Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №30 (292) » Налоговая амнистия — акция беспрецедентная

Налоговая амнистия — акция беспрецедентная

Не секрет, что на законодательном уровне активно обсуждается вопрос о том, как создать условия для возвращения в страну ранее вывезенных средств и имущественных ценностей и заинтересовать лиц в выведении своих доходов из теневого оборота.

По оценкам специалистов, главной мотивацией для возвращения капитала на Украину и его легализации станет низкий уровень общих рисков политического и экономического характера, связанных с вложением средств в экономику государства. Естественно, что для снижения этих рисков необходим соответствующий закон.

В связи с этим на сегодняшний день подготовлено четыре законопроекта по соответствующей теме и уже, возможно, готовится пятый. В то же время специалисты предлагают за основу принять проект, внесенный народными депутатами Украины Сергеем Терехиным, Сергеем Буряком, Виктором Капустиным, Игорем Калиниченко, Василием Цушко, Эрнестом Галиевым и Дмитрием Святашем.

По словам главного консультанта Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Владимира Ясинского, эти законопроекты нуждаются в скорейшем рассмотрении с тем, чтобы Закон «О налоговой амнистии» был принят к 1 января 2004 года и действовал наряду с законами «О налогообложении физических лиц», «О налогообложении прибыли предприятий», изменениями в Законе «О налоге на добавленную стоимость», другими налоговыми законами, а также с рядом ипотечных.

НАЛОГОВАЯ АМНИСТИЯ

Предполагается, что при проведении этой разовой беспрецедентной акции наиболее привлекательными обстоятельствами для возвращения средств и легализации доходов станет освобождение плательщиков налогов от юридической ответственности (финансовой, административной или уголовной) за совершенные до вступления этого Закона в силу правонарушения в области налогообложения. К исчерпывающему перечню таких правонарушений проект Закона относит: недекларирование; уклонение, в том числе и умышленное, от уплаты налоговых обязательств; уклонение от декларирования валютных ценностей, размещенных за пределами Украины.

Законом будет гарантироваться освобождение лица от государственного преследования за эти правонарушения.

Законопроект предусматривает следующие объекты налоговой амнистии:

1) обязательства по уплате: налога на прибыль предприятия; НДС, который должен быть уплачен в составе цены приобретения объектов движимого и недвижимого имущества; налога на доход физических лиц; налогов, сборов, базой налогообложения которых является фонд оплаты труда; налога на землю; суммы пени, штрафных санкций и административных штрафов, предусмотренных за нарушение налогового или валютного законодательства и другие обязательства;

2) объекты собственности резидентов, находящиеся за пределами таможенной границы Украины, приобретенные с нарушением правил валютного регулирования или валютного контроля, независимо от того, влечет ли такое приобретение или такое владение объектами налогообложение, установленное на Украине, или нет.

Однако налоговая амнистия не будет распространяться на обязательства по уплате налогов, пени, штрафных санкций и административных штрафов, насчитанные контролирующими органами или самостоятельно плательщиками налогов, но не уплаченные до дня вступления Закона в силу.

Кроме того, с целью выполнения взятых на себя государством обязательств по борьбе с отмыванием денежных средств, полученных незаконным путем, законодатели не будут распространять налоговую амнистию на обязательства по уплате налогов, насчитанных сумм пени, штрафных санкций и административных штрафов, а также на незадекларированные объекты собственности, находящиеся за границей, в случае если до вступления Закона «О налоговой амнистии» в силу было возбуждено уголовное производство относительно умышленного уклонения лица от уплаты налогов или относительно нарушения правил валютного регулирования или валютного контроля.

Указанная амнистия также не будет распространяться на доходы и объекты собственности, являющиеся объектами взыскания, в соответствии с положениями Конвенции об отмывании, поиске, аресте или конфискации доходов, полученных незаконных путем.

ДЕКЛАРИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ЛЕГАЛИЗАЦИИ

Легализовать средства на Украине лицо сможет посредством их декларирования в установленные сроки. Считается, что возвращению капитала на Украину будет способствовать положение об освобождении лиц, осуществляющих декларирование объектов налоговой амнистии, от обязанности предоставить информацию об источниках происхождения доходов или объектов собственности.

ДИСКУССИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Как отметил Владимир Ясинский, законодателям, прежде чем принимать Закон, еще предстоит решить ряд дискуссионных положений.

Так, нужно определиться, необходимо ли подводить под налоговую амнистию доходы юридических лиц или только физических. Рассматриваемый законопроект распространяет право легализации доходов как на физических, так и на юридических лиц. И, по словам Владимира Николаевича, такое решение правильное, поскольку активы, вывезенные за пределы Украины юридиче-скими лицами, значительно превышают средства физических лиц, и их возврат для экономики Украины желателен.

Дискуссии вызывают и гарантии, предоставляемые субъектам налоговой амнистии. Без их надлежащего закрепления в Законе мала вероятность того, что вывезенные и сокрытые средства будут легализироваться на Украине. В статье 7 принятого за основу законопроекта по этому поводу говорится, что права плательщиков налогов относительно налоговой амнистии, предусмотренные Законом, не могут быть отменены или сужены последующими актами законодательства в соответствии со статьей 22 Конституции Украины.

Третий вопрос, нуждающийся в урегулировании, касается необходимости обложения налогом задекларированных средств и имущества. Законопроект освобождает субъектов налоговой амнистии от обязанностей по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) в ходе легализации капиталов на условиях, которые будут приняты Законом.

По прогнозам, принятие Закона Украины «О налоговой амнистии» ожидается к концу сего года. Однако успеет ли парламент справиться с этой задачей в срок — покажет время.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Государственная практика

Выпускники Академии прокуратуры всегда будут трудоустроены

Деловая практика

Кто вернет госисполнителей в рамки закона?

Законодательная практика

Налоговая амнистия — акция беспрецедентная

Комментарии и аналитика

Рента в Гражданском кодексе Украины

О соотношении ГК и ХК Украины

Неделя права

Аспект распространения информации

Вопросы дополнительной эмиссии

Украинский суд защитил иностранцев

Для СБ Украины — все двери открыты

АМКУ: нарушения по знаку «Эдам» нет

Новости из-за рубежа

Выпивать водителям разрешено

«Норд-Ост»: первый иск удовлетворен

Иск на действия врачей

Курение в барах запрещено

Вводится альтернативная гражданская служба

Новости профессии

В Минюсте будет пополнение

В прокуратуре Львовской области новый прокурор

Пилоту «Су-27» Топонарю предъявлены новые обвинения

Фельдману отказали в удовлетворении иска

Прецеденты

Взыскание задолженности

Признание недействительным нормативного акта местного органа власти

Признание решения АМКУ недействительным

Признание простого векселя недействительным

Судебная практика

Условия диктует «посторонний»?

Позиция Верховного Суда переменчива?

Тема номера

Защита знаков и других обозначений в сети Интернет: позиция ВОИС

Виртуальная собственность, или Нематериальная материя

Частная практика

Опыт работы рождает мастерcтво

Юридический форум

Профессиональные вопросы нуждаются в профессиональном освещении

Америка за большие налоги

Спортивные успехи «Юридической практики»

Компетентно о труде

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: