В юриспруденции, политологии, философии большинства государств достаточно много внимания уделяется категории политической ответственности. На Украине до сих пор данный институт остается больше теоретическим, чем практическим: отдельные его элементы закреплены в законодательстве, но нет четкого понимания, кого и за что можно (и следует) привлекать к этой пресловутой ответственности, отсутствует комплексное регулирование.
На заполнение этого пробела направлен законопроект народного депутата Украины Михаила Папиева «О политической ответственности на Украине». В нем определяются основы, содержание, принципы, формы, средства осуществления и условия наступления политической ответственности, регулируются отношения, которые возникают в связи с несоответствием действий субъектов политики интересам общества.
Законопроектом, таким образом, предусматривается формирование правовой базы института политической ответственности на Украине, создание условий для разграничения политической (политико-правовой) ответственности и конституционной (государственно-правовой) ответственности. При этом политическая ответственность определяется в целом как ответственность политиков перед обществом, в отличие от конституционной ответственности, определяемой как ответственность политиков перед политиками (при этом аспекты конституционной ответственности выходят за рамки регулирования этого законопроекта). Такое разграничение, по мнению автора законопроекта, создает условия для системного и взаимосвязанного развития институтов политической и конституционной ответственности, а с другой — направлено на обеспечение упреждающего развития институтов гражданского общества, которым в системе политической ответственности отводится ключевая роль.
Г-ном Папиевым дается достаточно подробное описание правил и принципов политических отношений (объединенных под термином «политические нормы»), за нарушение которых должна наступать политическая ответственность. При этом, пожалуй, впервые на уровне закона предложено определить, что, собственно говоря, следует понимать под политической программой, политическими гарантиями, политической агитацией и кого считать субъектами политической деятельности во всем ее многообразии.
Итак, согласно законопроекту, санкции политической ответственности могут применяться к органам государственной власти местного самоуправления в целом, к должностным лицам этих органов (назначенным или избранным на должность (в том числе политическую) в органах власти, к лицам, получившим представительские мандаты в органах госвласти и местного самоуправления, к кандидатам на все вышеуказанные должности и отдельно к политическим партиям, представленным в соответствующих советах или принимающим участие в избирательном процессе.
Значительно может возрасти роль политической программы, которая в законопроекте рассматривается как главный инструмент планирования политической деятельности, а также называется отправной базой для осуществления объективной оценки результативности политической деятельности.
В частности, законопроектом определяется, что политическая программа должна включать разделы в сферах международной политики, государственного управления, экономики и финансов, социальной политики, труда и занятости, здравоохранения, образования, науки, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, правовой политики, законности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, противодействия коррупции, решения других заданий внутренней и внешней политики, национальной безопасности и обороноспособности.
Кроме этого, для обеспечения конструктивной общественно-политической оценки деятельности субъекта политики политическая программа должна содержать оценку значимости каждого определенного в ней задания. Оценка значимости заданий политической программы устанавливается в процентах таким образом, что выполнение всей политической программы составляет 100 %. Конструктивную общественно-политическую оценку деятельности субъекта политики предполагается осуществлять путем подсчета суммы значений выполненных или невыполненных заданий политической программы.
Санкции политической ответственности предложено разделить на две группы: собственно политические и политико-правовые. К первой группе санкций отнесены негативная общественная оценка на политических выборах, общественное недоверие, а также инициирование процедуры применения санкций политико-правового характера. Последние, в свою очередь, могут быть следующими: предупреждение субъекта политики о недопустимости нарушения действующего законодательства; временное лишение права субъекта политики на осуществление определенного вида политической деятельности; отставка или лишение полномочий субъекта политики; отказ в регистрации для участия в следующих (очередных, внеочередных) политических выборах; роспуск коллегиального субъекта политики, сформированного по результатам политических выборов; изъятие агитационных материалов; отмена государственной регистрации субъекта политики.
Как видим, в том или ином виде большинство из указанных санкций предусмотрено в действующем законодательстве Украины, прежде всего, регулирующем деятельность политических партий. Законопроектом № 6286 значительно расширяется перечень субъектов, к которым подобные санкции могут применяться, и предлагается внедрить целостную систему политической ответственности на Украине. Значительная часть законопроекта посвящена механизмам привлечения субъектов к политической ответственности, в том числе путем внесения соответствующих изменений в избирательное законодательство и законодательство о референдумах — наиболее действенных формах общественного контроля.
По Конституции США, любое высшее должностное лицо государства несет не только политическую ответственность, но «может в соответствии с законом подлежать уголовной ответственности, суду и наказанию по приговору суда». Сама политическая ответственность весьма широка: высшие должностные лица могут быть отстранены от должности не только за государственную измену и важные преступления, но и за «мисдиминоры», то есть за мелкие уголовные преступления (сквернословие, оскорбление, неприличное поведение и т.д.), граничащие с административными.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…