5 октября с.г. Кабинет Министров Украины утвердил проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый Кодекс Украины» (проект). Текст соответствующих поправок был обнародован на сайте Министерства финансов еще 23 сентября 2016 года. Поскольку некоторые налоговые ставки были действительно снижены с начала года, то неоднократно заявлялось, что законопроект направлен на изменение подходов налоговиков. Вместе с тем анализ измененных первых двух глав Кодекса — «Общие положения» и «Администрирование налогов, сборов, платежей» — позволяет констатировать отсутствие революционных новаций. Это и считает основным позитивом Данил Гетманцев, д.ю.н., президент ЮК Jurimex: «Все совершенствуется в рамках существующих правовых институтов. Минфин в целом занимается своим основным делом. Проводится нормальная юридическая работа над исправлением ошибок». В то же время некоторые выявленные новации вряд ли пойдут на пользу налогоплательщикам.
В сторону удобства
В первую очередь, отмечает Данил Гетманцев, законопроект вносит ясность в некоторые термины, «наводит порядок» в части проведения проверок, а поправки относительно НДС — это «мощный шаг вперед, свидетельствующий, что механизм работает».
Предлагается на уровне закона закрепить определения электронной почты, электронной идентификации, а также электронного кабинета налогоплательщика. В связи с «электронизацией» вводится обязанность налогоплательщика использовать электронный кабинет для переписки с контролирующими органами в электронной форме в случае предоставления отчетности в электронной форме. Изменяется понятие бюджетного возмещения. К нему также относится автоматическое бюджетное возмещение, осуществляемое в порядке и в соответствии с критериями, определенными в разделе V Кодекса. «В таком объеме электронный кабинет налогоплательщика возникает в законе впервые», — обращает внимание г-н Гетманцев.
Датой вручения налогоплательщику документа является дата, указанная в квитанции о доставке в текстовом формате, которая отправляется по электронному кабинету автоматически и свидетельствует о дате и времени доставки документа налогоплательщику. Но если доставка осуществлена после 18.00, датой получения считается следующий рабочий день.
К прогрессивным новациям можно отнести и определение терминов «методологическая ошибка электронного кабинета» и «техническая ошибка», хотя их толкование может быть субъективным.
Не слишком ли проект перегружен общепонятными на первый взгляд терминами вроде «документ для целей настоящего Кодекса»? «Глоссарий никогда не является лишним, если он совершенен», — считает г-н Гетманцев.
Вне всяких сомнений, в Проект включен ряд изменений, которые направлены на защиту прав и законных интересов налогоплательщиков, уверена Наталья Радченко, партнер налоговой практики АО Juscutum. Среди таких изменений можно отметить:
— внедрение официального обнародования ГФС плана-графика документальных плановых проверок;
— введение полноценного электронного кабинета налогоплательщика с доступом ко всей налоговой информации о нем, к проведению сверок по расчетам с бюджетом, управлению переплатами;
— отмену необходимости предоставлять документальное подтверждение вместе с информацией по запросу контролирующего органа в ходе встречной сверки;
— отмену права должностного лица контролирующего органа, проводящего проверку, на получение от налогоплательщика копий документов, касающихся предмета проверки;
— уточнение порядка исчисления сроков на подачу возражений на акт проверки и увеличение срока уведомления о дате рассмотрения возражений;
— увеличение сроков регистрации налоговых накладных до 365 календарных дней.
Также предусмотрено упрощение порядка бюджетного возмещения НДС, его большая прозрачность. «Но станет ли проще получить возмещение фактически, станет понятно только когда нормы начнут работать», — отмечает г-жа Радченко.
Консультации по-новому
Проектом предусматривается предоставить право на письменные и электронные налоговые консультации исключительно органу, формирующему налоговую политику (Минфину); контролирующие органы (ГФС) имеют право предоставлять только устные консультации. Срок времени для подготовки консультации увеличен с 30 до 35 дней (статья 52).
Подчеркивается, что налоговые консультации предоставляются относительно практического использования отдельных «норм налогового и другого законодательства», контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, но могут касаться и других отраслей права, например трудового. «Предполагается, что консультации станут более справедливыми и не будут иметь такой очевидный фискальный уклон», — отмечает Данил Гетманцев. Однако, как подчеркивает юрист, консультирование «уходит» из электронного кабинета, ведь Минфин не имеет к нему отношения.
Основанием для подготовки обобщающих налоговых консультаций может стать «выявление обстоятельств, свидетельствующих о неоднозначности» норм законодательства. Можно сделать вывод, что Минфин вправе подготовить такую консультацию, не дожидаясь соответствующих обращений.
Вместе с тем «замыкание» полномочий на уровне Минфина, по мнению Данила Гетманцева, имеет недостатки: «Возникает вопрос: как обжаловать и где? По Кодексу административного судопроизводства Украины консультации следует обжаловать только в Окружном административном суде г. Киева. Если сейчас предоставляются консультации всеми органами, то в будущем произойдет унификация. Но справится ли Минфин?».
Запрет на привлечение к ответственности лица, действовавшего в соответствии с индивидуальной налоговой консультацией, распространяется только на случаи, когда такая консультация была предоставлена после 1 января 2017 года.
Права фискалов
Согласно статье 59, налоговое требование не направляется, если общая сумма налогового долга налогоплательщика не превышает 60 необлагаемых минимумов доходов граждан (нмдг). Сегодня установлен более низкий предел — 20 нмдг.
Контролирующие органы к тому же получают право привлекать при необходимости не только «специалистов, экспертов, переводчиков», как раньше, но и сотрудников полиции. Также они могут проводить фотосъемку и видеозапись. В случаях, предусмотренных законом, налоговый управляющий имеет право на непосредственный доступ к информации о должниках, их имуществе, доходах и средствах, в том числе к конфиденциальным сведениям, содержащимся в реестрах.
Кроме того, налоговики смогут обращаться в суд за установлением временного ограничения в праве выезда должника за пределы Украины до исполнения решения суда по погашению налогового долга.
Вводится понятие «уполномоченное лицо контролирующего органа» — это руководитель, заместитель руководителя или должностное (служебное) лицо контролирующего органа, уполномоченное руководителем такого органа на выполнение определенных его функций. Правительство вправе установить пределы такого делегирования.
Надежда на перезагрузку
Как отмечает Данил Гетманцев, в проекте делается попытка изменить характер налоговых отношений: отойти от субординации в сторону равенства. В частности, закреплено понятие «сервисное обслуживание плательщиков» — компетентные органы должны осуществлять предоставление административных, консультационных, справочных, информационных, электронных и других услуг.
Однако вместе с тем есть и «сервисы», которые кажутся перегибом. В статье 20 предусмотрено право налоговиков приглашать плательщиков налогов или их представителей для проверки правильности начисления и своевременности уплаты налогов, а также по вопросу исполнения решения суда о взыскании налогового долга. Если налогоплательщик без уважительных причин не явился по приглашению, орган ГФС вправе обратиться в суд о применении к плательщику привода. В нынешнем НК Украины такая форма «приглашения» не предусмотрена, что не в полной мере совместимо с философией налогового права.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…