Почти 20 лет назад в Украине была создана рабочая группа по подготовке законопроекта об административной процедуре. За эти годы было предпринято несколько неудачных попыток принять соответствующий закон. Очередной этап по доработке законопроекта стартовал в начале этого года в обновленном составе рабочей группы совместно с Министерством юстиции Украины и европейскими экспертами.
В Минюсте состоялось уже семь заседаний рабочей группы, по итогам которых согласована большая часть норм законопроекта. Об этом рассказала Светлана Глущенко, заместитель министра юстиции, 10 мая с.г. на пресс-конференции «Зачем нужен Закон об административной процедуре», организованной Центром политико-правовых реформ (ЦППР) совместно с Минюстом и европейскими экспертами.
Открывая мероприятие, Игорь Колиушко, эксперт по публичному праву ЦППР, напомнил, что работа над законодательством в этой сфере началась еще в 1999 году. С 2008 года несколько раз в парламент вносился правительственный законопроект, и последняя попытка на законодательном уровне закрепить единую административную процедуру была сделана в 2014 году. Г-н Колиушко также сообщил, что работа в этом направлении поддерживается и контролируется Европейским Союзом, что в свою очередь вселяет надежду на принятие законопроекта.
«Одним из приоритетов для Украины сегодня является гармонизация законодательства с законодательством ЕС. Принятие единого законодательного акта позволит нормализовать отношения физических и юридических лиц с государственными органами», — уверена Светлана Глущенко.
По ее словам, члены рабочей группы, в которую, к слову, входят представители государственных органов и судебной власти, пришли к консенсусу относительно большинства норм. Детально г-жа Глущенко остановилась на ряде новаций, предусмотренных законопроектом. В частности, речь шла о введении института молчаливого согласия, предусматривающего, что если лицо обратилось в орган с соответствующим пакетом документов, его заявление будет удовлетворено, если орган государственной власти в установленный законом срок не предоставил возражения или не сообщил о продолжении рассмотрения его заявления. «Это, бесспорно, сделает невозможными коррупционные проявления и ускорит административное производство», — считает она.
Отметим, что в своем докладе замминистра сделала акцент на активном участии судей административной юрисдикции в разработке законопроекта, поскольку в первую очередь данный документ позволит снизить нагрузку и сделать понятной и единой процедуру по рассмотрению споров с представителями публичной власти.
В свою очередь Виктор Тимощук, эксперт по публичному праву ЦППР, проинформировал о том, что рабочая группа уже подготовила ключевые положения фундаментальных разделов документа, определив предмет и сферу действия, принципы административной процедуры и правовой статус ее участников.
В то же время эксперт пояснил причины, по которым данный документ не был принят. Одной из них, по его мнению, является советская традиция пренебрежения к законодательному урегулированию процедур деятельности органов публичной администрации. Игорь Колиушко дополнил, что в Советском Союзе не было законов об органах исполнительной власти. Все эти вопросы были урегулированы внутренними инструкциями, которыми и руководствовались чиновники.
«Должен быть единый закон, регламентирующий единые правила взаимоотношений физических и юридических лиц с публичными администрациями», — убежден г-н Тимощук. Кроме того, он назвал основные положения законопроекта, больше всего вызывающие дискуссию у членов рабочей группы. «Много времени у нас уходит на обсуждение предмета нормативного акта. Такая дискуссия возникала во всех рабочих группах на протяжении всего периода разработки законопроекта. Отмечу, что некоторые представители государственных органов не возражают против принятия данного законопроекта, но с оговоркой, что действие документа на этот орган не распространяется. Это основной камень преткновения. Второй аспект — соотношение этого нормативного акта и Закона Украины «Об административных услугах», — сказал эксперт. Он, в частности, пояснил, что законодательный акт об административной процедуре в большей степени регламентирует правовые вопросы, такие как права и обязанности сторон в сфере публичных правоотношений. Второй закон направлен скорее на организационные моменты: например, как организовать обслуживание в центрах предоставления административных услуг, как создать портал админуслуг и пр. «Предметы этих актов лишь частично пересекаются, и поэтому не возникнет больших проблем при разрешении этого вопроса», — резюмировал Виктор Тимощук.
О европейском опыте в этой сфере рассказал Грегор Вирант, экс-министр государственного управления Словении и ключевой эксперт проекта «Поддержка комплексного реформирования государственного управления в Украине». Он сообщил, что страны — члены ЕС достаточно давно кодифицировали принципы и правила в законах об административной процедуре. Например, в Австрии такая процедура применяется уже более 100 лет.
«Для преодоления политической и бюрократической оппозиции необходима сильная политическая воля и поддержка», — отметил эксперт. Кроме того, г-н Вирант подчеркнул, что если нет четких правил ведения процедуры, если у должностного лица нет обязательств предоставлять обоснованные решения и принимать позицию стороны до вынесения решения, то это приводит к огромным рискам, связанным с принятием своевольных необоснованных решений и коррупционной составляющей. В завершение своего выступления Грегор Вирант подчеркнул, что ЕС активно поддерживает принятие этого закона.
В свою очередь Светлана Глущенко сообщила, что Минюст тоже активно работает в данном направлении, и выразила надежду, что уже в третьем квартале текущего года доработанный и согласованный документ должен быть подан на рассмотрение парламента. Она напомнила, что в правительственной Стратегии реформирования государственного управления на 2016—2020 годы утвержден план действий, согласно которому рекомендованный срок подачи законопроекта — третий квартал этого года.
Подводя итоги пресс-конференции, Игорь Колиушко отметил, что традиция демократических стран Европы заключается в наличии единого законодательного акта, регулирующего основные положения процедуры во взаимоотношениях между физическим и юридическими лицами и органами государственной власти или местного самоуправления.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…