Начало от счета — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №21 (1065) » Начало от счета

Начало от счета

Рубрика Репортаж
Миссия ІР-суда заключается в развитии общественно-правовых отношений

Собрать юристов в одном месте — дело нехитрое. Но собрать юристов, которые не просто озвучат проблемы сферы, зависшие в воздухе, а докопаются до сути того или иного явления с научной стороны, совсем не просто. И если это все же вам удастся, то, вполне вероятно, вы услышите утверждения наподобие «ІР-суд должен защищать новаторское движение человеческой мысли», «ІР-суд является сподвижником и защитником творческих людей», «ІР-суд — цивилизованное проявление интеллектуального национализма»…

ІР-суд в Украине (или, как указано в законе, Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности) — действительно явление новое, о котором юристы-философы и юристы-ученые трактатов не написали. Пока. Но юристы-практики уже длительное время обсуждают вызовы, миссию суда и делятся ожиданиями от его деятельности.

Надлежащий уровень защиты интеллектуальной собственности может стать последним оплотом имиджа Украины на международной арене и последней цитаделью для иностранных инвесторов. А ІР-суд — это своеобразный флаг на вершине крепости, свидетельствующий о том, что ее покорили те, кто знает толк в защите прав интеллектуальной собственности.

Участники дискуссии «Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности: вызовы и ожидания» 11 мая с.г. в своих высказываниях были предельно искренними. Возможно, к откровенному разговору располагала несколько таинственная атмосфера львовской гостиницы Citadel Inn Hotel & Resort с потрясающим видом на старую часть города Львова — сердца Западной Украины.

 

Миссия выполнима

Одно дело — создание суда с высококвалифицированными специалистами в штате, и совсем другое — понимание этими специалистами всех злободневных вопросов сферы. Такими размышлениями поделился модератор первой секции дискуссии, партнер ПЮА «Дубинский и Ошарова» Ярослав Огневьюк и адресовал вопрос судье Хозяйственного суда Харьковской области, члену Совета судей Украины Татьяне Суярко: «Какие вызовы вы видите перед ІР-судом?». Помимо такого очевидного вызова, как доказывание, что это действительно высший суд при отсутствии низших, г-жа Суярко назвала обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на уровне европейских стандартов при отсутствии качественного инструментария, которым для участников судебного процесса является законодательная база. Другой вызов — единство судебной практики. Но это актуальный вызов для всей судебной системы, и ІР-суд не исключение. С одной стороны, предусмотренное законом незначительное количество судей (21) может стать фактором, способным обеспечить единство. С другой — определенная Хозяйственным процессуальным кодексом (ХПК) Украины подсудность дел ІР-суду дает основания для заключения, что не весь массив ІР-дел относится к юрисдикции этого суда. Но такая ситуация, по словам Татьяны Суярко, требует, чтобы новый суд стал «законодателем моды», проводником идей в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, формировал подходы к пониманию как сути правоотношений, так и норм права, их регулирующих.

Третий вызов — кадры. «Если законодатель последовательно воплощает идею комбинации, дополнения опыта в кадровой политике судебной власти, то, возможно, следует предоставить доступ к судейской профессии лицам, которые уже состоялись как специалисты в технических сферах», — считает г-жа Суярко.

Судья Хозяйственного суда г. Киева Оксана Марченко основной вызов суда видит в доказывании не «высшей» его ступени, а необходимости его функционирования, в чем она сама лично не сомневается. Нет сомнений у судьи и в том, что такой суд должен быть один. Стороны предпочтут поехать в один суд в конкретном городе, если будут знать, что правосудие там отправляется знатоками своего дела, процесс не затягивается, а решения прогнозируемы.

Ярослав Огневьюк дополнил: необходимость специализированного суда оправдала себя в международном аспекте. Десятки юрисдикций уже имеют в той или иной форме суд по вопросам интеллектуальной собственности или ІР-палату. Мир идет к углублению специализации. Европейский суд создал даже Объединенный патентный суд, но старту его работы препятствует Brexit (по договору о создании суда он должен был действовать в трех городах — Мюнхене, Париже и Лондоне). Но ЕС отступать не собирается. И если Украина, по словам г-на Огневьюка, движется в сторону Европы, есть перспектива, что ІР-суд станет частью европейской системы.

«Когда мы говорим о правосудии, мы допускаем концептуальную ошибку, — считает управляющий партнер ЮК «Чернобай и Партнеры», адвокат Олег Чернобай. — Мы ставим знак равенства между судом и защитой прав и дальше этой парадигмы не идем». В то же время правосудие — это многогранное понятие, и обсуждение стоит начинать с вопроса, какую пользу суд принесет обществу? По мнению г-на Чернобая, законодатель сделал правильный шаг, предусмотрев в Законе Украины «О судоустройстве и статусе судей» создание такого суда. Определенная категория общественных правоотношений сегодня стала настолько самостоятельной, что нуждается в отдельном суде. «Сфера интеллектуальной собственности должна развиваться ускоренными темпами в геометрической прогрессии», — убежден адвокат. А еще он убежден, что интеллектуальная собственность является чуть ли не единственным эффективным средством в борьбе с коррупцией. И вот почему.

Любой прогресс взаимосвязан с конкуренцией. Конкурентных преимуществ можно достичь тремя путями: благодаря работе рук, работе мозга или посредством коррупционных связей и взяток. Если человек творит, создает новые процессы производства, новые товары, новые средства индивидуализации, получает преимущества — это классическая схема функционирования нормального общества. «Но не все люди творческие», — парировал г-н Огневьюк. «Правильно, — согласился г-н Чернобай. — Потому что украинцы не знают, что с этим творчеством делать и куда идти в случае нарушения прав». Но поскольку законодатель правоотношения в ІР-сфере назвал важными, адвокат ожидает, что спустя некоторое время (не через десять-двадцать дней, а, возможно, через десять-двадцать лет) наши соотечественники осознают: результат интеллектуального творчества может приносить деньги. Другой вопрос в том, почему люди, которые могут созидать, этого не делают? Возможно, именно деятельность ІР-суда будет служить неким стимулом для творчества. Почему еще это важно? Дело даже не в защите уже существующих объектов интеллектуальной собственности, а в том, что в Украине прогресс стоит на месте.

«То есть миссия ІР-суда заключается в развитии общественно-правовых отношений таким образом, чтобы убедить мир в том, что Украина имеет площадку для развития интеллектуальной сферы», — подчеркнул Олег Чернобай.

 

А судьи кто?

На второй секции дискуссии юристы обсуждали особенности проведения конкурса в Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности. Модератором секции выступила эксперт программы реформирования правоохранительной и судебной системы «Украинского института будущего», адвокат Татьяна Ющенко, участниками дискуссии — национальный советник по юридическим вопросам Координатора проектов ОБСЕ в Украине, член Совета по вопросам судебной реформы, член Конституционной комиссии Александр Водянников и заместитель председателя Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС) Станислав Щотка.

«Признайтесь, это вы посоветовали создать в Украине ІР-суд?» — поинтересовалась у г-на Водянникова г-жа Ющенко. Тот ответил, что необходимость создания специализированного суда в Украине назрела уже давно. Международная общественность еще при обсуждении Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) вела горячие дискуссии относительно указания в тексте Соглашения обязательства по созданию специализированного суда по вопросам интеллектуальной собственности. Но тогда государства к общему знаменателю не пришли и акцентировали внимание только на необходимости обеспечения эффективных средств судебной защиты. Но многие страны для себя определили, что такая необходимость все же есть. Г-н Водянников подчеркнул: единой приемлемой для всех государств модели специализированного суда нет. И повсеместно насаждать иностранный опыт опасно. Поэтому государства, выступившие за необходимость углубления специализации, избрали собственный путь.

По словам эксперта, философия создания таких судов хорошо отображена в актах Европейского Союза — государства-члены должны определить как можно меньше судов, рассматривающих дела, касающиеся интеллектуальной собственности. Вообще специализация — это тренд. Это не хорошо, не плохо, это объективная реальность. «Станет ли такая специализация эффективной для Украины? Давайте сначала посмотрим, как суд будет работать», — предложил Александр Водянников.

Станислав Щотка подчеркнул, что участники предыдущей секции убедили его не просто в необходимости создания суда (собственно, законодатель в этом вопросе места для сомнений не оставил), а в том, что создание имеет определенную внутреннюю логику. «Сегодня я услышал, что ІР-суд должен защищать новаторское движение человеческой мысли, что этот суд является сподвижником и защитником творческих людей. Теперь я с этим буду жить», — признался Станислав Алексеевич. Но не просто жить с таким пониманием, а выстраивать надлежащим образом подходы к отбору судей ІР-суда. Так, эти судьи не только обязаны быть компетентными, добропорядочными, но и должны осознавать, что речь идет о новаторских поисках человечества, и стоять на защите творчества.

Г-н Щотка обратил внимание на положения части 3 статьи 84 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей»: судья (кандидат в судьи) может обратиться в ВККС с соответствующим заявлением о проведении квалификационного оценивания не раньше чем через один год со дня принятия решения Комиссией по результатам последнего квалификационного оценивания. Для кандидатов в ІР-суд эта норма имеет прикладное значение. Следуя логике статьи, некоторых кандидатов, принимавших участие в конкурсе в Верховный Суд, Комиссия должна была ограничить в праве участвовать в конкурсе в ІР-суд. Но ВККС пришла к заключению, что эта норма может быть признана справедливой и не дискриминационной только в случае ограничения права на участие в конкурсе в суд того же уровня (к примеру, во втором конкурсе в Верховный Суд). По словам г-на Щотки, с этой целью были внесены изменения в Положение о порядке и методологии квалификационного оценивания. Пункт 1.2 раздела ІІІ гласит: судья (кандидат на должность судьи) имеет право принимать участие в конкурсе на замещение вакантной должности судьи в суде того же или низшего уровня той же специализации, проводимом в течение года со дня принятия решения Комиссией по итогам последнего квалификационного оценивания судьи, при этом результаты такого оценивания учитываются в рейтинге соответствующего конкурса согласно условиям его проведения.

«Это первые процедуры, и мы закладываем стандарты, которые будут  применяться в перспективе» — так очертил миссию ВККС в этом процессе Станислав Алексеевич.

«Как вы знаете, своеобразными маркерами успешности первого конкурса в Верховный Суд с точки зрения общественности стало не количество достойных кандидатов, показавших хорошие результаты, а количество победителей, получивших так называемые негативные заключения Общественного совета добропорядочности. Александр, как вы думаете, какими маркерами будет измеряться успешность конкурса в ІР-суд?» — поинтересовалась Татьяна Ющенко у собеседника. Г-н Водянников не стал комментировать список претендентов. А говоря о маркерах успешности, он посоветовал исходить из того, что такая специализация в Украине формируется впервые. «Давайте будем откровенными: специалистов в этой сфере не так уж и много, и не все они подали документы для участия в конкурсе. И это вопрос не к Комиссии, а к законодателю, который предпочел на уровне закона одни категории специалистов заменить другими, что нельзя назвать справедливым», — отметил эксперт. С другой стороны, Украина получила возможность создать юрисдикцию с чистого листа. «Мы получим небольшой корпус судей, который может сформировать новую доктрину и новые подходы. Да, у нас проблемы с законодательством, но нам предоставили возможность сделать лимонад из лимонов. Давайте ее не упустим», — призвал Александр Водянников.

Другими маркерами успешности станут кандидаты, которые будут избраны по результатам конкурса, и, безусловно, продуцируемая ими судебная практика.

Станислав Щотка обратил внимание присутствующих, что количество дел, входящих в категорию интеллектуальной собственности, по сравнению с другими небольшое. Но как только суд заработает, как только инвесторы и другие заинтересованные лица поймут, что появилось «место силы», число обращений в ІР-суд возрастет. Г-н Водянников дополнил: одним из опасений инвесторов является непрогнозируемость результата в суде. Он отдает себе отчет в том, что создание единого центра справедливости не гарантирует, но прогнозируемость будет. Бизнес нуждается в стабильности. Бизнес нуждается в правилах игры. И то, что эти правила игры устанавливаются на институциональном уровне, повышает шансы национальной экономики.

Но не только прогнозируемость исхода спора в суде, но и повышение доверия к суду будет способствовать увеличению количества дел в суде. В этом убежден Олег Чернобай. С другой стороны, не будут подаваться «надуманные» иски, рассчитанные на некомпетентных судей.

 

Оправданные ожидания

«Сам факт создания ІР-суда и то, что конкурс находится на активной стадии, уже превысило все ожидания юридической общественности», — открывая третью секцию дискуссии, посвященную ожиданиям юридической общественности, отметил модератор, советник «ЕПАП Украина» Тарас Кислый. Концептуально этот вопрос назревал уже давно, но еще несколько лет назад даже трудно было себе представить, что все ІР-дела будет рассматривать один Хозяйственный суд г. Киева.

Тарас Кислый говорит, что создание суда очень актуально, ведь есть тенденция к усложнению дел. В частности, он заметил, что инициируется все больше дел о защите прав изобретателей. Создание суда, по его словам, будет стимулировать клиентов обращаться за защитой по таким вопросам, которые еще вчера они бы отложили в долгий ящик.

Он убежден: от деятельности ІР-суда юридическая общественность ожидает предсказуемости и стабильного подхода к решению дел в сфере интеллектуальной собственности.

Модератор подчеркнул, что к деятельности суда есть много дискуссионных вопросов. К примеру, о двухуровневой структуре. Так, ІР-суд будет действовать как суд первой и апелляционной инстанций, но пока не совсем понятен процесс формирования апелляционной палаты. «Если не будет доверия к процедуре отбора судей апелляционной палаты, если она не будет понятной и прозрачной, возникнет еще больше вопросов»,— предостерег г-н Кислый. Другой вопрос — насколько оправданным является введение коллегиального рассмотрения дел с учетом небольшого количества судей.

Судья Оболонского районного суда г. Киева Анна Майбоженко подчеркнула, что среди судей больше критиков создания ІР-суда, чем сторонников. Критики сравнивают удельный вес ІР-дел и резонно задаются вопросом, почему не создается, скажем, кредитный суд?

Г-жа Майбоженко убеждена, что начало работы специализированного суда должно стимулировать если не законодателя, то хотя бы органы судейского самоуправления в каждом суде к созданию коллегий, которые будут специализироваться на более узких категориях дел. Существование углубленной специализации будет способствовать получению судьями дополнительных знаний в той или иной отрасли. Что касается апелляционной палаты, то действительно, законодатель не определил особенностей ее формирования. Бытует мнение, что собрание судей ІР-суда само должно выбрать судей апелляционной палаты. В таком случае обеспечение объективного критерия беспристрастности все же будет сомнительным, ведь эти судьи связаны определенными самоуправленческими функциями. Следовательно, судьи должны будут уделить особое внимание соблюдению баланса и объяснить, почему именно такое количество судей и почему именно эти судьи избраны в апелляционную палату.

Каждый юрист хочет, чтобы его дело рассматривалось в суде быстро, эффективно независимыми специалистами, чтобы решение было справедливым, приемлемым, и если оно будет еще и законным и справедливым, то мы достигнем стандарта, к которому стремится сам Европейский суд по правам человека. На этом сделал акцент судья Хозяйственного суда Житомирской области Алексей Омельян. По его убеждению, ІР-суд — это цивилизованное проявление интеллектуального национализма. «Мы ничем не хуже Франции, Китая или Японии. У меня есть мечта, чтобы ІР-суд достиг такого уровня, чтобы предоставлять аутсорсинговые услуги иностранным юрисдикциям», — признался судья.

Выделил он и маркеры, способные усложнить работу специализированного суда. Эти маркеры в основном лежат в плоскости процессуальных правил. «Процессуальными наблюдениями» поделился и Тарас Кислый. В целом новый ХПК Украины дисциплинирует стороны процесса — они должны прийти в суд подготовленными, в противном случае теряют шанс на полноценное представление своей позиции в суде. У него сложилось впечатление, что судьи непоследовательны в применении правил нового процесса. ХПК также закладывает много инструментов для противодействия злоупотреблениям процессуальными правами, но и этими инструментами судьи пользуются недостаточно активно.

Подводя итоги дискуссии, Тарас Кислый отметил, что главными ожиданиями юридической общественности являются публичность и возможность широкого обсуждения проблемы. «Сегодня был прекрасный шанс и демонстрация того, что и в этой части ожидания также оправдываются», — резюмировал г-н Кислый. А от себя добавим, что большинство сегодняшних участников дискуссии — кандидаты в ІР-суд.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государство и юристы

Новости из-за рубежа

Европейский союз принял дополнительные меры по борьбе с терроризмом

Государство и юристы

Запасной выход

Декларативный вопрос

Государство и юристы

Новости законотворчества

Принят закон об организациях коллективного управления

Государство усилит ответственность за неуплату алиментов

Депутаты предложили основные направления бюджетной политики

Вооруженные Силы Украины будут принимать участие в борьбе с терроризмом

Государство и юристы

Вводный курс

Государство и юристы

Новости из-за рубежа

В Баварии полиция сможет использовать ДНК для определения цвета кожи, волос и возраста подозреваемых

Государство и юристы

Задать жанру

Избежать указания

Книжная полка

Практические ответы

Конспект

Конкурентный диалог

Новости из зала суда

Судебная практика

ВС высказался о порядке очередности удовлетворения требований кредиторов

Отказ ВККС в предоставлении судье «бессрочной рекомендации» признан законным

Asters консультирует VR Capital Group относительно приобретения доли в проекте солнечной электростанции мощностью 60 МВт

Interlegal обеспечил исполнение решения международного арбитража GAFTA

AVELLUM консультировала Horizon Capital по вопросам отчуждения доли в группе «Эргопак»

Kinstellar — юридический советник MET Group в связи с получением разрешений АМКУ на приобретение Tigaz Zrt

Отрасли практики

По образу и пособию

Капитальные изменения

Учебный предмет

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Начало от счета

Legal чемпионов

Розыскные в действии

Самое важное

Защита от рейдерства

Откройте, позиция!

Судебная практика

В один момент

Роль утраты

Разобрать на алименты

Судебная практика

Судебные решения

Правопреемство при рассмотрении корпоративных споров

Тема номера

Новая земля

Златая цель

Поставить на землю

Добычное дело

Інші новини

PRAVO.UA