новому и изменения коснутся почти всех сфер и видов деятельности.
Безусловно, анализ изменений, привнесенных Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве»,, более известным как Закон № 466 (до подписания главой государства — как проект № 1210), потребует целого ряда публикаций по разным аспектам, а многие из них проявятся только с формированием судебной практики. Мы не ставим цели предугадать все его последствия, однако сосредоточимся на временных рамках введения норм Закона № 466 в действие, к которым стоит подготовиться уже сейчас.
В одно мгновение
Согласно разделу II Закона № 466 «Заключительные положения» он вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, кроме ряда положений. Большинство из «отсроченных» норм отложены на новый налоговый период и вступят в силу с 1 января 2021 года, однако некоторые будут применимы уже со второго полугодия текущего года.
Первыми вступили в силу так называемые технические поправки — изменения, направленные на приведение Налогового кодекса (НК) Украины в соответствие с законодательством, которое было принято значительно позже. Например, отсылки к Закону Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» заменены на отсылки к Кодексу Украины по процедурам банкротства. Устранены несогласованности, вызванные очередной реформой налоговой и таможенной служб — их разделением на разные органы. Уточнены сроки и порядок введения в действие местных налогов и/или сборов и подобные поправки.
Также уже в новом значение могут применяться некоторые термины, используемые в НК Украины, определение которым дано в статье 14 этого акта. Например, введены понятия котировочной цены, материнской компании международной группы компаний и самой международной группы компаний, уточнено понятие налогового обязательства в целях раздела V НК Украины, регулирующего вопросы уплаты налога на добавленную стоимость.
Теперь к числу связанных лиц, например, относятся не только юридически или физические лица, но и образования без создания юридического лица. Понятие постоянного представительства значительно расширено. Теперь оно включает вместо двух 24 абзаца пояснений, что является таким представительством, а что — нет. Например, наличие лиц, которые на основании договора, иной сделки или фактически имеют и реализуют полномочия вести переговоры относительно существенных условий сделок, в результате чего нерезидентом заключаются договоры (контракты) без существенного изменения таких условий, а также заключать сделки от имени нерезидента, если указанная деятельность осуществляется лицом в интересах, за счет и/или в пользу исключительно одного нерезидента и/или связанных с ним лиц — нерезидентов, будет свидетельствовать о наличии представительства в Украине. А вот направление в распоряжение лица физических лиц в пределах выполнения договоров об оказании услуг по предоставлению персонала — не будет.
Но действуют уже и другие, более важные для налогоплательщика изменения. Так, согласно дополнениям к статье 17 НК Украины налогоплательщик уже может подавать декларацию и другие документы в бумажной форме в случае возникновения технических проблем в работе электронного кабинета. Правда, при этом наличие ошибки должно быть подтверждено в порядке, установленном методологом электронного кабинета, или судом, или сообщением на официальном веб-портале центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику.
В то же время контролирующие органы по отношению к импортерам получили право получать безвозмездно в установленном порядке от государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от формы собственности, и их должностных лиц, налогоплательщиков информацию, документы и материалы, касающиеся учета и администрирования пошлины, акцизного сбора, налога на добавленную стоимость, других налогов, которые в соответствии с налоговым, таможенным и иным законодательством взимаются в связи с ввозом (пересылкой) товаров на таможенную территорию Украины или территорию свободной таможенной зоны или вывозом (пересылкой) товаров с таможенной территории Украины или территории свободной таможенной зоны. Более того, в новой редакции изложена статья 41 Налогового кодекса, которая уточняет многие вопросы относительно самих контролирующих органов, их функций, прав и обязанностей.
По-новому уже должны предоставляться налоговые консультации и подаваться налоговые декларации. Так что тем, кто воспользовался отсрочкой и не подал декларацию в связи с карантином, надо подготовиться к новой форме отчетности. Также рекомендуем сверить нормативную базу, если налогоплательщик не согласен с суммой доначисленного контролирующим органов налог, — правила, процедуры и сроки, предусмотренные статьей 56 НК Украины, несколько изменены.
Очень много изменений к статье 39 НК Украины, регулирующей вопросы трансфертного ценообразования (ТЦО), также вступили в силу. Поэтому налогоплательщикам, прежде всего работающим с нерезидентами, надо уже скорректировать свои действия и отчетность по контролируемым операциям. Пока отсрочка до 2021 года предусмотрена для норм относительно порядка запроса предоставления информации по ТЦО контролирующим органам, в том числе дополнительно, а также по созданию и оформлению мастер-файла. Другие новации этой статьи уже в силе.
Также уточняются нормы относительно взыскания акцизного сбора, расширяется перечень товаров, облагаемых таким сбором, за счет жидкостей, используемых в электронных сигаретах. Но в этой части «акцизные» поправки вступят в силу с 2021 года, и на ближайшие три года вводятся сниженные ставки акцизных сборов.
Дополнен НК Украины и новым подразделом 93 переходных положений, устанавливающим особенности взыскания рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом Украины. Так, до конца текущего года такая ставка устанавливается в размере 458,30 грн/мес за 1 мегагерц. С нового года она вырастет до 3000,00 грн/мес.
Стоит также отметить, что все поправки в подраздел 10 «Другие переходные положения» уже подлежат применению, и их никак нельзя назвать «техническими». Например, начисление и взыскание арендной платы за земельные участки, расположенные на временно оккупированной территории, подлежат возобновлению с 1 марта 2020 года. Вероятно, такую норму писали с прицелом на более скорое подписание и публикацию Закона № 466 (напомним, он был принят 16 января 2020 года), однако пока этого не случилось, надо учитывать и эту норму, как минимум определяя свои налоговые обязательства с 23 мая 2020 года. Есть и другие поправки по налогообложению компаний и лиц с временно оккупированных территорий, на которые стоит обратить внимание.
Летняя пауза
Уже в июле актуальными для налогоплательщиков станут новации относительно коммуникации с налоговыми органами. Так, расширяется функционал электронного кабинета налогоплательщика. Через него можно будет потребовать исправления неточностей или устаревшей информации о лице в информационной системе налогового органа. И корректировки в таком случае налоговики обязаны будут внести в течение двух дней.
Также уже с июля изменятся правила постановки на учет нерезидентов, осуществляющих деятельность в Украине через обособленные подразделения, включая постоянные представительства, либо приобретающих в Украине недвижимое имущество или имущественные права на него, открывающих счета в банках Украины. С этого же периода вступают в силу обновленные правила налогообложения доходов нерезидентов, предусмотренные поправками в пункт 141.4 статьи 141 НК Украины.
Важно отметить, что в этой связи с июля все резиденты, включая физических лиц — предпринимателей и физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, в том числе субъекты хозяйствования, избравшие упрощенную систему налогообложения, равно как и другие нерезиденты, при осуществлении любой выплаты в пользу нерезидента или уполномоченного им лица должны удерживать налог с доходов (согласно подпункту 141.4.1) по ставке 15 % и вносить такой налог в госбюджет Украины. Это не касается доходов, получаемых нерезидентами через постоянные представительства.
Также резиденты (кроме «единщиков» четвертой группы) должны удерживать 15 % налога с нерезидентов при выплате доходов, предусмотренных абзацами 4–6 подпункта 14.1.49, в сумме, превышающей соответствующую принципу «вытянутой руки», либо дивидендов и приравненных к ним доходов. Этот налог должен быть уплачен за нерезидента до предельной даты подачи отчета о контролируемых операциях за соответствующий отчетный период. Таким образом, адвокаты могут оказаться субъектами ТЦО.
Отметим, что уже с июля будут применяться новые ставки рентной платы за специальное использование лесных ресурсов. При этом плательщики единого налога будут освобождены от обязательства по начислению, уплате и подаче налоговой отчетности по налогу на имущество в части земельного сбора только за земельные участки, используемые «единщиками» первой, второй, третьей групп для осуществления хозяйственной деятельности (кроме деятельности по предоставлению земельных участков или расположенной на них недвижимости в аренду, наем, ссуду) и «единщиками» четвертой группы для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства.
Ответственный момент
А вот с 2021 года новаций значительно прибавится. Прежде всего отметим, что с нового налогового периода будут применяться новые, уточненные штрафы, порядки их определения и уплаты. Соответственно, значительные изменения ожидаются и в процедурах привлечения к ответственности за налоговые нарушения. Статьи 109–116 НК изложены в новой редакции, а положения статьи 112 относительно освобождения от ответственности значительно расширены.
Так, установлено, что лицо может быть привлечено к финансовой ответственности за совершение налогового правонарушения только при условии наличия вины в его деянии. То есть когда будет установлено, что оно имело возможность соблюсти правила и нормы, но не предприняло достаточных мер по их соблюдению. При этом предпринятые меры считаются по умолчанию достаточными и разумными, если контролирующий орган не докажет, что налогоплательщик действовал неразумно, недобросовестно и без необходимой осторожности. Порядок доказывания при этом определяется процессуальным законом, а все сомнения толкуются в пользу налогоплательщика.
Основаниями для освобождения от ответственности следует считать:
— истечение сроков давности применения штрафов;
— совершение действий в соответствии с индивидуальной налоговой консультацией, или обобщающей налоговой консультацией, или выводом объединенной палаты, Большой Палаты Верховного Суда о применении нормы права, даже если от него впоследствии отступили;
— действие согласно правовым выводам Верховного Суда по результатам рассмотрения образцового дела, которые потом были изменены Большой Палатой ВС;
— совершение нарушения вследствие незаконных решений, действий или бездействия контролирующих органов, а также по вине банка, органа, осуществляющего казначейское обслуживание государственных средств, учреждения — участника платежной системы, эквайера, оператора почтовой связи;
— нарушение вследствие технической и/или методологической ошибки или технического сбоя в работе электронного кабинета;
— самостоятельное исправление налогоплательщиком в установленном порядке ошибок в ранее поданных декларациях и расчетах при условии уплаты самостоятельно доначисленных обязательств и финансовых санкций, предусмотренных пунктом 50.1 статьи 50 НК Украины;
— совершение нарушения вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора);
— действия согласно консультации по вопросам практического применения отдельных норм законодательства, по вопросам таможенного дела, обобщающей консультации, если они потом были отменены;
— действия в соответствии с предварительным решением таможенного органа, если такое решение было отозвано в дальнейшем, и пр.
Дополнительно введена статья 1121, которой предусмотрены обстоятельства, смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства. Таковыми могут быть:
— совершение нарушения под влиянием угрозы, принуждения или ввиду материальной или служебной зависимости;
— совершение деяния при стечении тяжких личных или семейных обстоятельств;
— самостоятельное уведомление о допущенном правонарушении.
Давайте после нового года
С 2021 года по-новому будут определяться многие термины, например, пеня, дивиденды, содержание которых расширены в целях налогообложения. Как отмечалось выше, изменятся требования об отчетности по ТЦО и перечень подакцизных товаров.
С нового налогового периода изменятся также требования к налоговым уведомлениям-решениям, их содержанию и порядку направления налогоплательщику. Внесены поправки и в статью 58 НК Украины.
Тем, кто ведет бизнес за рубежом, важно помнить, что с января следующего года в налоговое законодательство вводится новый субъект — контролируемая иностранная компания (КИК), статусу которой будет посвящена новая статья 392.
В эту категорию попадут любые юридические лица, зарегистрированные в иностранном государстве или на территории, находящиеся под контролем физического или юридического лица — резидента Украины. В некоторых случаях к КИК могут быть приравнены образования без статуса юридического лица. Эту существенную новацию многие восприняли как наступление на стартапы украинцев за границей. Вместе с тем, независимо от источников дохода, налоги платить надо. Это конституционная обязанность каждого гражданина Украины. Тем более — резидента.
Кроме того, как подчеркивает народный депутат Украины, глава профильного Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данил Гетманцев, НК предусматривает немало исключений, при которых прибыль КИК не будет подлежать налогообложению в Украине (в т.ч. деятельность стартапа). Это коснется, в частности, КИК, чей доход не превышает 2 млн евро в отчетном году. Также КИК, зарегистрированных в одной из более 70 юрисдикций — странах, с которыми Украина подписала двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения или об обмене информацией, а также если при этом соблюдено одно из двух условий, а именно: если эффективная ставка налога на прибыль не более чем на 5 % меньше от ставки в Украине либо же часть пассивных доходов КИК составляет не более 50 % всех доходов КИК. В случае большей разницы в ставке налогообложения в Украине налог уплачивается не в полном объеме, а с вычетом реально уплаченного за рубежом.
Иными словами, резиденты КИК в Украине будут обязаны подавать отчетность о наличии и доходах своих компаний, однако при этом активный бизнес, действующий в цивилизованной юрисдикции, будет освобожден от корректировок по КИК и уплаты налогов.
Особенные особенности
Законодатель существенно дополнил подраздел 10 новыми особенностями применения положений НК.
В частности, уточнено, что положения пункта 39.4 относительно трансфертного ценообразования надо применять к финансовому году, который заканчивается в 2021 году, — для подачи отчета в разрезе стран международной группы компаний (но не ранее года, в котором будет заключено многостороннее соглашение об автоматическом обмене межгосударственными отчетами — Мultilateral Сompetent Authority Agreement on the Exchange of Country-by-Country Reports), а также для запроса контролирующих органов о подаче глобальной документации по ТЦО (мастер-файла). А вот уведомлять об участии в международной группе компаний налогоплательщики должны уже в 2021 году — об участии за 2020 год.
На 2021—2022 годы устанавливаются более лояльные требования по налогообложению КИК, а также установлено, что за нарушения, допущенные в этот период, не применяются штрафы и уголовная ответственность.
Юристам также важно взять на заметку, что ответственность контролирующего органа перед налогоплательщиком за нарушения до 2021 года применяется по нормам, действовавшим на момент нарушения. Точно так же по старым правилам будут завершаться проверки, начатые в этом году, и проходить обжалование их результатов.
Скорые улучшения
Несмотря на то что Закон № 466, исходя из его названия, был призван сбалансировать и согласовать между собой все налоговое законодательство, и его нормы оказались не идеальными. Адвокаты, налоговые консультанты сразу начали обращать внимание на несогласованность в нумерациях, опечатки и прочие нюансы.
Также многие сосредоточились на поиске коллизий, пробелов и рисков злоупотреблений со стороны контролирующих органов. Другие высказывали опасения относительно сроков и строгости законодательных новаций даже в тех случаях, когда это не требуется. Например, если говорить о тех же КИК, — чтобы такие компании, которые освобождены от уплаты налогов в Украине, подавали упрощенную налоговую отчетность с четко определенными показателями, которые налоговые органы могут запрашивать. Ведь одно из главных опасений бизнеса в Украине — не налоги, а риски утечки информации из налоговых органов либо недобросовестное ее использование самими налоговиками.
Впрочем, надо отметить, что власть не стала нахваливать Закон № 466, а оперативно отреагировала на замечания бизнеса. Уже на пятый день послКовалив и Данил Гетманцев.
Главным итогом встречи стало стратегическое решение в течение двух недель собрать все предложения по поправкам к НК Украины, обработать их и представить на рассмотрение парламента соответствующий законопроект.
В фокусе внимания рабочей группы: отсрочка вступления в силу отдельных положений, в том числе в связи с кризисом, вызванным пандемией коронавируса; упрощение правил по отдельным категориям налогоплательщиков; устранение рисков злоупотребления со стороны контролирующих органов. В том числе такие поправки коснутся КИК.
Будем надеяться, что уже на ближайшей пленарной неделе этот законопроект будет представлен парламенту, что позволит снять напряжение в бизнес-среде и спокойно готовиться к уплате налогов по новым правилам.
Ирина ГОНЧАР
«Юридическая практика»
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…