Налогообложение при банкротстве — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №8 (374) » Налогообложение при банкротстве

Налогообложение при банкротстве

Рубрика Тема номера

Предприятие получило налоговое уведомление-решение на довольно значительную сумму доначисленного налогового обязательства. При этом доначисленное предприятию налоговое обязательство состоит из основного платежа (неуплаченный налог) и штрафных санкций. Что делать? Конечно же, искать основания для обжалования уведомления-решения и его отмены. Об одном из примеров такого обжалования, вернее — о примере поиска оснований для такого обжалования и пойдет речь в этой статье.

Итак, в соответствии со статьями 1 и 4 Закона Украины от 4 декабря 1990 года «О государственной налоговой службе на Украине», Специализированная налоговая инспекция по работе с крупными налогоплательщиками (именно эта инспекция направила налоговое уведомление-решение предприятию, однако приведенное ниже касается и «обычных» ГНИ) входит в систему органов государственной исполнительной власти, соответственно в своей деятельности может руководствоваться частью второй статьи 19 Конституции Украины, то есть обязана действовать только на основаниях, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

Понятие «налоговое уведомление», порядок, основания и полномочия относительно его направления определены Законом Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (Закон об обязательствах). В частности, статьей 1 Закона установлено, что налоговое уведомление — это письменное сообщение контролирующего органа об обязанности налогоплательщика уплатить сумму налогового обязательства, определенную контролирующим органом в случаях, предусмотренных этим Законом. А пунктом 6.1 статьи 6 этого же Закона предусмотрено, что в случае, если сумма налогового обязательства рассчитывается контролирующим органом в соответствии со статьей 4 Закона об обязательствах, такой контролирующий орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором указываются основания для такого начисления, ссылка на норму налогового закона, согласно которой был сделан расчет или перерасчет налоговых обязательств, сумма налога или сбора (обязательного платежа), подлежащего уплате, и штрафных санкций при их наличии, предельные сроки их погашения, а также предупреждение о последствиях их неуплаты в установленный срок и предельные сроки, предусмотренные законом для обжалования начисленного налогового обязательства (штрафных санкций при их наличии).

В то же время, в соответствии с абзацем 3 преамбулы Закона об обязательствах, «Настоящий Закон не регулирует также вопросы погашения налоговых обязательств или взыскание налогового долга с лиц, на которых распространяются судебные процедуры, определенные Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (Закон о банкротстве).

Как было выяснено, определением хозяйственного суда было возбуждено производство по делу о банкротстве предприятия (получившего налоговое уведомление-решение) по инициативе одного из предприятий-кредиторов.

Введенные относительно предприятия процедуры распоряжения имуществом должника, в соответствии со статьей 4 Закона о банкротстве, являются судебными процедурами банкротства.

При этом абзац первый преамбулы Закона об обязательствах устанавливает, что «настоящий Закон является специальным законом по вопросам налогообложения, устанавливающим порядок погашения обязательств юридических или физических лиц перед бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательным платежам), включая сбор на обязательное государственное пенсионное страхование и взносы на общеобязательное государственное социальное страхование, начисления и уплаты пени и штрафных санкций, применяемых к налогоплательщикам контролирующими органами, в том числе за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности, и определяет процедуру обжалования действий органов взыскания».

Юридический анализ этой нормы дает возможность прийти к выводу, что Закон об обязательствах регулирует две сферы взаимоотношений, а именно:

— погашение обязательств перед бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам, а также начисление и уплату пени и штрафных санкций;

— обжалование действий органов взыскания.

Итак, учитывая перечень вопросов, регулируемых Законом об обязательствах, считаю, что абзац третий преамбулы этого Закона дает возможность не распространять на лиц, относительно которых введены судебные процедуры банкротства, положения этого Закона, устанавливающие порядок погашения обязательств юридических или физических лиц перед бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательным платежам), включая сбор на обязательное государственное пенсионное страхование и взносы на общеобязательное государственное социальное страхование, начисления и уплаты пени и штрафных санкций, применяемых к налогоплательщикам контролирующими органами, в том числе за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности, и распространять на этих лиц только положения, определяющие процедуру обжалования действий органов взыскания.

Таким образом, Закон об обязательствах не регулирует вопросы погашения налоговых обязательств и взыскания налогового долга с предприятия, в том числе путем направления налоговых уведомлений-решений, поскольку относительно него введена судебная процедура банкротства, определенная Законом о банкротстве, а именно — распоряжение имуществом должника. Так, с момента возбуждения производства дела о банкротстве к должнику применяются не общие нормы налогового законодательства, в том числе и Закон об обязательствах, а специальные нормы законодательства о банкротстве, в соответствии с которыми удовлетворение требований всех кредиторов, в том числе и налоговых органов, происходит исключительно в пределах дела о банкротстве и по процедуре, предусмотренной Законом о банкротстве (выявление всех кредиторов, очередность и пропорциональность удовлетворения их требований и т.п.).

В соответствии с Законом об обязательствах, направление уведомления-решения — это необходимое и обязательное действие для «погашения налоговых обязательств», доначисленных налоговым органом, или, в случае неуплаты таких обязательств в установленные сроки, — для «взыскания налогового долга».

Поскольку полномочия предприятия на совершение мер по погашению налоговых обязательств путем направления налогового уведомления-решения содержатся в Законе об обязательствах, в частности в статье 6, и этот Закон, в соответствии с абзацем 3 его преамбулы, не регулирует такие правоотношения налогового органа с предприятием, следовательно, принятие и направление предприятию обжалуемого налогового уведомления-решения осуществлено СГНИ вопреки положениям Закона об обязательствах и в нарушение Закона о банкротстве.

При таких обстоятельствах обжалуемое налоговое уведомление-решение является неправомерным и подлежит отмене как незаконное.

Отдельно следует рассмотреть вопрос правомерности начисления штрафных санкций.

В силу части четвертой статьи 12 Закона о банкротстве, «на протяжении действия моратория на удовлетворение требований кредиторов: … не начисляются неустойка (штраф, пеня), не применяются другие санкции за невыполнение или ненадлежащее выполнение денежных обязательств и обязательств относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей)».

В соответствии с частями четвертой и седьмой статьи 12 Закона о банкротстве, действие моратория на удовлетворение требований кредиторов, введенного одновременно с возбуждением производства по делу о банкротстве, прекращается со дня прекращения производства по делу о банкротстве.

Таким образом, обжалуемое налоговое уведомление-решение в части начисления штрафных санкций также противоречит части четвертой статьи 12 Закона о банкротстве.

Неправомерность начисления при изложенных обстоятельствах штрафных санкций подтверждается также налоговым разъяснением, изложенным в письме ГНА Украины от 21 апреля 2003 года № 6467/7/24-1117. В частности, в этом письме ГНА указала, что «поскольку мораторий на удовлетворение требований кредиторов действует на протяжении производства по делу о банкротстве, то штрафы и пеня, определенные Законом об обязательствах, за этот период действия моратория не применяются».

Надеюсь, изложенное пригодится читателям «ЮП» при возникновении споров с налоговыми органами.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Глубокий анализ актуальных проблем

Деловая практика

О роли доверенностей в налогообложении

Законодательная практика

Таможенник — сам себе судья

Комментарии и аналитика

Спешите продать, пока нет законов

Деление в семейной «арифметике»

Неделя права

Европейская конвенция: украинский контекст

«Чистки» в рядах милиции

Мирные акции не должны быть уголовно наказуемы

Постановление НБУ снова в силе

Реестр событий

Шаг навстречу реприватизации

Адвокаты ждут помощи от власти

Судьи требуют независимости

Судебная практика

Налог — единый, а субъектов — много

Нюансы налогового кредита

Судебные решения

Льготы по уплате НДС

Субъекты уплаты земельного налога

Порядок взыскания таможенной пошлины и других налогов при сезонном ввозе дизельного топлива

Налогообложение имущества организаций и учреждений Вооруженных Сил Украины

Тема номера

Налог на землю и единый налог: не будем платить дважды

Увеличивается база налогообложения?

Налогообложение при банкротстве

Трибуна

Дисциплина среди судей прежде всего

Частная практика

Вспомнить все. И изменить

Юридический форум

Банкротство — дело серьезное!

Украинские студенты едут в Гаагу

Інші новини

PRAVO.UA