В статье 67 Конституции Украины установлена обязанность каждого уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом. Но еще в XVIII веке Ш. Монтескье сказал: «Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им». Сейчас XXI век, но взаимопонимания налогоплательщики и фискальные органы относительно той части дохода, которую надо отдавать в бюджет, так и не достигли.
Словарь деловых терминов (Dictionary of Business Terms) Джека Фридмана (Jack P. Friedman), выпущенный издательством Barron’s Educational Series, Inc., определяет налоговое планирование как «систематический анализ различных налоговых альтернатив, направленный на минимизацию налоговых обязательств в текущем и будущих периодах. Как (вместе или отдельно) сдавать отчетность, когда продавать активы и выплачивать пенсионные накопления, получать доход и оплачивать расходы, когда и в каком размере делать подарки и приобретать недвижимость — все это примеры налогового планирования».
Следует отметить, что действующее законодательство Украины не только не запрещает налогоплательщикам оптимизировать налогообложение, а во многих случаях предусматривает это. Например, согласно пункту 1 статьи 10 Закона Украины «О системе налогообложения», плательщики налогов и сборов (обязательных платежей) имеют право подавать государственным налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы относительно налогообложения. Следовательно налогоплательщики имеют право пользоваться льготами, предусмотренными законодательством. Согласно подпункту 4.4.1 пункта 4.4. Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», в случае, если норма закона или нормативно-правового акта, принятого на основании закона, или нормы разных законов или нормативно-правовых актов допускают неоднозначное (множественное) толкование прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принятия решения в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика. Осуществлять налоговое планирование необходимо и на этапе создания предприятия, и в процессе его повседневной деятельности. После создания предприятия, его руководство сталкивается с необходимостью осуществлять налоговое планирование ежедневной деятельности предприятия. Его сущность заключается в разработке и осуществлении схем хозяйственных операций, при которых налоговые обязательства будут наименьшими. Налоговое планирование в процессе деятельности предприятия получило название текущего планирования.
Мероприятия, проводимые на текущем уровне планирования, — это способы, методы минимизации налоговых отчислений. Среди них можно выделить наиболее часто применяемые:
— метод замены правоотношений — юридическое оформление хозяйственных отношений, при котором происходит замена одних правоотношений, предполагающих высокие ставки налогов, на однородные правоотношения с льготным режимом налогообложения, при этом экономическая сущность хозяйственной операции остается неизменной;
— метод разделения правоотношений заключается в выделении из одного сложного отношения нескольких простых отношений, налогообложение которых осуществляется на льготных условиях;
— метод отсрочки налогового платежа — отдаление момента возникновения налогового обязательства на следующий налоговый период;
— метод принятия учетной политики с максимальным использованием предоставленных возможностей для снижения размера налоговых платежей;
— метод применения законодательно установленных льгот для отдельных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков;
— метод смены юрисдикции управления сбытом или центра принятия управленческих решений предприятия в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в зоны льготного режима налогообложения.
Следует отметить, что применение некоторых методов предполагает возможность создания так называемых «серых» схем оптимизации. Нельзя сказать, что они полностью соответствуют законодательству, поскольку при их реализации появляются неучтенные наличные денежные средства, которые используются в личных интересах лиц, участвующих в данной схеме, но и незаконными их также трудно назвать, так как при правильной организации схема выглядит юридически безупречной.
В любом случае, применяя тот или иной метод, разработку схем оптимизации налогообложения необходимо осуществлять с учетом принципов налогового планирования. Это позволит налогоплательщикам обосновать законность своей позиции. В частности, налоговое планирование необходимо осуществлять, руководствуясь следующими принципами:
— принцип естественности
Любая схема оптимизации налогообложения не должна вызывать у фискальных органов подозрений относительно того, что она специально разработана для уклонения от уплаты налогов;
— принцип эффективности
Экономический эффект схемы налогообложения должен превышать затраты на ее реализацию;
— принцип специализации
Необходимо помнить, что в рамках действующего законодательства невозможно разработать схему, позволяющую избежать уплаты всех налогов и сборов;
— принцип временности
Фискальные органы постоянно отслеживают действия предпринимателей с целью принятия нормативных документов, запрещающих или ограничивающих наиболее известные способы снижения налогов. Поэтому в схемы необходимо постоянно вносить изменения с целью приведения их в соответствие с законодательством;
— принцип постоянного отслеживания информации
Лица, разрабатывающие схемы оптимизации налогообложения, должны обладать достоверной и оперативной информацией, чтобы иметь возможность своевременно вносить изменения в «программу» деятельности предприятия.
Сегодня появилось множество схем оптимизации налогообложения. Можно дать несколько практических советов для успешной реализации некоторых из них.
Например, применяя схемы с использованием договора комиссии, необходимо устанавливать в таком договоре обязанность комиссионера незамедлительно информировать комитента о состоявшейся отгрузке и оплате продукции, а также требовать от комиссионера отчет и копии подтверждающих документов. Поскольку, если комиссионер не подтвердит произведенные за счет комитента расходы, комитент не вправе относить их на затраты. Начиная сотрудничество с неизвестной вам фирмой с целью реализации схемы оптимизации налогообложения, в договоре необходимо четко распределять дополнительные расходы между сторонами в процессе исполнения договора. И ни в коем случае нельзя «чужие» расходы относить в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Их следует учитывать в счет своей чистой прибыли или на задолженность партнера.
Нельзя забывать о том, что внешнеэкономические контракты находятся под контролем органов государственной власти, а банки обязаны сообщать соответствующим органам о сомнительных операциях, к которым согласно части 4 статьи 64 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» относятся операции, осуществляемые при необычных или необоснованно запутанных условиях, а также экономически не оправданные или противоречащие законодательству Украины.
При правильной организации налогового планирования, грамотном применении его методов и составлении схем оптимизации налогообложения, предприятие сможет уменьшить суммы уплачиваемых налогов и сборов, тем самым увеличить экономический эффект. Однако необходимо помнить, что возможности налогового планирования не безграничны и универсальных схем «ухода» от налогов не существует.
НАГАЙ Игорь — юрист юридической фирмы «Салком», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…