Принятие нового закона о прокуратуре — шаг ожидаемый, причем уже давно. Прошло более десяти лет с того момента, когда Украина взяла на себя обязательства перед Советом Европы изменить роль и функции прокуратуры таким образом, чтобы деятельность этого органа соответствовала всем международным стандартам. Однако за это время законодателям не удалось приблизиться не только к международным, но и к отечественным конституционным требованиям.
Следует отметить, что ныне действующий Закон Украины «О прокуратуре» (Закон) смело можно отнести к нормотворческому «раритету», поскольку он был принят парламентом еще в 1991 году. После принятия Конституции Украины законодательные подходы к деятельности прокуратуры и принципам взаимоотношений с судебной и другими ветвями государственной власти изменились. И хотя за последние 17 лет этот Закон претерпел множество изменений, все они были косметическими. Напомним, что только в прошлом году изменения в Закон вносились трижды, в том числе и Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам совершенствования деятельности прокуратуры», который был преподнесен в качестве «малой реформы» прокуратуры. Но, похоже, представить точечные изменения в качестве комплексных на Западе так и не удалось, и вопрос реформирования прокуратуры снова актуален.
Вспомнить, когда в последний раз предпринимались конкретные попытки провести капитальный «ремонт» законодательства, достаточно сложно. Хотя еще в прошлом году казалось, что законотворческий лед тронется после принятия Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины и преобразования в деятельности прокуратуры станут неотъемлемым атрибутом дальнейшего реформирования уголовной юстиции. Однако прошел год с момента принятия парламентом УПК Украины, а судьба нового проекта закона «О прокуратуре» до сих пор овеяна ореолом таинственности.
О работе над обновленной версией законодательства, регулирующего деятельность прокуратуры, известно только то, что она проводится по нескольким направлениям. Так, над созданием соответствующего проекта закона длительное время работала Национальная комиссия по укреплению демократии и утверждению верховенства права. А в октябре прошлого года СМИ облетела информация о том, что Европейская комиссия «За демократию через право» (Венецианская комиссия) уже успела проанализировать этот документ и одобрила свое заключение по нему. Правда, в парламент данный документ так и не поступил.
При этом нельзя не вспомнить и о скандальной истории, связанной с отправкой указанного документа в Венецианскую комиссию. Дело в том, что был нарушен традиционный алгоритм «транспортировки» законодательной инициативы, который осуществлялся с «благословения» субъектов права законодательной инициативы, и политической воли к отправке документа не было. А после всерьез заговорили о необходимости регламентировать процедуру направления проектов законов в международные экспертные институты. В частности, предусмотреть, что отправке подлежат только те инициативы, которые уже были поддержаны парламентом как идеи в результате первого чтения. Впрочем, дальше обсуждения необходимости узаконить международное расписание отправки проектов нормативных актов дело не дошло.
Возвращаясь к вопросу реформирования законодательства о прокуратуре, необходимо вспомнить и о деятельности Конституционной Ассамблеи, точнее, ее профильного рабочего органа — комиссии по вопросам правоохранительной деятельности (комиссия). В концептуальных подходах к конституционному реформированию члены комиссии высказались за то, чтобы положения, посвященные прокуратуре, предусмотреть в отдельном, специальном разделе Основного Закона, который будет называться «Органы охраны Конституции и государственного контроля». Отметим, что в данный раздел, помимо прокуратуры, предлагается включить Конституционный Суд Украины, Уполномоченного Верховного Совета Украины по правам человека и Счетную палату.
По мнению рабочего органа Ассамблеи, в обновленной версии Основного Закона не стоит детально регламентировать функции или исчерпывающие полномочия прокуратуры. Позиция комиссии такова: на конституционном уровне необходимо конкретизировать место прокуратуры в системе органов государственной власти, сформулировать основные задания, которые должны выполнять органы прокуратуры, принципы их деятельности, а также предусмотреть порядок назначения и увольнения Генерального прокурора, требования к этой должности. Все остальные вопросы организации работы органов прокуратуры предложено прописать в специальном законе.
И, наконец, третье направление в работе над проектом закона о прокуратуре — парламентское, которое, к слову, прояснилось в ходе подготовки данного материала. Так, 17 апреля с.г. в повестку дня заседания Комитета Верховного Совета Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности (комитет) был внесен вопрос о состоянии подготовки ко второму чтению проекта закона «О прокуратуре» (рег. № 0886), который, отметим, пылится на парламентской полке с 2008 года.
Как пояснил председатель комитета Андрей Кожемякин, этот вопрос был реанимирован не случайно: судьбой соответствующей законодательной инициативы уже не раз интересовались европейские эксперты в ходе различных встреч с отечественными парламентариями. В свою очередь народный депутат Геннадий Васильев призвал коллег не спешить с рассмотрением этого документа и посоветовал привлечь к обсуждению этой законодательной инициативы представителей правоохранительной системы. «О новом законе о прокуратуре нам как профильному комитету парламента целесообразно поговорить очень серьезно. Возможно, даже без принятия каких-либо решений, которые должны быть воплощены в конкретный нормативный акт, но при наличии определенной формы, провести парламентские слушания», — предположил парламентарий.
С идеей широкого обсуждения согласились и большинство членов комитета. В частности, Владимир Мисик предложил направить указанный проект закона в Генеральную прокуратуру Украины, Министерство юстиции Украины, другие органы государственной власти, а также в научные и экспертные учреждения, чтобы по результатам поступивших выводов и предложений провести обсуждение в формате слушаний или круглого стола. На что некоторые парламентарии резонно заметили, что данная законодательная инициатива у всех на слуху уже более пяти лет, и в очередной раз устраивать ей слуховую атаку не стоит. Впрочем, желание большинства депутатов в вопросе принятия нового закона о прокуратуре спешить, как говорят, медленно, победило.
Что ж, такую парламентскую медлительность в вопросе реформирования прокуратуры понять можно. Возможно, парламентарии ждут вестей от органа, который в последнее время не только генерирует реформенные идеи, но и принимает непосредственное участие в их реализации, — Администрации Президента Украины. По крайней мере, пока история создания нового закона о прокуратуре очень напоминает «рождение» другого документа — проекта УПК Украины, который долго «вынашивали» вне парламентских стен, потом оперативно внесли на рассмотрение в здание под куполом и так же молниеносно одобрили.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…