В последнее время процесс внедрения инновационных технологий охватил практически все сферы жизни. Не является исключением и судебная система. Если еще несколько лет назад во многих судах даже компьютеры были предметом роскоши, то теперь они стали средством необходимости, и не только для судей и работников аппарата судов, но и для нормального функционирования всей судебной системы.
Прогресс не стоит на месте, и не исключено, что вскоре на Украине откажутся от устаревшей, громоздкой и достаточно затратной бумажной системы документооборота суда, перейдя на более быструю и доступную — электронную, при которой процессуальные документы сторонам процесса будут направляться в виде электронных сообщений, и участники процесса, в свою очередь, смогут направлять все документы в суды аналогичным способом.
Но внедрение электронного документооборота суда — не единственное нововведение, которое планируется реализовать на Украине уже в ближайшее время. Подробно о том, какие шаги делаются в направлении модернизации судов, рассказал генеральный директор ГП «Информационные судебные системы» Леонид Богданов.
— Леонид Владиславович, расскажите, какие основные задачи сейчас осуществляются по направлению модернизации судов?
— Сейчас мы работаем по нескольким направлениям. В первую очередь, это обновление программного обеспечения судов. Ни для кого не секрет, что раньше это программное обеспечение было арендованным, и схемы роялти были достаточно сомнительными и вызывали много критики. На сегодняшний день наше предприятие восстановило программистское подразделение, которое за полгода завершило разработку собственного программного обеспечения. Сейчас мы активно внедряем данный продукт в судах всех юрисдикций. Особого новаторства в этом, конечно, нет, но тем самым мы исключили порядка 1,5 млн платежей роялти в месяц, которые платились компаниям-разработчикам за использование программного обеспечения.
— А сколько стоила разработка такого программного продукта в ГП «Информационные судебные системы»?
— В общей сложности затраты на такую разработку составили не более 2 млн грн. По сути, это внутренний ресурс: заработная плата программистов, аренда офиса, техники. К слову, с недавних пор наше предприятие перешло исключительно на хозрасчетную схему работы на договорных началах. С территориальными управлениями Государственной судебной администрации (ГСА) Украины, с разными судами мы заключаем отдельный договор, в котором прописываем перечень услуг, которые им оказываем. Соответственно, каждый из этих органов проводит свой тендер. Сейчас уже нет монополии на предоставление программного обеспечения, мы внедряем так называемую систему общей шины. Это своеобразный центр обмена данных, который позволяет работать с разными программами, ведь во многих судах используют программы, которые разработаны другими предприятиями. Мы не хотим вытеснять эти разработки, а наоборот — предоставляем судебным органам право выбора: с каким программным продуктом им удобнее работать.
— То есть, если конкретному суду комфортнее использовать программный продукт другого разработчика, то они продолжают его использовать и работать в электронной системе документооборота?
— Безусловно, и такие примеры есть. Наша основная задача — это наполнение базы данных и создание удобных условий работы для представителей судебной системы. Проблема заключается лишь в том, чтобы между разными программными продуктами не было конфликта, и они могли нормально функционировать во всей системе по единому принципу обмена данных. Это и отправка документов в Единый государственный реестр судебных решений, и работа в системе репликации, когда данные передаются из одной инстанции в другую.
И если говорить о стратегически важном задании для судебной системы — внедрении электронного документооборота суда в полном объеме, то реализовать его возможно только при условии, что все документы суда будут в электронном виде.
— Сейчас актуальным является вопрос о необходимости упрощения судебных процедур, в частности, применения практики отправления процессуальных документов сторонам процесса в виде электронных сообщений. Подобную практику планируется использовать в судах всех юрисдикций?
— Для начала мы хотим апробировать такой алгоритм работы на практике, для этого планируем ввести его пока что в двух судах: одном административном и одном хозяйственном. С этой целью в ГСА была создана межведомственная рабочая группа по реализации проекта электронного судопроизводства, в состав которой, в частности, вошли представители Ассоциации «Украинский Кредитно-Банковский Союз». Также мы пригласили принять участие в тестировании пилотного проекта «Электронный суд» и представителей налоговой службы. Ни для кого не секрет, что именно налоговики выступают стороной во многих судебных спорах, кроме того, у них есть опыт использования системы электронного документооборота. И если бы суды смогли наладить обмен документами с представителями банковских учреждений и налоговой службы — был бы сделан огромный пласт работы.
Если говорить об электронном документообороте суда, то среди основных его новаций — возможность подавать иски с помощью средств электронной связи, отправлять процессуальные документы сторонам по делу по электронной почте, подавать ходатайства и пр. Эти нововведения обеспечат не только создание условий для своевременных подачи и получения процессуальных документов, что поможет минимизировать риски пропуска процессуальных сроков, но и существенную экономию средств на почтовую рассылку.
— Если говорить о финансовой стороне вопроса модернизации, делали ли вы подсчеты, каким будет экономический эффект от такого нововведения?
— Только хозяйственные суды на отправку почты тратят в год около 26 млн грн. Если предположить, что хотя бы 50 % сторон по делу согласятся получать документацию по электронной связи, то это позволит сэкономить порядка 13 млн грн в год. И речь идет только о хозяйственных судах! Очевидно, что до внесения изменений в законодательство электронный документооборот будет существовать наряду с бумажным. И рассылка документов в электронном режиме будет осуществляться по желанию стороны, если она заявит соответствующее ходатайство.
Также в будущем планируется внедрение системы оповещения сторон о ходе судебного рассмотрения дела путем рассылки смс-сообщений. Такое нововведение будет очень удобным для физических лиц.
— Сейчас много критики среди пользователей вызывает работа с Единым государственным реестром судебных решений. Планируете ли вы модернизировать его функционирование?
— Уже к концу полугодия, этим летом, мы планируем выпустить новую версию Реестра с более удобными системой поиска, классификатором и сортировкой. В частности, хотим предусмотреть возможность перехода по ссылке с текста судебного решения на нормативный акт.
Особо хотелось бы отметить, что новое программное обеспечение Реестра также будет нашей собственной разработкой, что полностью исключит необходимость огромных выплат роялти, которые осуществлялись до 2011 года. Так, в 2010 году было уплачено более 8 млн грн за право использования программного обеспечения Реестра.
— В конце 2011 года в Государственной судебной администрации Украины была презентована внутриведомственная система видеоконференцсвязи. А когда можно ожидать налаживания такой связи не только между ГСА и ее территориальными управлениями, но и всеми судами?
— ГСА запустила эту систему для своего внутриведомственного использования, а также для того, чтобы протестировать ее работу. Следующим шагом в этом направлении будет налаживание связи в режиме видеоконференции между судами и СИЗО. Сегодня государство тратит огромные деньги — по данным пенитенциарной службы, более 20 млн грн в год — на осуществление конвоирования, причем нередко на доставку граждан, находящихся под стражей, не хватает финансового ресурса, вследствие чего нарушаются разумные сроки рассмотрения дел и права граждан. Безусловно, у подсудимого есть выбор: принимать участие в судебном заседании лично или же путем видеоконференцсвязи.
— Очевидно, что процесс оснащения судов и следственных изоляторов необходимым оборудованием также будет затратным.
— В этом году на финансирование такого проекта выделено около20 млн грн. За эти средства можно будет запустить систему видеоконференции во всех СИЗО, апелляционных судах и около 30-ти районных судах. В целом запуск этой системы во всех судах, органах прокуратуры, райотделах милиции и колониях стоит порядка 180 млн грн. Но при этом государство ежегодно сможет экономить колоссальные средства (около 100 млн грн) на командировках прокуроров, следователей, а также доставке подсудимых. Кроме всего прочего, можно говорить об элементарном комфорте в работе госслужащих, которые не будут тратить свое рабочее время на поездки в суды.
Думаю, что в будущем все стороны процесса смогут принимать участие в судебном заседании с помощью видеоконференцсвязи.
— И в завершение темы новаций. Недавно для судей разработали еще одно ноу-хау — профессиональную социальную сеть «Фемида». Уже известно, сколько на данный момент представителей судебной системы являются пользователями этой сети?
— Эта социальная сеть запущена совсем недавно, и пока количество ее пользователей исчисляется сотнями. Сейчас данный ресурс только тестируется, но со временем структура сети будет двухуровневой. Первый уровень — это закрытая социальная сеть, ориентированная на узкий круг пользователей (судьи, работники аппаратов судов), соответственно хранение данных и доступ к ней будут защищенными. Второй уровень будет предназначен для более широкой общественности. И эти два уровня будут работать параллельно.
По замыслу разработчиков этого ресурса, для представителей судебной системы такая социальная сеть откроет не только возможность онлайн-общения и обмена информацией, но и будет выполнять некую образовательную функцию. Например, обмен опытом, оказание методической помощи, консультации, обсуждение злободневных тем на форуме, проведение семинаров. Думаю, что уже через несколько месяцев функционирование этой сети будет усовершенствовано, и она станет популярной виртуальной платформой для общения.
(Беседовала Ольга КИРИЕНКО,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…