Освобождается ли предприятие от уплаты налога на землю под переданными в аренду недвижимым имуществом и сооружениями, в том числе арендатору-единоналожнику? (Арендное предприятие «Авангард», г. Евпатория)
Согласно абзацу 5 части 1 статьи 6 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 3 июля 1998 года (Указ), субъекты малого предпринимательства, уплачивающие единый налог, не являются плательщиками платы (налога на землю). Указ был разъяснен постановлением Кабинета Министров Украины от 16 марта 2000 года (постановление). Пункт 6 постановления гласит, что субъект малого предпринимательства, который согласно вышеуказанному положению не является плательщиком налога на землю, освобождается от ее уплаты лишь за земельные участки, используемые им для предпринимательской деятельности.
Статья 796 Гражданского кодекса Украины гласит, что одновременно с правом найма здания или другого капитального сооружения (их отдельной части) нанимателю предоставляется право пользования земельным участком, на котором они находятся, а также право пользования земельным участком, прилегающим к зданию или сооружению, в размере, необходимом для достижения цели найма. В договоре найма стороны могут определить размер земельного участка, передаваемого нанимателю. Если такой размер в договоре не определен, нанимателю предоставляется право пользования всем земельным участком, которым владел наймодатель. Если наймодатель не является собственником земельного участка, считается, что собственник земельного участка согласен на предоставление нанимателю права пользования земельным участком, если иное не установлено договором наймодателя с собственником земельного участка. Из этого следует, что земельные участки при аренде недвижимого имущества используются по умолчанию.
АП «Авангард» является субъектом малого предпринимательства — плательщиком единого налога. Сдача в аренду недвижимого имущества указана у них в уставе как вид предпринимательской деятельности. Из вышеуказанных положений нормативных актов следует, что предприятие освобождается от уплаты земельного налога на те земельные участки, которые непосредственно используются АП «Авангард» в предпринимательской деятельности. Таким путем следует и судебная практика.
Какие последствия влечет направление по почте налоговой декларации позже чем за десять дней до окончания предельного срока подачи декларации, согласно подпункту 4.1.7 пункта 4.1 статьи 4 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами»? (ОАО «Херсон-Авто»)
Согласно подпункту 4.1.7 пункта 4.1 статьи 4 Закона «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (Закон), налогоплательщик имеет право не позже чем за десять дней до окончания предельного срока подачи декларации направить декларацию (расчет) по адресу налогового органа по почте с уведомлением о вручении.
Согласно подпункту 17.1.1 пункта 17.1 статьи 17 Закона налогоплательщик, не подающий налоговую декларацию в сроки, определенные законодательством, уплачивает штраф в размере 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за каждую такую неподачу или ее задержку.
Закон не дает определения «подача декларации», а также не говорит прямо, что отправка по почте является таковой. Исходя из этого, определяющим фактором будет получение налоговым органом налоговой декларации (расчета). Закон предусматривает ответственность в виде штрафных санкций именно за несвоевременную подачу декларации. Если налоговый орган получил налоговую декларацию в сроки, определенные для ее подачи, он обязан ее принять, и штрафные санкции не применяются, даже если налогоплательщик отправил ее по почте позже, чем за десять дней до предельного срока подачи декларации. Такая трактовка соответствующих норм Закона опирается на подпункт 4.4.1 пункта 4.4 статьи 4 того же Закона, гласящий: «В случае если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, либо если нормы различных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение как в пользу налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…