Наем (аренда) транспортного средства — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №44 (358) » Наем (аренда) транспортного средства

Наем (аренда) транспортного средства

Скоро исполнится год, как вся Украина живет и работает по новым кодексам. Одни по этому поводу выражают удовлетворение, другие — наоборот, спорят о необходимости существования некоторых нормативных актов, третьи же до сих пор пребывают в недоумении.

Цель данной публикации — рассмотреть и проанализировать положения Граж­данского кодекса Украины (ГК), регулирующие один из таких, казалось бы, банальных договоров, как договор аренды транспортных средств.

Гражданским кодексом УССР данный вид договора вообще не рассматривался и регулировался общими правилами об имущественном найме.

Выделение договора аренды транспортного средства в отдельный параграф обусловлено, прежде всего, особенностью предмета этого договора. Часть 1 статьи 798 ГК предусматривает, что предметом договора найма транспортного средства могут быть воздушные, морские, речные суда, а также наземные самоходные транспортные средства и т.п. Как можно видеть, это относительно дорогостоящее имущество. Главным образом по этой причине на некоторые транспортные средства (на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания) законом может быть распространен режим недвижимого имущества, предусмотренный статьей 181 ГК. Кроме того, законодательство относит транспортные средства к источникам повышенной опасности. Это обстоятельство требует детального регулирования отношений по передаче собственником данных объектов во владение и использование нанимателю.

Если такие понятия, как «воздушное судно», «морское (речное) судно», определены специальными нормативными актами (Воздушным кодексом Украины и Кодексом торгового мореплавания Украины), то понятие «самоходное транспортное средство» не нашло отражения в действующем законодательстве. Только пункт 1.10 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 10 октября 2001 года, определяет транспортное средство как «устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) груза, а также установленного на нем специального оборудования или механизмов».

Из анализа Конвенции о дорожном движении от 8 марта 1968 года следует, что самоходными являются транспортные средства, не нуждающиеся в привлечении других транспортных средств для передвижения. К ним относятся автомобили, мотоциклы, велосипеды, тракторы и т.п.

В свою очередь, статья 1 Закона Украины от 5 апреля 2001 года «Об автомобильном транспорте» содержит определение автомобильного транспортного средства, под которым понимают «дорожное транспортное средство, с помощью которого осуществляется перевозка пассажиров и грузов автомобильными дорогами или исполнение специальных рабочих функций».

Правовое регулирование договора найма транспортного средства осуществляется на основании § 5 главы 58 ГК, общих положений об аренде, предусмотренных § 1 главы 58 ГК, и отдельными нормативными актами, регулирующими аренду определенных видов транспортных средств, например, Воздушным кодексом Украины (ВК), Кодексом торгового мореплавания Украины (КТМ).

Статья 798 ГК предполагает два вида аренды транспортных средств — аренду транспортного средства без экипажа (бербоут-чартер) и аренду транспортного средства с экипажем (тайм-чартер). Особенности найма транспортного средства с экипажем, предусмотренные статьей 805 ГК, будут проанализированы ниже.

По общему правилу статьи 798 ГК, наем транспортного средства осуществляется без экипажа, то есть без предоставления услуг по его управлению и технической эксплуатации. Так, например, глава 1 раздела VI КТМ предусматривает, что предоставленное фрахтователю судно может быть не снаряжено и не укомплектовано экипажем (бербоут-чартер). В мировой теории и практике близкое по значению понятие подразумевают термины «димайз-чартер», «кок-ню».

Тайм-чартер и бербоут-чартер, являющиеся разновидностями модели аренды, необходимо отличать от договора чартера (фрахтования), определение которого содержится в статье 912 ГК. Договором фрахтования (чартера) признается такой договор, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтовальщику) за плату всю либо часть емкости в одном или нескольких транспортных средствах на один или несколько рейсов для перевозки груза, пассажиров, багажа, почты или с другой целью, если это не противоречит законодательству. На морском транспорте договором фрахтования, по содержанию статьи 912 ГК, является рейсовый чартер — один из видов договора морской перевозки груза.

Стороны договора могут договориться о предоставлении наймодателем арендатору комплекса услуг для обеспечения нормального использования транспортного средства. Предоставление наймодателем таких услуг оговаривается непосредственно в договоре аренды и не нуждается в заключении дополнительных договоров о предоставлении услуг. Несмотря на то что предметом договора аренды дополнительно выступает предоставление арендодателем комплекса услуг, арендатор будет платить только арендную плату (фрахт).

Форма договора

Договор аренды транспортного средства заключается в письменной форме. Так, согласно статье 207 ГК, договор считается заключенным в письменной форме, если его содержание зафиксировано в одном или нескольких документах, в письмах, телеграммах, которыми обменялись стороны. Договор считается заключенным в письменной форме, если воля сторон выражена с помощью телетайпного, электронного либо другого технического средства связи. Договор считается заключенным в письменной форме, если он подписан его стороной (сторонами). В случае несоблюдения сторонами условия о письменной форме договора наступают последствия, предусмотренные статьей 218 ГК.

Договор найма транспортного средства при участии физического лица необходимо нотариально удостоверить. Порядок нотариального удостоверения договора найма транспортного средства устанавливается Инструкцией о порядке осуществления нотариальных действий нотариусами Украины, утвержденной приказом Министерства юстиции Украины от 3 марта 2004 года. Договоры найма транспортного средства удостоверяются нотариусами независимо от места их регистрации. При удостоверении договора нотариус требует документ, подтверждающий право собственности физического и юридического лица на это транспортное средство. При заключении договора арендодатель обязан уведомить арендатора обо всех правах третьих лиц на передаваемое в аренду имущество. О правах третьих лиц на такое имущество указывается в тексте договора.

Согласно статье 220 ГК, в случае несоблюдения сторонами требования закона о нотариальном удостоверении договора такой договор является ничтожным (в таком случае признание судом такого договора недействительным не требуется), то есть он не порождает тех прав и обязанностей, которых желали стороны.

Использование нанимателем транспортного средства

Статья 800 ГК предоставляет нанимателю право самостоятельно использовать транспортное средство в своей деятельности, то есть без согласования своих действий с наймодателем. Единственным условием остается соблюдение требования об использовании транспортного средства по назначению. Согласно общим правилам, наниматель обязан пользоваться вещью по назначению в соответствии с условиями договора. Нельзя, например, использовать легковой автомобиль для грузовых перевозок.

Наниматель может использовать транспортное средство для собственных нужд или же может заключать от своего имени договоры перевозки (пассажиров, багажа, груза) с третьими лицами, а также другие договоры согласно назначению транспортного средства (например, договор транспортного экспедирования).

Особого внимания заслуживает статья 774 ГК, предусматривающая возможность заключения договора субаренды

(передачи нанимателем вещи в пользование другому лицу) только с согласия наймодателя, если иное не установлено договором или законом. Данная норма является диспозитивной, поэтому можно сделать вывод о том, что наниматель может заключить договор субаренды с согласия наймодателя, если иное не предусмотрено договором. Таким образом, если в договоре аренды транспортного средства стороны согласовали между собой возможность заключения нанимателем договора субаренды без согласия арендодателя, положения договора будут действовать. Такое же правило предусмотрено и в статье 206 КТМ, позволяющей фрахтовальщику в рамках прав, предоставленных ему по договору фрахтования судна на некоторое время, заключить от своего имени самостоятельный договор фрахтования с третьим лицом.

При осуществлении своей деятельности по использованию транспортного средства наниматель должен придерживаться определенных правил, установленных законодательством. Так, Правила государственной регистрации и учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов и мотоколясок, утвержденных постановлением КМУ от 7 сентября 1998 года, предусматривают, что физическому или юридическому лицу, в установленном порядке получившему право пользования транспортным средством, подразделениями ГАИ выдается временный регистрационный талон на период действия документа, подтверждающего право пользования. Таким документом выступает договор аренды транспортного средства, один экземпляр которого остается в подразделении ГАИ.

В соответствии со статьей 801 ГК обязанность поддерживать транспортное средство в надлежащем техническом состоянии возлагается на нанимателя.

Толкование термина «надлежащее техническое состояние» законодательством не предусмотрено, но под техническим состоянием вообще понимают совокупность склонных к изменению в процессе производства или эксплуатации качеств изделия, которая характеризуется в определенный момент времени признаками, установленными технической документацией на это изделие. Под исправным состоянием (исправностью) необходимо понимать такое состояние изделия, которое соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.

Поддержка транспортного средства в технически исправном состоянии осуществляется путем проведения технического обслуживания (ежедневного обслуживания, первого технического обслуживания (ТО-1), второго технического обслуживания (ТО-2), сезонного технического обслуживания, технического обслуживания во время конверсации, а также на линии) и ремонта (текущего и капитального). Перечень операций, относящихся к техническому обслуживанию (ТО) и ремонту автотранспорта, установлен Положением о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденным приказом Министерства транспорта Украины от 30 марта 1998 года.

Техническое состояние и оборудование транспортных средств проверяются на соответствие требованиям законодательства, правил, норм и стандартов относительно безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды.

Согласно Правилам проведения государственного технического осмотра автомобилей, автобусов, мототранспорта и прицепов, утвержденным постановлением КМУ от 26 февраля 1993 года, обязанность предоставить транспортное средство на технический осмотр в срок и место, указанные Госавтоинспекцией, возлагается на собственника транспортного средства. При этом собственник должен предъявить комиссии свой паспорт (предприятия и организации — копию приказа о закреплении водителя за транспортным средством),

регистрационный документ, квитанции об уплате за технический осмотр и установленной суммы налога с собственников транспортных средств.

Кроме этого, во время эксплуатации транспортного средства может возникнуть необходимость его модернизации, модификации, дооборудования и т.п., то есть в его улучшениях. В таком случае применяются правила статьи 778 ГК, согласно которым наниматель может улучшить вещь, являющуюся предметом договора найма, только с согласия наймодателя. В случае проведения с согласия наймодателя улучшений арендованного имущества наниматель имеет право на возмещение стоимости необходимых расходов или на зачисление их стоимости в счет платы за пользование вещью.

Согласно части 2 статьи 801 ГК, наниматель несет расходы, связанные с использованием транспортного средства, с уплатой налогов и других платежей. К расходам, связанным с использованием, например, легкового автотранспорта, можно отнести затраты на горюче-смазочные средства, расходы, связанные со стоянкой и парковкой автомобилей, расходы на ТО и ремонт, и т.д.

Если нанимателем транспортного средства является юридическое лицо, порядок отнесения расходов нанимателя на валовые расходы регулируется Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22 мая 1997 года.

Необходимо обратить внимание на то, что, согласно Закону Украины «О налоге с собственников транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» (Закон о транспортном налоге) в редакции от 18 февраля 1997 года, плательщиками налога с собственников транспортных средств являются юридические и физические лица, имеющие зарегистрированные на Украине в соответствии с действующим законодательством собственные транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения согласно упомянутому Закону. Таким образом, налог с собственников транспортных средств должен уплатить собственник транспортного средства. Закон о транспортном налоге является специальным нормативным актом, а поэтому применяются именно его нормы. Такая же позиция изложена в письме Высшего хозяйственного суда Украины от 23 ноября 2001 года «О некоторых вопросах практики решения споров, связанных с применением законодательства о налогах».

Страхование

Отношения в сфере страхования, которые опосредствуют правоотношения, возникающие при заключении договора аренды транспортного средства, разграничивают страхование непосредственно транспортного средства и страхование ответственности за вред, причиненный третьим лицам в связи с использованием транспортного средства.

Правоотношения в сфере страхования регулируются главой 67 ГК, Законом Украины от 7 марта 1996 года «О страховании» (Закон о страховании) и другими нормативными актами, в том числе международными (прежде всего речь идет о Директиве 72/166//ЕЭС Совета Европейских Сообществ относительно сближения законов государств-членов касательно страхования гражданской ответственности собственников транспортных средств и исполнения обязательства о страховании такой ответственности от 24 апреля 1972 года).

Законом о страховании установлено, что страхование железнодорожного, наземного, воздушного, водного транспорта относится к добровольным видам страхования. Условия и порядок осуществления страхования предусмотрены Правилами добровольного страхования транспортных средств (КАСКО), утвержденными Комитетом по делам надзора за страховой деятельностью от 25 марта 1997 года.

Часть 1 статьи 802 ГК обязанность по страхованию транспортного средства возлагает на арендодателя. Эта норма является специальной, а поэтому правила статьи 771 ГК, предусматривающие возможность возложить обязанность по страхованию вещи, переданной в аренду, на арендатора не распространяются.

Страхование гражданско-правовой ответственности арендатора как владельца транспортного средства прямо связано с нормой статьи 804 ГК, возлагающей на арендатора обязанность возместить вред, причиненный третьему лицу в связи с использованием транспортного средства.

Согласно статье 7 Закона Украины «О страховании», страхование гражданской ответственности собственников транспортных средств относится к видам обязательного страхования.

В соответствии с Положением о порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности собственников транспортных средств, утвержденным постановлением КМУ от 28 сентября 1996 года (Положение), обязательное страхование гражданской ответственности собственников транспортных средств осуществляется с целью обеспечения возмещения вреда, причиненного третьим лицам, в результате дорожно-транспортного происшествия (а именно — жизни либо здоровью физических лиц, их имуществу и имуществу юридических лиц). Собственником транспортного средства, согласно этому Положению, считается юридическое или физическое лицо, которое эксплуатирует транспортное средство, принадлежащее ему на праве собственности, полного хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других основаниях, не противоречащих действующему законодательству (договор аренды, поручения). Таким образом, страхование гражданской ответственности является обязательным и для арендатора транспортного средства.

Недавно Президент Украины подписал Закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств», вступающий в силу с 1 января 2005 года, за исключением некоторых его пунктов. Этим нормативным актом устанавливается лимит ответственности страховщика за вред, причиненный имуществу потерпевших, в размере 25 500 грн, а жизни и здоровью потерпевших — 51 000 грн. Так что опять будем учиться жить по-новому.

Договор обязательного страхования гражданской ответственности — это страховой полис, получаемый страховщиком от страховика после уплаты страхового платежа. Эксплуатация транспортных средств без наличия действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности собственников транспортных средств не допускается. Данное требование установлено постановлением КМУ от 27 мая 2000 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины». Кроме того, пунктом 2.1. Правил дорожного движения предусмотрено, что водитель должен иметь при себе действующий договор обязательного страхования гражданской ответственности собственника транспортного средства. Лица, эксплуатирующие транспортное средство без наличия страхового полиса, несут ответственность согласно действующему законодательству.

Положением устанавливается существование двух видов договоров обязательного страхования гражданской ответственности собственников транспортных средств: обычный и дополнительный договор. Обычный договор заключается с собственником транспортного средства, зарегистрированного на Украине или временно ввезенного на территорию Украины для использования, и действует на территории Украины. А дополнительный договор действует на территории государств, указанных в страховом полисе, на условиях, установленных этими государствами.

Страховая сумма и размер страховых платежей по обязательному страхованию гражданской ответственности устанавливаются КМУ. Так, размеры страховых платежей по обычным договорам установлены постановлением КМУ от 26 сентября 2001 года «Об утверждении размеров страховых платежей по обычным договорам обязательного страхования гражданской ответственности собственников транспортных средств на территории Украины». Размеры страховых платежей по дополнительным договорам установлены постановлением КМУ от 29 апреля 2004 года «Об утверждении размеров страховых

платежей по дополнительным договорам обязательного страхования гражданской ответственности собственников транспортных средств на территории Украины».

Возмещение убытков

Обязанность возмещения убытков, причиненных в связи с утратой или повреждением транспортного средства, возлагается на нанимателя, если он не докажет, что это случилось не по его вине (статья 803 ГК). Из анализа данной нормы вытекает, что вина нанимателя презюмируется. В то же время риск случайной гибели или повреждения вещи несет наймодатель.

К убыткам статья 22 ГК относит: 1) потери, которые лицо понесло в связи с уничтожением или повреждением вещи, а также расходы, которые лицо совершило или должно совершить для восстановления своего нарушенного права (реальные убытки); 2) доходы, которые лицо могло реально получить при обычных обстоятельствах, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). По общему правилу, убытки возмещаются в полном объеме. Но договором или законом может быть предусмотрено возмещение убытков в меньшем или большем размере. Если лицо, нарушившее право, получило в связи с этим доходы, то размер упущенной выгоды, подлежащей возмещению, не может быть меньше, чем доходы, полученные правонарушителем.

Необходимо разграничивать такие понятия, как ухудшение вещи, переданной в наем, и повреждение такой вещи, поскольку относительно них применяются различные правовые последствия. Под ухудшением понимают потерю качественных характеристик вещи. Тогда, по правилам статьи 779 ГК, наниматель обязан устранить ухудшение вещи, случившееся по его вине. А в случае невозможности восстановления вещи наймодатель имеет право требовать возмещения причиненных ему убытков. При этом наниматель не отвечает за ухудшение вещи, если это произошло вследствие ее износа или упущения наймодателя.

К требованиям о возмещении убытков в связи с повреждением вещи, переданной в наем, а также к требованиям о возмещении расходов на улучшение вещи, применяется сокращенная исковая давность сроком в один год.

Возмещение вреда

Статья 804 ГК гласит, что обязанность возмещения вреда, причиненного третьим лицам в связи с использованием транспортного средства, переданного в аренду, возлагается на арендатора.

Под вредом понимают уменьшение имущественного или личного блага. Различают имущественный вред (убытки) и моральный вред.

Вред, причиненный третьему лицу в связи с использованием транспортного средства, возмещается нанимателем по правилам, установленным главой 82 ГК.

Согласно действующему законодательству, деятельность, связанная с использованием, хранением или содержанием транспортных средств, является источником повышенной опасности. А вред, причиненный источником повышенной опасности, возмещается лицом, которое владеет транспортным средством на соответствующем правовом основании. Поэтому существование статьи 804 ГК вполне логично. Правовое регулирование возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности или возникшего вследствие взаимодействия нескольких источников повышенной опасности, предусмот-рено статьями 1187, 1188 ГК. При причинении вреда транспортным средством на нанимателя не может быть возложена обязанность по его возмещению, если он возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Следует обратить внимание на то, что недвижущееся транспортное средство не может рассматриваться как источник повышенной опасности при наезде на него другого транспортного средства.

Из данного правила есть одно исключение: вред, причиненный в связи с использованием вещи, возмещается наймодателем, если будет установлено, что это случилось вследствие особых качеств или недостатков вещи, о наличии которых наниматель не был предупрежден наймодателем и о которых он не знал и не мог знать. Условие договора найма об освобождении наймодателя от ответственности за вред, причиненный вследствие особых качеств или недостатков вещи, о наличии которых наниматель не был предупрежден и о которых он не знал и не мог знать, является ничтожным.

И напоследок рассмотрим такую новеллу ГК, как аренда транспортного средства с экипажем.

Особенности аренды транспортного средства с экипажем

Из анализа статьи 805 ГК следует, что если заключается договор аренды транспортного средства с экипажем (тайм-чартер), то наряду с основным обязательством, непосредственно связанным с предоставлением транспортного средства в аренду, в договор включаются обязательства по предоставлению нанимателю услуг по управлению этим средством и его технической эксплуатации. Но ведущими среди указанных обязательств остаются арендные. Разграничение в данном договоре двух видов обязательств исключает смешение разных договорных институтов (аренды, перевозки, подряда).

Объем услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, переданного в аренду с экипажем, должен обеспечивать нормальную и безопасную эксплуатацию транспортного средства, согласно целям аренды, определенным договором. Они, а значит, и объем услуг, различаются в зависимости от назначения транспортного средства (перевозка пассажиров или багажа), срока пользования и т.п.

Передача транспортного средства в аренду вместе с экипажем предусматривает тесное сотрудничество между арендодателем и арендатором. Арендодатель должен принять все меры для того, чтобы арендованное транспортное средство могло быть использовано арендатором наиболее эффективно, с максимальной выгодой. Арендатор, в свою очередь, обязан с особым вниманием относиться к сохранности транспортного средства, его оборудования.

Заключение договора аренды транспортного средства с экипажем имеет ряд преимуществ. Во-первых, экипаж арендодателя более информирован обо всех технических нюансах арендуемого транспортного средства, а значит, и более профессионален. Во-вторых, экипаж арендодателя подчиняется распоряжениям последнего по вопросам управления и технической эксплуатации. Соответственно, арендодатель несет ответственность, по общим правилам, как за вред, причиненный арендуемому транспортному средству, так и за вред, причиненный третьим лицам в связи с использованием транспортного средства. Таким образом, указанная ответственность снимается с арендатора, если вред был причинен не по его вине (не как следствие исполнения распоряжений арендодателя). В-третьих, у арендодателя, как правило, есть подготовленная специализированная техническая база по обслуживанию и содержанию конкретного транспортного средства. В-четвертых, имеет место значительная экономия времени, оперативность по формированию экипажа и обслуживающего персонала арендованного транспортного средства.

Одним из примеров широкого распространения в ежедневной жизни граждан договора аренды транспортного средства с экипажем является аренда легкового автомобиля с водителем на один или несколько часов. Оплата при этом устанавливается почасовая и не зависит от величины пробега автомашины за арендуемый промежуток времени.

Услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, переданного в аренду с экипажем, возлагаются непосредственно на экипаж. ГК не дает определения экипажа транспортного средства. Данный вопрос регулируется транспортными кодексами и уставами.

Так, например, экипажем воздушного судна являются лица авиационного персонала, которым в установленном порядке поручено исполнение определенных обязательств по управлению и обслуживанию воздушного судна при совершении полетов. Экипаж воздушного судна состоит из командира, других лиц летного экипажа и обслуживающего персонала (статья 35 ВК). Минимальный состав летного экипажа определяется советником по летной эксплуатации для данного вида воздушного судна.

В экипаж морского судна входят капитан, другие лица командного состава, к которым относятся помощники капитана,

судовые механики, электромеханики, радиоспециалисты, судовой врач, боцман и судовая команда. Судовая команда состоит из лиц, исполняющих служебные обязанности на судне и не принадлежащих к командному составу судна. Минимальный состав экипажа, при котором разрешается выход судна в море, устанавливается Министерством транспорта и связи Украины (ранее Министерством рыбного хозяйства Украины) в зависимости от типа, района плаванья, назначения судна.

Из изложенного выше следует, что минимальный состав экипажа определен законодательно в императивном порядке. Таким образом, стороны по договору найма транспортного средства с экипажем имеют возможность предвидеть количественный состав членов экипажа (в сторону его увеличения от законодательно установленного).

Экипаж транспортного средства пребывает в трудовых отношениях с арендодателем. В связи с этим по вопросам управления и технической эксплуатации транспортного средства члены экипажа подчиняются распоряжениям арендодателя. В части коммерческой эксплуатации транспортного средства экипаж должен исполнять распоряжения арендатора, поскольку только таким образом можно обеспечить достижение целей договора. Арендодатель несет все затраты, связанные с содержанием экипажа, а именно: оплату труда членов экипажа, уплату обязательных платежей и взносов и т.п.

Статья 805 ГК возлагает на экипаж обязательство отказаться от исполнения распоряжения арендатора, если оно противоречит условиям договора аренды, условиям использования транспортного средства, а также если такое распоряжение арендатора может быть небезопасным для экипажа, транспортного средства или третьих лиц.

Законом могут устанавливаться другие особенности договора аренды транспортного средства с экипажем. Так, регулированию тайм-чартера в сфере торгового мореплавания посвящена глава 1 раздела 6 КТМ. Кроме того, при заключении договоров тайм-чартеров судна часто используются типовые формы договоров, разработанные различными морскими организациями. Наиболее распространенными проформами тайм-чартеров являются универсальный тайм-чартер БИМКО (кодовое название «Балтайм») и «Нью-Йорк Продьюс Эксчейндж» (кодовое название «Найп»).

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Близорукое «око государево», или Проблемы прокурорского надзора

Деловая практика

Недвижимость под налогом

Законодательная практика

Межкодексная грань

Комментарии и аналитика

50 на 50: в поиске компромисса

Наем (аренда) транспортного средства

Неделя права

Проверки будут проводиться без решения суда

Ущерб будет возмещаться, но…

Молодым везде у нас дорога

Бизнес против коррупции

Реестр событий

Россияне обвиняют наших судей

Землица юристам для садово-огородных дел

Киевский апелляционный хозяйственный суд ликвидируют?!

Репортаж

Банкротство глазами профессионалов

Согласование норм — прежде всего!

Судебная практика

Кому на Украине вещать хорошо?

Корпоративная арифметика

Судебные решения

Основание для расчетов между сторонами технологического процесса

Необходимые условия для получения лицензии на вещание

Полномочия на заключение договора о предоставлении услуг электросвязи

Взыскание задолженности за услуги телефонной связи

Тема номера

О перехвате телекоммуникаций

Кто на свете всех информированнее?

Трибуна

Размышления у парадного подъезда

Частная практика

Обуховский прецедент

Юридический форум

МЦПИ: 10 лет на благо юристов

Защита от недружественных поглощений

Інші новини

PRAVO.UA