На полпути к цивилизации — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №43 (461) » На полпути к цивилизации

На полпути к цивилизации

Как известно, 5 октября с.г. вступают в силу все положения Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» (Закон). Следует отметить, что сам Закон был принят в сентябре прошлого года и дальнейшее его внедрение в правовую систему государства происходило поэтапно согласно Плану мероприятий, утвержденному Кабинетом Министров Украины 9 ноября 2005 года. Если говорить конкретно, то с 5 октября с.г. вступила в силу часть 1 статьи 4 Закона, которая устанавливает, что исключительно законы определяют необходимость выдачи разрешительных документов.

Перейдем к некоторым наиболее популярным видам разрешений, распределив их согласно органам, которые ответственны за данную сферу правового регулирования.

Самые непредвиденные ситуации

Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций (МЧС) ответственно за нормативно-правовое обеспечение в самых разно­образных случаях. Вот ряд примеров разрешений: на начало работы новосозданного предприятия, на введение в эксплуатацию новых и реконструированных производственных, жилых и других объектов, на аренду помещений (потенциально опасных), на эксплуатацию объектов, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности; а также получение экспертного заключения о проектной и другой документации на соответствие нормативным актам по пожарной безопасности.

Все эти разрешения предусмотрены разными актами. Так, Законом Украины «О пожарной безопасности» предусмот­рены разрешения на начало работы новосозданного предприятия, на введение в эксплуатацию новых и реконструированных производственных, жилых и других объектов, на аренду помещений и предоставление экспертного заключения о проектной и другой документации на соответствие нормативным актам по пожарной безопасности. Разрешительными органами, уполномоченными выдавать соответствующий документ, в данном случае выступают органы государственного пожарного надзора, что соответствует пункту 1 статьи 4 Закона. Получение данных документов предусмотрено этим же Законом.

Получение разрешения на эксплуатацию объектов, машин, механизмов, оборудования подвышенной опасности предусматривается Законом Украины «Об охране труда», соответственно, и органом, уполномоченным выдавать подобное разрешение, является орган государственного надзора за охраной труда. Но фактически полномочия данного органа в качестве разрешительного расходятся с положениями Закона. Впрочем, обратите внимание, обязательность получения данного разрешения новый Закон не отменял.

Не установлены или не соответствуют пункту 1 статьи 4 Закона критерии платности или бесплатности получения разрешений, сроки принятия решений о выдаче разрешения или отказе в выдаче, исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче, а также принцип декларативности во всех указанных видах разрешений. Следует отметить, что законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О пожарной безопасности» находится в парламенте.

Раскинулись степи широко…

Государственный комитет земельных ресурсов ответственен за нормативно-правовое регулирование выдачи разрешений предприятиям, учреждениям и организациям на разработку проекта приватизации земель, а также согласований проекта отвода земельного участка, согласований на предоставление земельных участков под строительство и другие виды землепользования. Эти и ряд других разрешительных документов предусмотрены статьями 118 и 123 Земельного кодекса Украины. Что же касается соответствия части 1 статьи 4 Закона, то получение таких разрешительных документов не противоречит Закону. То же касается и органов, уполномоченных предоставлять разрешительные документы: это органы местного самоуправления и органы исполнительной власти, органы по земельным ресурсам, природоохранные, архитектурной охраны культурного наследия, санитарно-эпидемиологические органы. Соответствуют Закону также сроки принятия решений о выдаче или отказе в выдаче документов разрешительного характера. Но Закону не соответствуют положения об оплатности выдачи документов, также нет исчерпывающего перечня обстоятельств для отказа в выдаче разрешительных документов и не учитывается принцип декларативности. В целом, все законодательство, посвященное выдаче разрешительных «земельных» документов, нуждается в приведении в соответствие с Законом.

Не кашляйте

Министерство, призванное печься о здоровье населения, также медлит с приведением нормативно-правовой базы в соответствие с Законом, видимо, совсем не заботясь о самочувствии лиц, которые будут получать разрешительные документы.

Законами Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» и «О безопасности и качестве пищевых продуктов» преду­смотрены следующие разрешительные документы: заключение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы относительно безопасности для здоровья населения от реализации и использования сырья и продукции иностранного производства, относительно безопасности продовольственных продуктов, о соответствии имеющихся помещений требованиям санитарных норм и правил.

Положениям рассматриваемого Закона соответствуют органы, уполномоченные предоставлять документы, и сами упоминаемые документы, а также принципы их оплатности. Необходимость внесения платы за выдачу некоторых разрешительных документов определяется Законом Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения», кроме этого, определены порядок оплаты и стоимость работ по проведению госсанэпидемэкспертиз.

Но проблема нормативных актов этой группы та же, что и у вышеперечисленных: четко не урегулированы сроки приема документов или отказа в приеме, нет исчерпывающего перечня оснований для отказа, также невозможно осуществление принципа декларативности.

Мы строили, строили… и наконец приехали

Обратимся к деятельности Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины, которое должно заниматься обеспечением соответствующей нормативно-правовой базы. Нельзя не отметить, что именно в этой сфере наблюдается наибольшее соответствие части 1 статьи 4 Закона. Согласно законам Украины «О планировании и застройке территорий», «Об архитектурной деятельности» и «О местном самоуправлении на Украине», органами, выдающими разрешительные документы на строительство объекта градостроительства, согласование проекта объекта архитектуры, разрешение на исполнение строительных работ, являются: исполнительные органы соответствующих советов, органы градостроения и архитектуры, инспекции государственного архитектурно-строительного контроля. Необходимость получения разрешительных документов именно от вышеуказанных органов согласована с Законом. Закону также соответствуют рег­ламентированные сроки принятия решения о выдаче документа или об отказе с исчерпывающим перечнем оснований для отказа. Но последнее предложение касается исключительно тех разрешительных документов, которые выдаются согласно Закону Украины «О планировании и застройке территорий». В несоответствии с Законом остаются разрешительные документы, требуемые законами Украины «Об архитектурной деятельности» и «О местном самоуправлении на Украине».

Что касается нормативного регулирования разрешительных документов на международные перевозки пассажиров и грузов автотранспортом, которым должно заниматься Министерство транспорта и связи, то здесь — непаханое поле. Конечно же, Законом предусмотрена необходимость получения подобного разрешения и даже определение органа, выдающего это разрешение, не противоречит Закону. Но есть ряд существенных недоработок, которые могут усложнить получение разрешительных документов. Так, необходимо привести в соответствие с Законом положения относительно платности или бесплатности предоставления разрешительных документов, сроков принятия решения о выдаче их или отказе в выдаче и причины такого отказа, принципа декларативности.

Есть также и ряд документов разрешительного характера, которые вообще прямо не предусмотрены законами Украины. Так, после 5 октября необходимость в получении разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг, а также разрешения на использование местной символики стоит под вопросом.

Итак, из вышесказанного можно сделать четкий вывод: упрощения отношений в сфере хозяйственной деятельности не произошло. Главная норма, которой мог похвастаться Закон — о возможности приобретения субъектом хозяйствования прав на осуществление определенных действий в сфере хоздеятельности по декларативному принципу, — сегодня не выполняется. Из 195 процедур получения различных ­разрешительных документов ни одна не предусматривает возможности применения декларативного принципа.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Обещания и техника их исполнения

Объять необъятное — целесообразно ли?

Деловая практика

На полпути к цивилизации

Законодательная практика

Между тайным и явным

ГПК vs. ХПК — что к чему

Зарубежная практика

Биржевое разнообразие

Комментарии и аналитика

«Бездокументное» пользование землей

«Годовалый» договор аренды

Безоборотный индоссамент

Неделя права

Препятствование избирательному процессу может дорого обойтись

Уведомить и извиниться!

Судебной власти — законодательную инициативу

Обратим внимание на апелляцию

Большой исход судей

Реестр событий

Депутатам не нужна борьба с коррупцией?

Власть теряет кадры

10-й день рождения КСУ

Судебная практика

Как правильно утверждать тарифы

Судебные решения

О некоторых вопросах валютного регулирования и контроля

Об аспектах ареста имущества должника

О разграничении подведомственности между админ и хозсудами

Тема номера

Общие вопросы обращения взыскания

Трибуна

Анализ арендных парадоксов

Кто уполномочен охранять суды?

Частная практика

В УНП шагом марш!

Юридический форум

Юрслужба «САН Интербрю Украина» собрала юристов на пиво!

В фокусе проблемы судоустройства на Украине

Cудьям — «Открытый мир»

Інші новини

PRAVO.UA