На сегодняшний день процесс регистрации субъектов предпринимательской деятельности регулируется большим количеством разрозненных нормативных актов. Так, положения, касающиеся регистрации субъектов, содержат свыше 60 законов: «О предпринимательстве»; «О хозяйственных обществах», «О ценных бумагах и фондовой бирже»; «О банках и банковской деятельности» и др. Кроме законодательных актов, процесс регистрации также регулируется Указами Президента, Постановлениями Верховного Совета, Декретами и Постановлениями Кабинета Министров, постановлениями Национального банка Украины, приказами центральных органов исполнительной власти.
При этом данную процедуру осуществляет 761 орган государственной регистрации, в том числе 519 районных государственных администраций и 242 органа местного самоуправления.
Однако такое количество нормативных актов и регистрирующих органов все же не решает ряда проблем, требующих рассмотрения на законодательном уровне. К примеру, неурегулированными остаются вопросы регистрации изменений к уставным документам юридических лиц; значительные трудности возникают у предпринимателей в пострегистрационный период при постановке на учет в иных органах исполнительной власти. Нашему государству следует изменить законодательство о регистрации, руководствуясь требованиями Европейского Союза. Во всех европейских странах сфера регистрации выделена в отдельную отрасль, в рамках которой функционируют государственные «вертикали» управления, которые возглавляет специальный орган исполнительной власти.
Для решения этих и других вопросов на рассмотрение Верховного Совета народными депутатами Юрием Ехануровым и Владимиром Хомутинником был представлен проект Закона «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности». Обсуждению данного документа было посвящено заседание «круглого стола», которое состоялось 18 сентября с.г. Во всестороннем рассмотрении проекта приняли участие парламентарии, представители Министерства юстиции, Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Государственной налоговой администрации Украины, местных органов власти, общественных организаций, предпринимательских профсоюзов различных регионов Украины, а также предприниматели, которым представилась возможность высказать свои соображения по обсуждаемому законопроекту.
Так, государственный секретарь Министерства юстиции Анатолий Заец подчеркнул, что регистрация субъектов предпринимательской деятельности должна быть упрощенной и прозрачной для обеспечения уплаты налогов этими лицами. Для субъектов, желающих зарегистрироваться, данная процедура не должна быть дорогостоящей. Что же касается центрального органа, возглавляющего систему государственных регистрационных органов, то «сегодня существует три претендента на эту вакансию: Госкомпредпринимательства, ГНАУ и Минюст», — заметил г-н Заец.
Сотрудники ГНАУ рекомендовали разработчикам законопроекта принять во внимание их предложение о передаче полномочий государственной регистрации органам налоговой службы. ГНАУ также предлагает усложнить процедуры регистрации и перерегистрации путем внедрения дополнительных норм, связанных с истребованием дополнительных документов и справок об обязательной идентификации регистрирующихся лиц. Налоговые органы предлагают изменить заявочный принцип государственной регистрации на разрешительный.
В свою очередь, представители Госкомпредпринимательства считают, что процесс регистрации должен регламентироваться единым законом, который бы обеспечил жесткий контроль со стороны государства. Они обратили внимание на то, что в Европе не существует страны, в которой регистрацию осуществляют органы юстиции, налоговой службы, полиции или службы безопасности. А предложения ГНАУ, касающиеся предоставления фискальным органам функций государственной регистрации и усложнения этой процедуры, представители Госкомпредпринимательства считают прямым нарушением статей 22 и 42 Конституции Украины.
Представители Госкомпредпринимательства сделали также акцент на необходимости создания единого национального Реестра субъектов предпринимательской деятельности как сегмента европейского бизнеса, не только для учета действующих на Украине субъектов предпринимательства, но и для поиска деловых партнеров.
Народный депутат Украины Валерий Асадчев высказался за то, что система государственной регистрации должна быть демонополизированной, поскольку «предпринимательство — это факт демонополизации государственной экономики». Процесс регистрации должен соответствовать принципу: предприниматель — подальше от чиновника и наоборот.
Представители профсоюзов предпринимателей Днепродзержинска и Винницы, присутствовавшие на обсуждении законопроекта, сделали заявление, что существующая в их регионах процедура регистрации удовлетворяет субъектов хозяйственного оборота и внесение законодательных изменений только усложнит этот процесс.
Директор Института конкурентного права Ксения Ляпина частично поддержала мнение предпринимателей, сообщив, что «с 1998 года практически не существует проблем зарегистрировать новосозданное предприятие». Однако процедуры регистрации (постановки на учет) в органах статистики, налоговой службы, Пенсионном фонде и других учреждениях являются значительно усложненными, требуют много времени. Поэтому сегодня существует необходимость оптимизации процедуры государственной регистрации по принципу «единого окна», что обеспечит ведение четкого учета и оперативность обработки данных, внедрение взаимообмена информацией между органом регистрации и другими органами в более короткие сроки. «К сожалению, в тексте законопроекта этому вопросу уделяется недостаточно внимания», — резюмировала г-жа Ляпина.
***
Учитывая диссонанс взглядов по поводу вышеупомянутого законопроекта, участники «круглого стола» приняли решение создать рабочую группу по доработке документа. Юрий Ехануров призвал присутствующих представить своих кандидатов, специализирующихся в сфере государственной регистрации, для работы над законопроектом. Возможно, общими усилиями заинтересованных лиц удастся разработать такой нормативный акт, который бы качественно улучшил процедуру государственной регистрации.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…