Не секрет, что на законодательном уровне активно обсуждается вопрос о том, как создать условия для возвращения в страну ранее вывезенных средств и имущественных ценностей и заинтересовать лиц в выведении своих доходов из теневого оборота.
По оценкам специалистов, главной мотивацией для возвращения капитала на Украину и его легализации станет низкий уровень общих рисков политического и экономического характера, связанных с вложением средств в экономику государства. Естественно, что для снижения этих рисков необходим соответствующий закон.
В связи с этим на сегодняшний день подготовлено четыре законопроекта по соответствующей теме и уже, возможно, готовится пятый. В то же время специалисты предлагают за основу принять проект, внесенный народными депутатами Украины Сергеем Терехиным, Сергеем Буряком, Виктором Капустиным, Игорем Калиниченко, Василием Цушко, Эрнестом Галиевым и Дмитрием Святашем.
По словам главного консультанта Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Владимира Ясинского, эти законопроекты нуждаются в скорейшем рассмотрении с тем, чтобы Закон «О налоговой амнистии» был принят к 1 января 2004 года и действовал наряду с законами «О налогообложении физических лиц», «О налогообложении прибыли предприятий», изменениями в Законе «О налоге на добавленную стоимость», другими налоговыми законами, а также с рядом ипотечных.
НАЛОГОВАЯ АМНИСТИЯ
Предполагается, что при проведении этой разовой беспрецедентной акции наиболее привлекательными обстоятельствами для возвращения средств и легализации доходов станет освобождение плательщиков налогов от юридической ответственности (финансовой, административной или уголовной) за совершенные до вступления этого Закона в силу правонарушения в области налогообложения. К исчерпывающему перечню таких правонарушений проект Закона относит: недекларирование; уклонение, в том числе и умышленное, от уплаты налоговых обязательств; уклонение от декларирования валютных ценностей, размещенных за пределами Украины.
Законом будет гарантироваться освобождение лица от государственного преследования за эти правонарушения.
Законопроект предусматривает следующие объекты налоговой амнистии:
1) обязательства по уплате: налога на прибыль предприятия; НДС, который должен быть уплачен в составе цены приобретения объектов движимого и недвижимого имущества; налога на доход физических лиц; налогов, сборов, базой налогообложения которых является фонд оплаты труда; налога на землю; суммы пени, штрафных санкций и административных штрафов, предусмотренных за нарушение налогового или валютного законодательства и другие обязательства;
2) объекты собственности резидентов, находящиеся за пределами таможенной границы Украины, приобретенные с нарушением правил валютного регулирования или валютного контроля, независимо от того, влечет ли такое приобретение или такое владение объектами налогообложение, установленное на Украине, или нет.
Однако налоговая амнистия не будет распространяться на обязательства по уплате налогов, пени, штрафных санкций и административных штрафов, насчитанные контролирующими органами или самостоятельно плательщиками налогов, но не уплаченные до дня вступления Закона в силу.
Кроме того, с целью выполнения взятых на себя государством обязательств по борьбе с отмыванием денежных средств, полученных незаконным путем, законодатели не будут распространять налоговую амнистию на обязательства по уплате налогов, насчитанных сумм пени, штрафных санкций и административных штрафов, а также на незадекларированные объекты собственности, находящиеся за границей, в случае если до вступления Закона «О налоговой амнистии» в силу было возбуждено уголовное производство относительно умышленного уклонения лица от уплаты налогов или относительно нарушения правил валютного регулирования или валютного контроля.
Указанная амнистия также не будет распространяться на доходы и объекты собственности, являющиеся объектами взыскания, в соответствии с положениями Конвенции об отмывании, поиске, аресте или конфискации доходов, полученных незаконных путем.
ДЕКЛАРИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ЛЕГАЛИЗАЦИИ
Легализовать средства на Украине лицо сможет посредством их декларирования в установленные сроки. Считается, что возвращению капитала на Украину будет способствовать положение об освобождении лиц, осуществляющих декларирование объектов налоговой амнистии, от обязанности предоставить информацию об источниках происхождения доходов или объектов собственности.
ДИСКУССИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Как отметил Владимир Ясинский, законодателям, прежде чем принимать Закон, еще предстоит решить ряд дискуссионных положений.
Так, нужно определиться, необходимо ли подводить под налоговую амнистию доходы юридических лиц или только физических. Рассматриваемый законопроект распространяет право легализации доходов как на физических, так и на юридических лиц. И, по словам Владимира Николаевича, такое решение правильное, поскольку активы, вывезенные за пределы Украины юридиче-скими лицами, значительно превышают средства физических лиц, и их возврат для экономики Украины желателен.
Дискуссии вызывают и гарантии, предоставляемые субъектам налоговой амнистии. Без их надлежащего закрепления в Законе мала вероятность того, что вывезенные и сокрытые средства будут легализироваться на Украине. В статье 7 принятого за основу законопроекта по этому поводу говорится, что права плательщиков налогов относительно налоговой амнистии, предусмотренные Законом, не могут быть отменены или сужены последующими актами законодательства в соответствии со статьей 22 Конституции Украины.
Третий вопрос, нуждающийся в урегулировании, касается необходимости обложения налогом задекларированных средств и имущества. Законопроект освобождает субъектов налоговой амнистии от обязанностей по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) в ходе легализации капиталов на условиях, которые будут приняты Законом.
По прогнозам, принятие Закона Украины «О налоговой амнистии» ожидается к концу сего года. Однако успеет ли парламент справиться с этой задачей в срок — покажет время.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…