Идея разработки и принятия Налогового кодекса Украины не нова. Чтобы сосчитать количество соответствующих проектов, которые регистрировались в парламенте за последние 10 лет, пальцев двух рук недостаточно. Пожалуй, даже несколько традиционно, что в парламент почти одновременно вносилось не менее двух альтернативных проектов, каждый из которых претендовал на то, чтобы стать основой «Экономической конституции страны». В настоящее время ситуация не изменилась: в парламенте V созыва также зарегистрировано два проекта налогового кодекса — народных депутатов Николая Катеринчука и др., внесенный 28 марта 2007 года, и Кабинета Министров Украины, зарегистрированный 30 октября. Впрочем, возможно, что на рассмотрение парламента VI созыва будет вынесен один проект — по заявлению г-на Катеринчука, новому парламенту предстоит доработать проект Налогового кодекса, разработанный КМУ, что свидетельствует о том, что последний проект может быть взят за основу.
Политика политикой, но в любом случае очевидно, что налоги будут взиматься в государственную казну с лиц частного права. Предлагаем рассмотреть положения проекта Налогового кодекса, разработанного КМУ (далее — Проект), о налогах, которыми будут облагаться физические лица.
Заработал — поделись!
Очевидно, что основным объектом налогообложения, налог с которого уплачивается физическим лицом, является доход такого лица. В целом, революционных положений раздел VI Проекта не содержит, вместе с тем, некоторые интересные новеллы заслуживают внимания. Так, согласно правилам данного раздела, подоходный налог уплачивают нерезиденты Украины, которые получают доходы на территории Украины (кроме случаев установления дипломатических и иных привилегий), и резиденты Украины, не зависимо от национальной принадлежности источника доходов. При этом базу налогообложения составляют: общий ежемесячный (годовой) облагаемый налогом доход, доходы, которые окончательно облагаются налогами во время их выплаты, и иностранные доходы. Как отмечалось выше, Проект предлагает изменить основания включения в совокупный доход только отдельных видов дохода. Так, например, ныне не облагаются налогом доходы в виде неустойки (штрафов, пени), возмещения материального или неимущественного вреда, в качестве возмещения убытков, понесенных налогоплательщиком как следствие нанесения ему имущественного вреда или вреда его жизни и здоровью. Проект устанавливает, что такие суммы могут быть не включены в облагаемый доход только в случае, если они получены по решению суда.
Стоит обратить внимание и на принципы налогообложения дополнительных благ, получаемых налогоплательщиком — физическим лицом. Так, согласно положениям Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц», дополнительные блага (перечень которых не предусматривается изменить в Проекте), полученные лицом, облагаются налогом на доходы физических лиц в общем порядке, если они получены таким лицом от его работодателя. Если же такие дополнительные блага исходят от других лиц, они приравниваются к подаркам и имеют соответствующий порядок налогообложения. В новом Проекте не содержится различия в налогообложении дополнительных благ в зависимости от источника их получения — все они облагаются налогом на общих основаниях. К слову, ставки налогообложения Проектом изменять не предусматривается.
Еще один аспект Проекта кодекса, который нельзя обойти вниманием — регулирование такого института как налоговый кредит. Собственно, в Проекте такого понятия не содержится, вместо него вводится институт «налоговая скидка». Думается, что такое нововведение является оправданным с точки зрения восприятия терминологии налогоплательщиками. Ведь классическое понимание термина «кредит» не соответствует его определению в налоговом законодательстве. Помимо изменения названия института, Проект предлагает иначе урегулировать и порядок предоставления налоговых скидок, а также ввести ответственность за неправомерное их использование. Так, соответствующие положения Проекта гласят, что налоговая скидка применяется к доходу, начисленному в пользу налогоплательщика на протяжении отчетного (налогового) месяца (года) как заработная плата и другие, приравненные к ней согласно законодательству, выплаты, компенсации и вознаграждения. При этом отображение суммы скидки и оснований для ее начисления — забота работодателя, показывающего данную информацию в своей квартальной отчетности. Также на плечи работодателя предлагается возложить проведение перерасчета сумм налогооблагаемых доходов, начисленных такому налогоплательщику в виде заработной платы, а также налоговой скидки, по результатам каждого отчетного налогового месяца и отчетного налогового года во время начисления заработной платы за последний месяц отчетного года или проводку окончательного расчета с налогоплательщиком, который прекращает трудовые отношения с таким работодателем, одновременно с перерасчетом предоставленных налоговых социальных льгот.
В то же время, налоговая скидка предоставляется лицу по его заявлению, а значит и ответственность за ее неправомерное установление несет лицо. Так, Проектом предлагается установить, что если налогоплательщик нарушает нормы, в результате чего налоговая скидка предоставляется по нескольким местам получения доходов, такой налогоплательщик подает заявление об отказе от налоговой скидки всем работодателям с указанием месяца, в котором имело место такое нарушение, на основании чего каждый работодатель рассчитывает и удерживает соответствующую сумму недоплаты налога и штраф в размере 100 процентов суммы такой недоплаты за счет ближайшей выплаты дохода налогоплательщику, а в случае, если сумма такой выплаты недостаточная, — за счет следующих выплат. Также нарушитель может быть наказан вследствие информирования работодателей недобросовестного налогоплательщика органами государственной налоговой службы.
Другие налоги
Впрочем, налог с доходов физических лиц хотя и является самым большим (15 % от дохода), но не единственным, который предположительно может быть взыскан с физического лица, не являющегося предпринимателем, в пользу государства налоговыми органами или иными компетентными органами. Так, в соответствии с Проектом физическое лицо может также быть плательщиком следующих общегосударственных и местных налогов и сборов:
— налога на добавленную стоимость — при покупке или приобретении в собственность, пользование или распоряжение транспортного средства, ввезенного на таможенную территорию Украины с освобождением от налогообложения, если при этом такое лицо не имеет права на освобождение от уплаты НДС. Ставка налога — 17 %;
— акцизного налога — при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Украины в объемах, которые подлежат налогообложению, в соответствии с таможенным законодательством. Ставка налога зависит от вида и объема ввозимого подакцизного товара;
— налога на транспортные средства — при первой регистрации на Украине, перерегистрации транспортных средств или если лицо является владельцем транспортных средств, которые являются объектами налогообложения. Налог уплачивается ежегодно, ставка зависит от вида транспортного средства и объема его двигателя;
— государственной пошлины — в случае обращения к уполномоченным органам и/или должностным лицам для осуществления действий, имеющих юридическое значение;
— судебного сбора — при обращении в суд;
— платы за землю — физическими лицами — собственниками земельных участков, паев, или землепользователями в размере, который зависит от качества, площади и целевого назначения земельного участка;
— платы за пользование недрами, если физическим лицом — собственником земли или землепользователем проводится добыча запасов полезных ископаемых местного значения, в случае, когда такая деятельность имеет характер предпринимательской;
— налога за торговые места на рынке — лицами, которые в установленном земельным законодательством порядке приобрели в собственность или пользование земельный участок для рынка с целью организации на таком участке рыночной торговли;
— туристического сбора — в случае прибытия на территорию соответствующей территориальной общины, на которой действует решение органа местного самоуправления об установлении такого сбора, в целях оздоровления, лечения и проч., и пользования услугами временного проживания;
— сбора с собственников собак — лица, проживающие в квартирах многоквартирных домов всех форм собственности, содержащие собак;
— сбор за проведение местных аукционов — в случае, если физическое лицо организовывает проведение аукционов в установленном законодательством порядке.
Стоит подчеркнуть, что приведенный список налогов и сборов, которые могут быть взысканы с физических лиц, не учитывает льгот, освобождений и особых режимов, которые могут применяться в порядке, установленном законодательством или по решению органа местного самоуправления. Также важно отметить, что исходя из анализа положений Проекта, другие налоги и сборы не могут быть применимы к физическим лицам, если они не зарегистрированы в качестве субъектов предпринимательской деятельности.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…