Накладная записка — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №43 (1087) » Накладная записка

Накладная записка

ГФС Украины предлагает откорректировать признаки, по которым налоговые накладные не будут подлежать мониторингу

Налоговое законодательство — одна из тех сфер, куда ежегодно вносятся изменения, причем речь идет как о законах, так и о подзаконных нормативных актах. Второй год пошел с момента введения в действие системы автоматизированного мониторинга соответствия налоговых накладных/расчетов корректировки критериям оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации таких налоговых накладных/расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных (СМКОР). За этот период законодательное урегулирование претерпело существенные изменения.

Напомним, что в тестовом режиме система заработала с 1 апреля 2017 года, а полноценное введение ее в действие произошло спустя три месяца — 1 июля того же года. К слову, в период работы системы в тестовом режиме блокировка регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки по рисковым операциям не проводилась. Тем не менее, как и прогнозировалось, под основной удар попал реальный бизнес, хотя, теоретически, главная задача СМКОР заключается в борьбе со схемами получения необоснованной налоговой выгоды. К слову, до приостановления работы системы в текущем году Министерство финансов Украины совместно с Государственной фискальной службой (ГФС) Украины неоднократно делало попытки улучшить ситуацию путем внесения изменений в действующие нормативные акты, но эти действия не привели к ожидаемым результатам. А с 1 января 2018 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины, которыми, в частности, установлено, что до принятия нового Порядка приостановления регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных (Порядок) Кабинетом Министров Украины (КМУ) приостановление регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки проводиться не будет.

В марте с.г. вступил в силу новый Порядок и приняты новые «Критерии рисковости налогоплательщика». Справедливости ради отметим, что после введения нового порядка и критериев судьи административной юстиции неоднократно отмечали, что количество судебных споров в этой сфере существенно уменьшилось. Примечательно, что с августа 2017 года именно споры, связанные с блокировкой налоговых накладных, составляли подавляющее большинство всех налоговых судебных споров. Более того, на протяжении всего периода работы СМКОР по старым правилам судебные инстанции и Совет бизнес-омбудсмена в большинстве случаев становились на сторону бизнеса.

ГФС Украины подготовила очередные изменения уже в новый Порядок приостановления регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных (Реестр), утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 21 февраля 2018 года № 117.

Как говорится в пояснительной записке к проекту документа, «существует вероятность приспособления недобросовестных налогоплательщиков к признакам этой системы, при соответствии которым налоговая накладная не подлежит мониторингу. Это может привести к нарушениям налогового законодательства. Поэтому целесообразно усовершенствовать соответствующие признаки, не оказав при этом дополнительного давления на средний и малый бизнес».

Примечательно, что в анализе регуляторного влияния к проекту приведены статистические данные о количестве поданных на регистрацию налоговых накладных/расчетов корректировки с учетом приостановленных по состоянию на 12 сентября 2018 года. Так, количество поданных на регистрацию налоговых накладных/расчетов корректировки составляет 121 769 811, приостановленных — 225 702 (из них по критериям рисковости налогоплательщика — 208 145, а по критериям рисковости осуществления операций — 17 557).

Изменения вносятся в пункт 3 раздела, регламентирующего автоматизированный мониторинг соответствия налоговых накладных/расчетов корректировки критериям оценки степени рисков. Напомним, что пункт 3 Порядка определяет те признаки, по которым налоговые накладные и расчеты корректировки не блокируются. В соответствии с пунктом 4 Порядка, в случае если по результатам проверки налоговой накладной/расчета корректировки установлено, что налоговая накладная/расчет корректировки соответствует одному из признаков, определенных в пункте 3 настоящего Порядка, такая налоговая накладная/расчет корректировки не подлежит мониторингу и регистрируется в Реестре.

Регулятор предлагает и уточнить формулировку пункта 3, предусмотрев, что на расчеты корректировки, составленные в случае уменьшения суммы компенсации стоимости товаров/услуг их поставщику (продавцу), до проведения мониторинга, по результатам которого возможно приостановление их регистрации, не распространяется действие этого пункта.

Кроме того, значение показателя D (расчетная величина, равная S/T, где S — общая сумма уплаченных за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором составлена налоговая накладная/расчет корректировки, сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов и сборов (кроме суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной при ввозе товаров на таможенную территорию Украины) налогоплательщиком и его обособленными подразделениями; T — общая сумма поставки товаров/услуг на таможенной территории Украины, облагаемых по ставкам 0, 20 и 7 процентов, указанных плательщиком налога в налоговых накладных/расчетах корректировки, зарегистрированных в Реестре за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором составлена налоговая накладная/расчет корректировки) предлагается увеличить с 0,03 до 0,05. По мнению ГФС Украины, такие нововведения позволят уменьшить возможность «приспособления» недобросовестными налогоплательщиками к соответствующему показателю за счет уплаты живых средств в бюджет.

Следующие изменения касаются подпункта 2 пункта 3 Порядка: устанавливается, что в общем объеме поставок за текущий месяц, составляющем менее 500 тыс. грн, на одного покупателя сумма такого объема не должна превышать 50 тыс. грн.

«Так, с большим количеством поставщиков и объемом реализации в месяц на сумму менее 500 тыс. грн заказчик сомнительного налогового кредита беспрепятственно может его получить, ведь в существующей редакции подпункта 2 пункта 3 Порядка такие налоговые накладные не подлежат мониторингу и регистрируются в Реестре», — разъясняется необходимость внесения изменений в анализе регуляторного влияния.

В целом, по мнению ГФС Украины, такие изменения позволят уменьшить давление на добросовестных налогоплательщиков, предоставят возможность беспрепятственно регистрировать налоговые накладные на осуществление поставки товаров/услуг путем автоматизированного учета соответствующей информации и устранят спорные вопросы безусловности налогового кредита, сформированного за счет регистрации налоговых накладных и/или расчетов корректировки к ним, не подлежащих мониторингу. Более того, такие изменения не должны повлечь за собой дополнительное давление на бизнес.

Таким образом, малому и среднему бизнесу уже следует готовиться к новым нормам, регулирующим порядок регистрации налоговых накладных и, вероятно, ожидать новых «Критериев рисковости», поскольку уже сегодня одним из нестандартных оснований для отмены решения налоговой об отказе в регистрации налоговой накладной является их обжалование в контексте ненадлежащего согласования этого документа Министерством финансов Украины и обнародования Государственной фискальной службой Украины.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государство и юристы

Незаконные ограничения на пользование личным вертолетом нарушают право собственности

Игнорирование утверждения о расистских мотивах действий нарушает запрет дискриминации в процессуальном контексте

Большая Палата ВС стала на сторону кандидата в прокуроры в споре с КДКП

ВС высказался о принадлежности мопеда к транспортным средствам

Накладная записка

Открыть окно

Конспект

Спорная защита

Отрасли практики

Доверительная грамота

Охрана, отмена

Раскрытый смысл

Проверка связи

Репортаж

Римский форум

Командный зачет

Самое важное

Дисциплинарный совет

Былая гвардия

Торговый центр

Судебная практика

Предложено сразу пять законопроектов, расширяющих доступ к нотариальным услугам в сельской местности

Введена уголовная ответственность за незаконное пересечение госграницы

Принят Кодекс Украины по процедурам банкротства

Гражданский порядок

Тема номера

Пересечение уместности

Неоправданный иск

Затруднительные обстоятельства

Точка доступа

Условный знак

Лишившись — прав

Расширенное совещание

Торг не уместен

Поставить на паузу

Винить, в обязанность

Суд ЕС обязал Польшу приостановить судебную реформу

В Германии время в пути в рамках командировок приравняли к рабочему

Занятие шеймингом

Частная практика

ЮФ AVELLUM консультировала Diligent Capital Partners по вопросам приобретения 16 % акций Allseeds

Пошаговая деструкция

Юристы ЮА «Абсолют» взыскали в пользу ПАО «ПУМБ» более 200 миллионов гривен

ЮФ «Боровик и Партнеры» выступила советником группы Geberit в связи с процедурой squeeze out

Адвокатский запрос

Сфера слияния

Інші новини

PRAVO.UA