Налог — это очень серьезно — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №41 (511) » Налог — это очень серьезно

Налог — это очень серьезно

«Налоги — это цена цивилизованнос­ти общества» — написано на фасаде здания Службы внутренних доходов Министерства финансов Соединенных Штатов Америки. Налоговая система США нацелена на обложение налогами доходов резидентов, граждан и корпораций США, получаемых ими во всем мире, а также находящихся в США доходных источников нерезидентов этой страны. На налоговую систему США возлагаются задачи поддержания конкурентной среды, защиты интересов среднего класса и справедливого распределения национального дохода для абсолютного большинства американцев, стимулирования развития малого и среднего бизнеса. США всегда оставляют за собой право облагать налогом своих граждан и резидентов в соответствии со своим внутренним налоговым законодательством, включая в некоторых случаях и бывших граждан США (только в тех случаях, когда доказано, что утрата ими американского гражданства связана со стремлением избежать налогообложения, при этом налогом может облагаться источник доходов бывшего гражданина США, находящийся в Соединенных Штатах). Основная часть американских граждан (около 90 %) выплачивает в виде налогов примерно 25 % от своих доходов. У оставшихся 10 % доля налоговых отчислений выше, иногда она достигает 50 %. При этом налоги в США признаются одними из самых низких в индустриально развитых странах — их доля составляет всего 28 % ВВП (в среднем, в индустриальных странах этот показатель достигает 38 %).

Система налогообложения в США, как в любом федеративном государстве, подразделяется на федеральную налоговую систему и на систему налогов штатов и муниципальных образований. Для федеральных налогов характерна прогрессивная шкала, поэтому основное бремя их уплаты лежит на обеспеченных слоях населения. Напротив, местные налоги имеют плоскую или, в некоторых случаях, регрессивную шкалу, что способствует более или менее равномерному участию жителей той или иной территории в формировании доходной части ее бюджета. Основные федеральные налоги в США — подоходный (подразделяется на персональный и корпоративный) и налог на потребление. Федеральные налоги едины и обязательны для всех жителей США, в то время как местные системы налого­обложения отличаются друг от друга: например, не все штаты и территории обязывают своих жителей платить местные налоги.

Личный подоходный налог

Федеральный подоходный налог с населения составляет основную часть доходов федерального бюджета. Он взимается с физических лиц, а также с индивидуальных предприятий и партнерств, не имеющих статуса юридического лица. Каждый налогоплательщик — физическое лицо имеет свой налоговый статус. В зависимости от принадлежности к той или иной группе налогоплательщик имеет право на налоговые льготы.

Характерная особенность налоговой политики США состоит в том, что далеко не все американцы должны полностью платить установленные налоги на физических лиц. Параллельно с основными налоговыми ставками в стране существует сложная система налоговых исключений и льгот, которая частично или полностью освобождает миллионы американских граждан от налоговых платежей.

Если учесть разный социальный статус и, как следствие, различную платежеспособность граждан, то налог на доход частных лиц является уникальным инструментом перераспределения (уравнивания) социального блага. Кроме того, персональный подоходный налог дает возможность учитывать способность платить налог, не выражающуюся в доходе (из-за различий в семейном статусе и, как следствие, в ответственности).

Персональный подоходный налог из федеральных является наиболее важным и считается наиболее справедливым источником государственных средств. Из‑за прогрессивной шкалы его фактические сборы сильно процикличны (колебания происходят в фазе с ВНП, но с большей амплитудой).

Налог c доходов корпораций

Налог c доходов корпораций впервые начал взиматься в 1909 году (ставка тогда составляла всего 1 %). Ставка налогообложения доходов корпораций имела тенденцию к повышению в военное время: до 12 % в Первую мировую войну, до 40 % — во Вторую и 52 % — во время Корейской войны. В 1979 году этот налог был снижен до 46 %. В настоящее время сборы по корпоративному налогу относительно невелики, но существенны, потому что их трудно заменить каким-либо другим налогом. Кроме того, в отсутствие этого налога облагаемый доход граждан существенно уменьшился бы из-за удержания корпорациями своих прибылей. Налог на доходы корпораций занимает лишь третье место в доходах бюджета. Его основная ставка — 34 %. Но вносится он ступенчато, что чрезвычайно важно для средних и малых предприятий. Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты штатов. Ставка обычно стабильна, хотя встречается и градуированная шкала штатного налога. Наиболее высок этот налог в штатах ­Айова —12 %, ­Коннектикут — 11,5 %, округе Колумбия — 10,25 %. Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи — от 3 до 5 %, Юта — 5 %.

Корпоративные доходы облагаются федеральным налогом дважды: первый раз, когда заработан доход, и второй раз, когда доход распределен. В этом общем для большинства американских корпораций правиле двойного налогообложения корпоративного дохода есть исключения для группы «родственных» корпораций, которые ежегодно заполняют единую налоговую декларацию, а также для некоторых других особых корпораций.

Существуют особые правила для корпораций, служащих своеобразным транспортным средством для инвестиций. Речь идет о таких типах корпораций, как компании, регулирующие инвестиции, тресты, инвестирующие в недвижимость, компании, инвестирующие операции по сдаче в залог недвижимой собственности. Обычно эти корпорации не уплачивают налог, но это делают их акционеры, являющиеся инвесторами.

Такая вариация эффективной налоговой ставки по индустриям признается основным недостатком налогообложения корпораций, искажающим распределение ресурсов и снижающей таким образом продуктивность капитала, затрудняя оптимальное инвестирование.

Налоги на потребление

Потребительские налоги в основном используются штатами и местными органами управления, для которых это незаменимый источник постоянного дохода. На федеральном уровне, однако, они непопулярны, поскольку считается, что они сдерживают экономическую активность. Поэтому их основная функция — коррекция схем производства, распространения и потребления товаров.

Потребительские налоги подразделяются на НДС, налоги с продаж, налоги с оборота, акцизы, налоги на предметы роскоши. Даже в случае плоской налоговой шкалы распределение налогового бремени зависит от эластичности спроса/предложения конкретного товара; те экономические агенты, чье поведение менее чувствительно к цене, несут большее налоговое бремя. Действие акцизов основывается именно на этом принципе. Если спрос и/или предложение неэластично, то даже высокая ставка налога не ведет к сильному сокращению облагаемого обращения (дорожный налог, сырая нефть, телефонная связь, авиаперевозки). И напротив, в случае, когда эластичность спроса и предложения достаточно высока, акциз используется для сокращения нежелательных внешних эффектов (экстерналий) подакцизного товара (алкоголь, табак).

Акцизы не очень популярны, потому что, как правило, их бремя падает на потребителя. К тому же они несправедливы из-за их различия в налогообложении налогоплательщиков с различными шаблонами потребления. Закон о сокращении акцизов (The Excise Tax Reduction Act) от 1965 года отменил большинство федеральных акцизов, за исключением некоторых регулирующих и дорожного акциза, из которых оплачивается амортизация инфраструктур, критических для бизнеса и частных лиц.

Налогообложение нерезидентов

Налогообложение доходов в США в применении к нерезидентам исходит из того, является ли подлежащий налого­обложению доход результатом предпринимательской деятельности или работы по найму в Соединенных Штатах или нет. Кстати, иностранное физическое лицо рассматривается резидентом Соединенных Штатов для целей налогообложения, если это лицо считается резидентом в соответствии с иммиграционным законодательством США (имеет «зеленую карточку»), или же это лицо находится в США по крайней мере 31 день в течение текущего года, а в течение последних трех лет это лицо находилось в США в общей сложности 183 дня.

Обычно доходы от предпринимательской деятельности нерезидента облагаются налогом в соответствии с теми же правилами и в том же порядке, что и соответствующие доходы резидента США. Плательщики-нерезиденты, работающие по найму в США, платят подоходный налог по тем же ставкам, что и резиденты и граждане США, но поскольку нерезиденты облагаются налогом только по доходным источникам, находящимся в США, то на них распространяется меньше налоговых льгот по сравнению с резидентами и гражданами США.

Если доходный источник, находящийся в США, не связан с ведением бизнеса в США (дивиденды, арендная плата, пошлина, доходы от процентов и т.п.), то подоходный налог уплачивается по итогам года по ставке 30 %. Прирост капитала в результате продажи ценных бумаг обычно не облагается налогом, если плательщик является нерезидентом, исключение составляют некоторые ценные бумаги, подкрепленные недвижимой собственностью в США.

Доходы, полученные от сдачи в наем недвижимой собственности, облагаются налогом либо по ставке 30 % как валовая сумма дохода, либо по обычной ставке как чистый доход по выбору самого плательщика.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Техническая фиксация: не готовы!

Деловая практика

Предложение инвесторам

Электронное декларирование

Законодательная практика

Исполнение по-новому...

Зарубежная практика

Налог — это очень серьезно

Комментарии и аналитика

Новшества в проведении проверок

Когда давность станет собственностью?

Правила перевозок

Неделя права

Ничего себе — все государству!

ПАСЕ оставила кандидатов

Защита «ценной» конкуренции

Ответственность судей по-европейски

Автоматически — не значит эффективно

По сицилийскому рецепту

Реестр событий

Реформы глазами Комиссара

Решения ВАСУ в Интернете

Депутаты по ПРАВУ

Судебная практика

Приоритет обязательств

Судебные решения

Об исполнении условий договора о предоставлении телекоммуникационных услуг

О правах потребителей коммуникационных услуг

Об основаниях для побуждения к заключению договора о предоставлении информуслуг

Тема номера

Плетется глобальная аntispam-паутина

Частная практика

Юрист с нечеловеческим лицом

Юридический форум

Гражданский мониторинг в судах

Книги для судей

Інші новини

PRAVO.UA