Подтверждение легальности происхождения средств — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 45 » Найти по амнистии

Найти по амнистии

Подтверждение легальности происхождения средств

Рубрика Тема номера
«Амнистия капиталов» не освободит от ответственности за другие преступления и позволит контролирующим органам находить у декларантов иные нарушения в ходе внеплановой выездной проверки

Сегодня мир столкнулся с тем, что без надлежащего подтверждения легальности происхождения средств невозможно ни приобрести объект недвижимости, ни инвестировать в развитие бизнеса, даже при размещении средств на банковском счете возникают вопросы относительно источника их происхождения.

«Амнистия капиталов»

Законопроект № 1232 от 2 сентября 2019 года «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей применения специального декларирования за нарушения физическими лицами налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, имевшие место до 31 декабря 2018 года» предусматривает освобождение от юридической ответственности за нарушения, совершенные до 31 декабря 2018 года, при условии дальнейшей уплаты налогового обязательства в порядке и размерах, установленных этим законопроектом.

В соответствии с законопроектом № 1232 физические лица смогут воспользоваться льготной ставкой при соблюдении следующих условий:

— размещение валютных ценностей на счетах в банковских и других финансовых учреждениях Украины; данные валютные ценности должны храниться на указанном банковском счете непрерывно не менее 365 календарных дней или должны быть инвестированы в соответствующие объекты на территории Украины (применимая ставка налога — 5 %);

— приобретение за данные валютные ценности облигаций внутреннего государственного займа (применимая ставка налога — 2,5 %).

Физические лица — резиденты, в том числе самозанятые лица, а также физические лица, которые уже не являются резидентами Украины, но были ими на момент получения объектов декларирования, должны подать в срок до 31 марта 2020 года по месту своего налогового адреса специальную декларацию и, соответственно, до 10 апреля 2020 года уплатить установленное налоговое обязательство.

Что можно будет задекларировать

Внести в декларацию можно информацию о следующем:

— о валютных ценностях, принадлежащих декларанту;

— о движимом и недвижимом имуществе, ценных бумагах, доле (пае) в имуществе юридических лиц, других корпоративных правах, имущественных правах на объекты интеллектуальной собственности и/или финансовые инструменты, принадлежащих декларанту;

— о других активах, имуществе, имущественных правах, которые принадлежат декларанту, или в отношении которых декларант может прямо или косвенно, в том числе через других юридических и/или физических лиц, совершать действия, тождественные по смыслу праву распоряжения, или от которых декларант получает или имеет право получать доходы.

Базой налогообложения для валютных ценностей является их денежная стоимость, базой налогообложения всех других объектов служит стоимость, указанная в документах, удостоверяющих факт приобретения или получения такого объекта.

В случае непредоставления декларантом документов, подтверждающих стоимость соответствующего объекта декларирования, базой налогообложения считаются:

— рыночная стоимость имущества и других активов (кроме валютных ценностей) по состоянию на 1 января 2020 года, определяемая на основании оценки, проведенной декларантом за свой счет в соответствии с законодательством Украины или согласно законодательству иностранного государства, в котором находится (зарегистрирован) актив;

— для прав денежного требования — номинальная стоимость;

— для ценных бумаг, допущенных к биржевым торгам, — биржевая стоимость по состоянию на 1 января 2020 года;

— для ценных бумаг, не допущенных к биржевым торгам, и корпоративных прав — рыночная стоимость, определяемая на основании оценки, проведенной декларантом за свой счет в соответствии с законодательством Украины или согласно законодательству иностранного государства.

В случае если оценка стоимости объекта декларирования проведена в соответствии с законодательством иностранного государства, его стоимость пересчитывается в гривне по официальному курсу гривны к иностранной валюте, определенному Национальным банком Украины, установленному на 1 января 2020 года, и отмечается в специальной декларации в гривнах.

Необходимо обратить внимание, что вы сможете задекларировать не любые доходы, а только те, источник происхождения которых вы сможете объяснить (это, например, полученная за рубежом заработная плата, наследство или подарок).

Также важно отметить, что такое декларирование не освобождает физических лиц от привлечения к ответственности за другие, отличные от налоговых, преступления.

Физические лица, которые не воспользовались специальным декларированием и достигли по состоянию на 1 января 2020 года совершеннолетия, считаются не подтвердившими по состоянию на 1 января 2020 года незадекларированные доходы на общую сумму 300 000 гривен. Такие доходы считаются амнистированными без каких-либо дополнительных условий.

Право на проведение проверки

Контролирующий орган вправе проводить документальную внеплановую выездную проверку не позднее 180 календарных дней со дня, следующего за последним днем срока, установленного для подачи специальных деклараций. Продолжительность такой проверки не должна превышать 15 рабочих дней.

Воспользуются ли украинцы возможностью специального декларирования, точно сказать нельзя, так как нельзя на все сто процентов утверждать, безопасно ли данное декларирование, ведь нет гарантий, что в отношении вас не может быть открыто другое уголовное производство на предмет законности получения задекларированных средств, а размещенные валютные ценности в украинском банке не арестуют в соответствии с вынесенным украинским судом решением.

 

БЕЦ Нина — юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры», г. Киев


КОММЕНТАРИИ

 

Амнистия на заработанное

 

Ярослав ПИЛИПЕЦ, юрист Lavrynovych & Partners Law Firm

На повестке дня народных депутатов Украины — снова законопроект о налоговой амнистии (законопроект № 1232), который предусматривает подачу налогоплательщиками специальной (разовой) декларации и уплату налоговых обязательств по ставкам 2,5 %, 5 % или 10 % — в зависимости от вида декларируемого имущества. Указанная выше декларация позволит подтвердить происхождение средств, следовательно, декларантам будет проще приобрести недвижимость, акции или открыть бизнес в Украине или за границей.

Вопрос о гарантиях и ответственности остается наиболее интересным. Несмотря на то что информация об источниках происхождения или приобретения объектов декларирования в каких-то случаях не будет указываться, контролирующие органы смогут запрашивать предоставление письменных и/или устных пояснений относительно сведений, указанных в специальной декларации, а также о происхождении данных средств. И если лицо подозревается в совершении какого-либо преступления, не связанного с уклонением от уплаты налогов, но имеющего отношение к задекларированным средствам, то есть риск, что в отношении таких средств будет составлено соответствующее налоговое уведомление-решение, а преступное деяние будет расследоваться правоохранительными органами.

Таким образом, данный законопроект освобождает от ответственности только тех граждан, которые заработали деньги без уплаты налогов, но не граждан, которые получили такие деньги, совершив какое-либо преступление.

 

Не станет массовой

 

Игорь РЕУТОВ, руководитель департамента, адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры»

На первый взгляд, законопроект № 1232 предлагает достаточно привлекательные условия для легализации активов, поскольку предусматривает установить процедуру специального декларирования, в рамках которой физические лица будут иметь возможность задекларировать свои активы, включая валютные ценности, движимое и недвижимое имущество, другие активы, и уплатить налог по льготной ставке 5 % (для валютных ценностей возможна ставка 10 %, если физлицо не разместило валютные ценности в банках или финансовых учреждениях Украины). При этом другие налоговые обязательства (например, уплата ЕСВ, военного сбора) у физического лица не возникают.

Вместе с тем налоговый орган имеет право проверять заявленную стоимость активов, привлекая субъектов оценочной деятельности, проводя внеплановые проверки, вызывая налогоплательщиков для дачи пояснений и принимая налоговые уведомления-решения. В таком случае активы не считаются амнистированными. При таких условиях говорить об амнистии капиталов можно только с большой натяжкой. Принимая во внимание низкий уровень доверия к налоговым органам, а также длительную историю злоупотреблений со стороны государства, можно предположить, что процедура специального декларирования не будет носить массовый характер, на который рассчитан законопроект № 1232.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA