Наивысшее образование — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №43 (983) » Наивысшее образование

Наивысшее образование

В сфере образования грядут масштабные инновации. Граждане получат возможность повышать свой образовательный уровень в разной форме, включая дистанционную, и при этом будут расширены возможности для предпринимательства в данной сфере. 6 октября с.г. парламент принял за основу проект Закона Украины «Об образовании» (№ 3491-д), разработанный Алексеем Скрипником и другими народными депутатами.

Отличия от действующего Закона Украины «Об образовании» заметны уже на уровне определений. Раскрывается значение многих терминов, которые присутствуют и в нынешнем нормативном акте.

Так, сказано, что образовательная услуга — это комплекс определенных законодательством, образовательной программой или договором действий субъекта образовательной деятельности, имеющих определенную стоимость и направленных на достижение соискателем образования ожидаемых результатов обучения. Действующий Закон Украины «Об образовании» предусматривает среди основных принципов образования на Украине доступность для каждого гражданина всех образовательных услуг, предоставляемых государством (статья 6). Об оплате таких услуг упоминается только в контексте дополнительных источников финансирования: в статье 61 говорится, что таким источником может быть плата за «предоставление дополнительных образовательных услуг».

В проекте содержатся положения, направленные на внедрение инклюзивной формы образования. Предусмотрена индивидуальная программа развития — документ, обеспечивающий индивидуализацию обучения лица с особыми образовательными потребностями, разработанный группой специалистов с обязательным привлечением родителей ребенка (или его законных представителей). Даются определения также таким базовым терминам, как «компетентность» и «результаты обучения».

Право на образование реализуется путем получения формального, информального и неформального образования. Предусмотрено разделение профессионально-технического образования на базовое и высшее профессиональное образование. В соответствии с проектом неформальное образование приобретается по образовательным программам и не предусматривает присвоения признанных государством квалификаций по уровням образования и получения установленного законодательством документа об образовании. Лицо имеет право получать образование в различных формах: институциональной, индивидуальной, дуальной, на рабочем месте (на производстве). Институциональными формами получения образования являются: очная (дневная, вечерняя), заочная, дистанционная, сетевая, смешанная.

Информальное образование (самообразование) предусматривает самоорганизованное получение компетенций, в частности, при повседневной деятельности, связанной с профессиональной, общественной или иной деятельностью, семьей или досугом (статья 9).

Дистанционная форма получения образования предусматривает полное или преимущественное овладение образовательной программой в интерактивном режиме с использованием средств информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, удаленных от соискателя образования.

В соответствии со статьей 21 проекта педагогическое образование является обязательным для всех специалистов, которые занимаются педагогической деятельностью или работают в других сферах и деятельность которых непосредственно связана с обучением, воспитанием и развитием человека. Педагогическая практика в образовательной программе подготовки педагога должна составлять от 10 до 25 %.

Отметим, что сегодня, как определяет статья 53 Закона Украины «О высшем образовании», педагогическими работниками являются лица, которые по основному месту работы в высших учебных заведениях проводят учебную, методическую и организационную деятельность. Следовательно, лица с высшим образованием, но без педагогического могут утратить возможность преподавать.

Инновации заключаются и в том, что физическое лицо — предприниматель, основной деятельностью которого является образовательная деятельность, может приобретать права и обязанности учебного заведения (статья 22). Учебное заведение как субъект хозяйствования имеет один из следующих статусов: бюджетное учреждение, неприбыльное учебное заведение или прибыльное учебное заведение.

На всех педагогических, научно-педагогических и научных работников возлагается обязанность соблюдения академической добропорядочности, что предусматривает: 1) ссылки на источники информации при использовании идей, утверждений, сведений; 2) соблюдение норм законодательства об авторском праве; 3) предоставление достоверной информации о результатах исследований и собственную педагогическую (научно-педагогическую, творческую) деятельность; 4) контроль за соблюдением академической добродетели соискателями образования. Отдельно определено, что нарушением академической добродетели считается академический плагиат, списывание, обман, фабрикация, взяточничество. Ответственность за нарушения устанавливается специальными законами.

Статья 50 прямо предусматривает, что педагогические работники проходят аттестацию каждые пять лет. Также с согласия работника происходит сертификация. Педагогический работник, прошедший сертификацию, получает ежемесячную доплату в размере 20 % должностного оклада в течение срока действия сертификата (статья 61).

В статье 52 определено, что представители работодателей — это «другие лица, которые вовлечены в образовательный процесс». Среди институциональных изменений — введение должности образовательного омбудсмена (статья 73).

Таким образом, в проекте заложены нововведения, не свойственные отечественной образовательной системе (наделение физлиц-предпринимателей статусом учебных заведений). Тем не менее многие из них уже действуют (участие работодателей в формировании учебных программ). В то же время отдельные новации, такие как ограничение преподавания для лиц, которые педагогами не являются, могут вызвать существенные возражения. Поэтому данному проекту, содержащему немало инновационных предложений, предстоит еще этап длительного обсуждения.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Удалить голод

Государство и юристы

Новости законотворчества

Ответственность военнослужащих будет ужесточена

Государство и юристы

Наивысшее образование

Государство и юристы

Новости законотворчества

Парламент поддержал введение коммерческого учета в ЖКХ

Разработан закон против домашнего насилия

Государство и юристы

Пульт личности

Эконалог и автономные системы отопления

Через термины к звездам

Долговые предложения

Знать миру

Документы и аналитика

Аукционное предложение

Книжная полка

Арбитражная тактика

Неделя права

Поправка на США

Неделя права

Новости из-за рубежа

Суд Великобритании признал незаконной программу слежки

Volkswagen выплатит юристам 175 млн долл. США

Неделя права

Регламентация труда

Первая смета

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд обязал АМКУ привлечь «Тольяттиазот» к участию в деле Одесского припортового завода

Суд признал админнарушением проведение тренингов представителем НАБУ

Новости юридических фирм

Частная практика

Никита Нота получил квалификацию FCIArb

ЮФ AVELLUM консультировала Министерство финансов Украины относительно выпуска облигаций, гарантированных США

Д. Билак возглавил Офис содействия инвестициям

Специалисты Interlegal предотвратили арест груза

Отрасли практики

Остановка по требованию

Бить в недоумение

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

Десятый корпоратив

Самое важное

Земля под многоквартирным домом

Лояльная сеть

Внушать уважение

Финансовый код

Судебная практика

Принцип открытости

Сроки данности

Принять без осуждения

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах начисления пени

Тема номера

Процессуальное содействие

Прецедент на трон

Встречное продолжение

Повышенное давление

Выбор реакции

В здоровом деле

Призвать к ответу

Работа по признанию

Трибуна

Чрезвычайный посыл

Частная практика

Гибкое дело

Інші новини

PRAVO.UA