Ситуация для налогоплательщиков на сегодняшний день — не из лучших: налоговый пресс значительно усилился, количество спорных вопросов возросло, а суды после реформы дали явный крен в пользу налоговой. Как пишут в прессе со слов самих налоговиков, в пользу налогоплательщиков сейчас выносится едва ли 5 % решений. Складывается впечатление, что фискальные интересы могут перевесить если не все, то очень многое. В этих условиях приходится применять новые подходы для защиты интересов налогоплательщиков. Тем более что тепличные условия налоговиков зачастую расхолаживают, обоснования их становятся «ни о чем», ведь «и так пройдет». Это, вкупе с соответствующими положениями Налогового кодекса (НК) Украины, дает некоторые возможности для защиты.
Проходить процедуру административного обжалования решений налоговой имеет смысл, даже если считать результат заранее известным, поскольку в рамках этой процедуры обязанность доказательства правомерности доначисления или иного решения возлагается на контролирующий орган (пункт 56.4 статьи 56 НК Украины). Эта норма нова для налогового законодательства, и появилась она с подачи Президента в декабре 2010 года в изменениях тогда только принятого и критикуемого НК Украины. При таком происхождении нормы можно ожидать, что госорганы должны ее воспринимать с несколько большим вниманием.
Не оставить эту норму «прекрасной мечтой» и заставить реально работать помогают другие нормы НК Украины. Согласно пункту 56.9 НК Украины, если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика не направляется в установленные сроки, то жалоба считается удовлетворенной. Подчеркнем, НК устанавливает требование предоставить именно мотивированное решение, а не отписку с формальными реквизитами решения. И это требование корреспондирует с упомянутым выше пунктом 56.4 об обязанности налоговой обеспечить доказывание правомерности доначисления или иного решения в ходе его административного обжалования. То есть мотивированным будет то решение о рассмотрении жалобы, которое доказывает полным и исчерпывающим образом правомерность доначисления или иного решения налоговой.
Для установления, мотивировано ли решение, можно обращаться, по аналогии, к критериям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда Украины от 18 декабря 2009 года № 14 «О судебном решении в гражданском деле», то есть законности и обоснованности. В частности, обоснованность подразумевает полное исследование и рассмотрение обстоятельств и аргументов, на которые ссылаются стороны. Понятно, что это требование не выполняется, если в решении ГНС упомянут и рассмотрен, например, лишь один из приведенных налогоплательщиком аргументов, а остальные (как правило, наиболее «неудобные») вообще замалчиваются. Но в случае получения отписки, а не действительно мотивированного решения, жалоба по НК считается удовлетворенной, а начисления — отмененными.
Вот только что делать, если сама налоговая с этим не согласна? Что ж — судиться. Благо пункт 56.10 НК Украины прямо устанавливает, что решение ГНС, принятое по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика, может быть обжаловано в судебном порядке. Такое решение является решением в значении статьи 17 Кодекса административного судопроизводства, поскольку именно с наличием решения, которое отвечает критерию «мотивированного», НК связывает завершение процесса обжалования и согласование налогового обязательства (пункты 56.17.3 и 56.17.5 НК соответственно).
Кроме того, если ГНС в ходе административного обжалования, результирующим документом которого является решение, не выполнена обязанность доказывания правомерности начисления — выдано немотивированное решение, то эти действия, подытоженные в форме такого неправомерного решения, могут быть обжалованы. То есть решение ГНС по результатам рассмотрения жалобы, если налогоплательщик считает его немотивированным, можно и нужно обжаловать в суде. При этом предметом рассмотрения в таком случае в отношении ГНС выступают не доначисления как таковые (налоговое уведомление-решение нижестоящего органа можно обжаловать отдельно), а соблюдение ГНС норм НК по обязанности доказывания и вынесению действительно мотивированного решения. Если суд отменяет такое решение о результатах рассмотрения жалобы, то ранее поданная в ГНС жалоба по НК считается удовлетворенной, а начисления — отмененными.
Применение этого подхода позволит разгрузить суды от тех налоговых споров, в которых налоговики явно недобросовестно отнеслись к рассмотрению жалобы: суду достаточно рассмотреть процесс обжалования и представленные в решении налоговиками аргументы и доказательства (ведь по НК они должны обеспечивать исчерпывающим и достаточным образом правомерность доначисления).
Если же налоговики предлагают суду исследовать еще что-то, то не будет ли это означать признание фактически немотивированности вынесенного в ходе административного обжалования решения? Тем более, если при рассмотрении материалов документальной проверки вышестоящим органом будет установлена их недостаточность для формирования объективного заключения, то у ГНС есть право, согласно пункту 78.1.12 НК Украины, провести по этим вопросам дополнительную внеплановую проверку. А если такая дополнительная проверка не назначалась, значит, сочли материалы полными и достаточными для обеспечения объективного вывода.
Используя эти аргументы, можно отсекать попытки налоговиков обременить налогоплательщика в суде обязанностью предоставления дополнительных документов. Суд в таком случае не уподобляется собственно налоговой и не занимается контрольно-проверочной работой, исследуя дополнительные документы, а контролирует правомерность и обоснованность действий профильного налогового органа.
Такая модель работы суда по налоговым спорам схожа с тем, что делает Европейский суд по правам человека (Евросуд). Собственно, действительное соблюдение требований процедуры, установленной законом, при рассмотрении налоговых споров (как могущей повлечь лишение налогоплательщика определенного имущества), обеспечение реально эффективной процедуры защиты интересов налогоплательщика сами по себе могут быть предметом обращения налогоплательщика в Евросуд, если обжалование немотивированного решения ГНС на национальном уровне, как рассматривается выше, не даст результата.
Словом, с учетом приведенных норм, НК Украины дает возможность переформатирования ведения в судах налоговых споров, обеспечения большей защиты налогоплательщиков. И воспользоваться такими возможностями — это уже их право. Заодно это должно заставить и налоговую подтянуть уровень работы с жалобами, уменьшить количество немотивированных отписок и, будем надеяться, уменьшить количество споров, попадающих в суд.
МИНИН Александр — старший партнер ЮФ «КМ Партнеры», г. Киев
Андрей СЕЛЮТИН,
адвокат ЮФ «АНК»
Налогоплательщикам предоставлена возможность административного обжалования в вышестоящий орган любых решений налоговых или таможенных органов в течение десяти дней с момента их вынесения или судебного обжалования (статья 56 НКУ). Решение ГНАУ или ГТСУ является окончательным в рамках процедуры апелляционного согласования налоговых обязательств, что, однако, не исключает дальнейшего судебного обжалования.
Несмотря на то что в большинстве случаев вышестоящие налоговые органы поддерживают решения подчиненных налоговых инспекций, отказываться от права на административное обжалование и сразу идти в суд стоит далеко не всегда. В соответствии с Налоговым кодексом обязанность доказывания правомерности своих решений лежит на самих налоговых органах.
С другой стороны, если налогоплательщик в установленный срок (20 дней со дня подачи жалобы) не получает мотивированного решения по своей жалобе, жалоба считается удовлетворенной. Решение считается мотивированным, если в нем обозначены результаты исследования материалов жалобы, доказательства и ссылки на конкретные законодательные нормы, которыми обосновывается решение.
Таким образом, с формальной точки зрения подача жалобы обязывает налоговый орган предоставить четкое правовое обоснование своего решения, а невыполнение этой обязанности влечет за собой признание правоты налогоплательщика.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…