«Бюрократическая машина», «тотальная закрытость», «халатное отношение» — как правило, именно такие определения дают работе различных государственных учреждений. Впрочем, с учетом постоянного реформирования тех или иных сфер государственного управления и государственных предприятий и стремления к европейским стандартам ситуация с каждым днем в этом направлении улучшается.
Отметим, что в последнее время внимание акцентируется на усовершенствовании механизмов корпоративного управления, в том числе и государственными банками. К слову, именно государственные банки, как свидетельствуют последние статистические данные, составляют более 50 % всего банковского сектора.
Так, на рассмотрение парламента внесен правительственный законопроект, направленный на усовершенствование системы корпоративного управления в государственных банках (№ 7180). Как следует из пояснительной записки, еще в феврале 2016 года Кабинет Министров Украины (КМУ) одобрил Основы стратегического реформирования государственного банковского сектора, разработанные Министерством финансов Украины при участии Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития и других международных организаций. «Одна из ключевых задач, определенных в Основах, — коренной пересмотр принципов и механизмов корпоративного управления государственными банками», — говорится в пояснительной записке.
Примечательно, что это уже второй законопроект, регулирующий особенности управления государственными банками, и он практически идентичен предыдущему (правительственному законопроекту № 4162 от 26 февраля 2016 года, который был отозван в апреле того же года).
Основные изменения, которые предусматривают оба документа, касаются статьи 7 Закона Украины «О банках и банковской деятельности». Указанная норма изложена в новой редакции: в частности, установлено что наблюдательный совет государственного банка состоит из семи членов, из них пять должны быть независимыми, а два — представителями государства.
Законопроектом определены и критерии, которым должны соответствовать независимые члены наблюдательного совета и представители государства. В частности, предусматривается, что независимым членом набсовета не может быть лицо, которое является или в течение последних пяти лет было руководителем этого государственного банка или его филиала, либо на протяжении трех лет было сотрудником банка. Также членом набсовета не может быть связанное с банком лицо либо лицо, имеющее существенное участие в нем. Перечень состоит из 12 пунктов с четким описанием предъявляемых требований.
Подобные критерии предусмотрены и для представителей государства.
«Для определения претендентов на должности членов наблюдательного совета государственного банка Кабинет Министров Украины образует конкурсную комиссию, в состав которой входят три представителя от Президента Украины и три представителя от Кабинета Министров Украины. Требования к членам конкурсной комиссии устанавливаются Кабинетом Министров Украины. В работе конкурсной комиссии также могут принимать участие с правом совещательного голоса представители международных финансовых организаций», — говорится в тексте законопроекта.
Кроме того, предусмотрено, что конкурсная комиссия проверяет претендентов на должности членов наблюдательного совета государственного банка на соответствие вышеуказанным требованиям.
Этой же статьей уточняется, что государственный банк может существовать только в форме акционерного общества.
Примечательно, что свои обязанности независимые члены наблюдательного совета будут исполнять на платной основе — с ними будут заключаться гражданско-правовые договоры, предусматривающие права, обязанности и условия работы членов набсовета государственного банка, в том числе и размер их вознаграждения. «Размер вознаграждения членов наблюдательного совета государственного банка, в том числе поощрительных и компенсационных выплат, определяется на основании предложений конкурсной комиссии, предоставленных во время конкурсного отбора претендентов на должности членов наблюдательного совета государственного банка. Расходы на оплату работы членов наблюдательного совета государственного банка несет государственный банк», — установлено в законопроекте.
Также предусмотрено, что высший орган вправе в любой момент временно отстранить члена наблюдательного совета государственного банка от исполнения его полномочий по ряду оснований. К примеру, член набсовета может быть отстранен по требованию не менее пяти членов наблюдательного совета государственного банка в случае, когда член наблюдательного совета ненадлежащим образом исполняет свои должностные обязанности, или в случае возникновения обоснованного подозрения о несоответствии требованиям, или в случае вручения члену наблюдательного совета государственного банка уведомления о подозрении в совершении преступления. И последнее основание: по требованию Президента Украины об отстранении от исполнения полномочий представителя государства в наблюдательном совете государственного банка, который был назначен по предложению главы государства, или по требованию Кабинета Министров Украины об отстранении от исполнения полномочий представителя государства, назначенного в наблюдательный совет государственного банка по предложению правительства. Данный перечень является исчерпывающим.
К слову, авторы документа предусмотрели и ответственность за незаконное вмешательство в деятельность должностных лиц государственного банка. Соответствующие изменения внесены в Уголовный кодекс Украины. Так, незаконное влияние в любой форме на члена наблюдательного совета или правления государственного банка с целью препятствовать исполнению им должностных обязанностей или добиться принятия органами государственного банка решений, заведомо противоречащих интересам государственного банка, карается штрафом от 200 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до одного года.
Напомним, что в феврале 2106 года парламент принял закон, которым были внесены существенные изменения в систему управления и отчетности на государственных предприятиях, касающиеся в том числе и создания независимых наблюдательных советов. Год спустя правительство приняло ряд нормативных актов, которыми фактически имплементированы нормы вышеупомянутого закона. В связи с этим можно предположить, что уже в ближайшее время Верховным Советом Украины будет рассмотрен и принят законопроект, направленный на усовершенствование системы корпоративного управления государственными банками, что в свою очередь позволит минимизировать политическое влияние и будет способствовать конкурентоспособности, о которой так много говорят эксперты в банковском секторе.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…