На суд общественности — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №17 (644) » На суд общественности

На суд общественности

В юриспруденции, политологии, философии большинства государств достаточно много внимания уделяется категории политической ответственности. На Украине до сих пор данный институт остается больше теоретическим, чем практическим: отдельные его элементы закреплены в законодательстве, но нет четкого понимания, кого и за что можно (и следует) привлекать к этой пресловутой ответственности, отсутствует комплексное регулирование.

На заполнение этого пробела направлен законопроект народного депутата Укра­ины Михаила Папиева «О политической ответственности на Украине». В нем определяются основы, содержание, принципы, формы, средства осуществления и условия наступления политической ответственности, регулируются отношения, которые возникают в связи с несоответствием действий субъектов политики интересам общества.

Законопроектом, таким образом, предусматривается формирование правовой базы института политической ответственности на Украине, создание условий для разграничения политической (политико-правовой) ответственности и конституционной (государственно-правовой) ответственности. При этом политическая ответственность определяется в целом как ответственность политиков перед обществом, в отличие от конституционной ответственности, определяемой как ответственность политиков перед политиками (при этом аспекты конституционной ответственности выходят за рамки регулирования этого законопроекта). Такое разграничение, по мнению автора законопроекта, создает условия для системного и взаимосвязанного развития институтов политической и конституционной ответственности, а с другой — направлено на обеспечение упреждающего развития институтов гражданского общества, которым в системе политической ответственности отводится ключевая роль.

Основы ответственности

Г-ном Папиевым дается достаточно по­дробное описание правил и принципов политических отношений (объединенных под термином «политические нормы»), за нарушение которых должна наступать политическая ответственность. При этом, пожалуй, впервые на уровне закона предложено определить, что, собственно говоря, следует понимать под политической программой, политическими гарантиями, политической агитацией и кого считать субъек­тами политической деятельности во всем ее ­многообразии.

Итак, согласно законопроекту, санкции политической ответственности могут применяться к органам государственной власти местного самоуправления в целом, к должностным лицам этих органов (назначенным или ­избранным на должность (в том числе политическую) в органах власти, к лицам, получившим представительские мандаты в органах госвласти и местного самоуправления, к кандидатам на все вышеуказанные должности и отдельно к политическим партиям, представленным в соответствующих советах или принимающим участие в избирательном процессе.

Значительно может возрасти роль политической программы, которая в законопроекте рассматривается как главный инструмент планирования политической деятельности, а также называется отправной базой для осуществления объективной оценки результативности политической деятельности.

В частности, законопроектом определяется, что политическая программа должна включать разделы в сферах международной политики, государственного управления, экономики и финансов, социальной политики, труда и занятости, здравоохранения, образования, науки, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, правовой политики, законности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, противодействия коррупции, решения других заданий внутренней и внешней политики, национальной безопасности и обороноспособности.

Кроме этого, для обеспечения конструктивной общественно-политической оценки деятельности субъекта политики политическая программа должна содержать оценку значимости каждого определенного в ней задания. Оценка значимости заданий политической программы устанавливается в процентах таким образом, что выполнение всей политической программы составляет 100 %. Конструктивную общественно-политическую оценку деятельности субъекта политики предполагается осуществлять путем подсчета суммы значений выполненных или невыполненных заданий политической программы.

Санкции

Санкции политической ответственности предложено разделить на две группы: собственно политические и политико-правовые. К первой группе санкций отнесены негативная общественная оценка на политических выборах, общественное недоверие, а также инициирование процедуры применения санкций политико-правового характера. Последние, в свою очередь, могут быть следующими: предупреждение субъекта политики о недопустимости нарушения действующего законодательства; временное лишение права субъекта политики на осуществление определенного вида политической деятельности; отставка или лишение полномочий субъекта политики; отказ в регистрации для участия в следующих (очередных, внеочередных) политических выборах; роспуск коллегиального субъекта политики, сформированного по результатам политических выборов; изъятие агитационных материалов; отмена государственной регистрации субъекта политики.

Как видим, в том или ином виде большинство из указанных санкций предусмотрено в действующем законодательстве Украины, прежде всего, регулирующем деятельность политических партий. Законопроектом № 6286 значительно расширяется перечень субъектов, к которым подобные санкции могут применяться, и предлагается внедрить целостную систему политической ответственности на Украине. Значительная часть законопроекта посвящена механизмам привлечения субъектов к политической ответственности, в том числе путем внесения соответствующих изменений в избирательное законодательство и законодательство о референдумах — наиболее действенных формах общественного контроля.


International

Политическая ответственность в США

По Конституции США, любое высшее должностное лицо государства несет не только политическую ответственность, но «может в соответствии с законом подлежать уголовной ответственности, суду и наказанию по приговору суда». Сама политическая ответственность весьма широка: высшие должностные лица могут быть отстранены от должности не только за государственную измену и важные преступления, но и за «мисдиминоры», то есть за мелкие уголовные преступления (сквернословие, оскорбление, неприличное поведение и т.д.), граничащие с административными.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Падение правосознания

Актуальный документ

О привлечении соответчика

Государственная практика

Заживо похороненная реформа

Законодательная практика

На суд общественности

Кадровые новости

Повышение в юридической службе на ЮЖД

В «Кернел-трейд» новое назначение

Неделя права

Черноморская уступка

Мечты о полномочиях

ОАС разблокировал колеса

Эффект дежавю

Как изменился Верховный Суд?

АМКУ запретил концентрацию

Новости законотворчества

Упрощение реализации полномочий ВСЮ

Ограничение льгот для правоохранителей

Обеспечительные меры при исполнении решения иностранного суда

Новости из-за рубежа

Пленум ВС РФ разъяснит применение судами закона о СМИ

Исключение из стажа судьи времени работы адвокатом — неконституционно

Новости профессии

Встреча студентов и известных адвокатов

Изменен состав Квалифкомиссии судей хозсудов

Генпрокуратура не выявила злоупотреблений

ВККА провела очередное заседание

Состоялась встреча председателей КС РФ и КСУ

Президент Украины перевел судью в Хозсуд г. Киева

Новости юридических фирм

ЮК «Бизнес-Право Аудит» начала сотрудничество с компанией «СИнС»

ЮФ «Центр правового консалтинга» — советник одного из участников компании «Телевидео»

Юристы ЮФ ILF представили интересы ГП Завод «Электротяжмаш»

Под куполом

Представитель без портфеля

Позиция

Юристам перевороты не выгодны

Реестр событий

За судей решил суд

Место встречи юрисконсультов

Репортаж

Недостает одного — действия

Цели достигнуты

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела

Судебные дела недели

ВСУ отказал ОАО «Донецкоблэнерго» в удовлетворении кассационной жалобы

Дело о переводе прав покупателя ценных бумаг отправлено на новое рассмотрение

Судебные решения

Об основаниях для расторжения несвоевременно выполненного договора поставки

Тема номера

Вместе нельзя, врозь трудно

Частная практика

EuroLawyer-2010: у природы нет плохой погоды?

Вулканические проблемы украинских юрфирм

Аффтар, выпей йаду!*

Юридический форум

Авиационный форс-мажор

Юрисконсульт

Корпоративные права государства

Подведомственность земельных споров

Взыскание: арендная плата или ущерб?

Інші новини

PRAVO.UA