Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №20 (1064) » На перспективу

На перспективу

Эксперты рассказали о перспективе принятия законопроекта об административной процедуре, работа над которым длится последние двадцать лет

Почти 20 лет назад в Украине была создана рабочая группа по подготовке законопроекта об административной процедуре. За эти годы было предпринято несколько неудачных попыток принять соответствующий закон. Очередной этап по доработке законопроекта стартовал в начале этого года в обновленном составе рабочей группы совместно с Министерством юстиции Украины и европейскими экспертами.

В Минюсте состоялось уже семь заседаний рабочей группы, по итогам которых согласована большая часть норм законопроекта. Об этом рассказала Светлана Глущенко, заместитель министра юстиции, 10 мая с.г. на пресс-конференции «Зачем нужен Закон об административной процедуре», организованной Центром политико-правовых реформ (ЦППР) совместно с Минюстом и европейскими экспертами.

Открывая мероприятие, Игорь Колиушко, эксперт по публичному праву ЦППР, напомнил, что работа над законодательством в этой сфере началась еще в 1999 году. С 2008 года несколько раз в парламент вносился правительственный законопроект, и последняя попытка на законодательном уровне закрепить единую административную процедуру была сделана в 2014 году. Г-н Колиушко также сообщил, что работа в этом направлении поддерживается и контролируется Европейским Союзом, что в свою очередь вселяет надежду на принятие законопроекта.

«Одним из приоритетов для Украины сегодня является гармонизация законодательства с законодательством ЕС. Принятие единого законодательного акта позволит нормализовать отношения физических и юридических лиц с государственными органами», — уверена Светлана Глущенко.

По ее словам, члены рабочей группы, в которую, к слову, входят представители государственных органов и судебной власти, пришли к консенсусу относительно большинства норм. Детально г-жа Глущенко остановилась на ряде новаций, предусмотренных законопроектом. В частности, речь шла о введении института молчаливого согласия, предусматривающего, что если лицо обратилось в орган с соответствующим пакетом документов, его заявление будет удовлетворено, если орган государственной власти в установленный законом срок не предоставил возражения или не сообщил о продолжении рассмотрения его заявления. «Это, бесспорно, сделает невозможными коррупционные проявления и ускорит административное производство», — считает она.

Отметим, что в своем докладе замминистра сделала акцент на активном участии судей административной юрисдикции в разработке законопроекта, поскольку в первую очередь данный документ позволит снизить нагрузку и сделать понятной и единой процедуру по рассмотрению споров с представителями публичной власти.

В свою очередь Виктор Тимощук, эксперт по публичному праву ЦППР, проинформировал о том, что рабочая группа уже подготовила ключевые положения фундаментальных разделов документа, определив предмет и сферу действия, принципы административной процедуры и правовой статус ее участников.

В то же время эксперт пояснил причины, по которым данный документ не был принят. Одной из них, по его мнению, является советская традиция пренебрежения к законодательному урегулированию процедур деятельности органов публичной администрации. Игорь Колиушко дополнил, что в Советском Союзе не было законов об органах исполнительной власти. Все эти вопросы были урегулированы внутренними инструкциями, которыми и руководствовались чиновники.

«Должен быть единый закон, регламентирующий единые правила взаимоотношений физических и юридических лиц с публичными администрациями», — убежден г-н Тимощук. Кроме того, он назвал основные положения законопроекта, больше всего вызывающие дискуссию у членов рабочей группы. «Много времени у нас уходит на обсуждение предмета нормативного акта. Такая дискуссия возникала во всех рабочих группах на протяжении всего периода разработки законопроекта. Отмечу, что некоторые представители государственных органов не возражают против принятия данного законопроекта, но с оговоркой, что действие документа на этот орган не распространяется. Это основной камень преткновения. Второй аспект — соотношение этого нормативного акта и Закона Украины «Об административных услугах», — сказал эксперт. Он, в частности, пояснил, что законодательный акт об административной процедуре в большей степени регламентирует правовые вопросы, такие как права и обязанности сторон в сфере публичных правоотношений. Второй закон направлен скорее на организационные моменты: например, как организовать обслуживание в центрах предоставления административных услуг, как создать портал админуслуг и пр. «Предметы этих актов лишь частично пересекаются, и поэтому не возникнет больших проблем при разрешении этого вопроса», — резюмировал Виктор Тимощук.

О европейском опыте в этой сфере рассказал Грегор Вирант, экс-министр государственного управления Словении и ключевой эксперт проекта «Поддержка комплексного реформирования государственного управления в Украине». Он сообщил, что страны — члены ЕС достаточно давно кодифицировали принципы и правила в законах об административной процедуре. Например, в Австрии такая процедура применяется уже более 100 лет.

«Для преодоления политической и бюрократической оппозиции необходима сильная политическая воля и поддержка», — отметил эксперт. Кроме того, г-н Вирант подчеркнул, что если нет четких правил ведения процедуры, если у должностного лица нет обязательств предоставлять обоснованные решения и принимать позицию стороны до вынесения решения, то это приводит к огромным рискам, связанным с принятием своевольных необоснованных решений и коррупционной составляющей. В завершение своего выступления Грегор Вирант подчеркнул, что ЕС активно поддерживает принятие этого закона.

В свою очередь Светлана Глущенко сообщила, что Минюст тоже активно работает в данном направлении, и выразила надежду, что уже в третьем квартале текущего года доработанный и согласованный документ должен быть подан на рассмотрение парламента. Она напомнила, что в правительственной Стратегии реформирования государственного управления на 2016—2020 годы утвержден план действий, согласно которому рекомендованный срок подачи законопроекта — третий квартал этого года.

Подводя итоги пресс-конференции, Игорь Колиушко отметил, что традиция демократических стран Европы заключается в наличии единого законодательного акта, регулирующего основные положения процедуры во взаимоотношениях между физическим и юридическими лицами и органами государственной власти или местного самоуправления.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

VOX POPULI

Самое важное

Обходной путь

Государство и юристы

Верно поданный

Государство и юристы

Новости законотворчества

Ответственность за незаконную продажу билетов на футбольные матчи

Зарегистрирован законопроект, регламентирующий права бывших заложников

Государство и юристы

Исполнительный подход

Фотостарт

Слепо вверить

Киберэтика

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предусматривается создание Единого государственного реестра судебных экспертиз

Деловая практика

Рекомендательная участь

Новости из Евросуда

Судебная практика

Решение о передаче детей на усыновление в целях их безопасности не содержит нарушения права на уважение к семейной жизни

Выход журналиста за рамки критики и оправдание терроризма не означает, что вмешательство в его право на свободу выражения было необходимым

ВС высказался по вопросу подсудности дела о нарушении в интернете

ВС мотивировал образцовое решение о выдаче справки органами прокуратуры

Новости из-за рубежа

Тема номера

Суд ЕС высказался о выдворении иностранцев — родственников граждан ЕС

Создан арбитражный суд по вопросам искусства

Новости юридических фирм

Частная практика

Aequo признана самой инновационной юридической фирмой года в Украине по версии IFLR Europe Awards 2018

Spenser & Kauffmann подвели итоги стипендиального конкурса в сфере International Corporate and Tax Structuring

Asters — советник Nestlе по антимонопольному праву относительно двух сделок общей стоимостью более 5 млрд долл. США

Interlegal дважды в рамках одного дела взыскал долг для клиента

Kinstellar — юридический советник Marriott по вопросам открытия отеля Aloft Kiev

Отрасли практики

Спасти и сохранить

Знак допроса

Придать норму

Административное задание

Рабочий график

Карта событий

Самое важное

Дополнить ряды

На перспективу

Первые прошли

Судебная практика

Выжать все сроки

Не оправдала ожидания

Оценочное суждение

Судебная практика

Судебные решения

Опубликование планов-графиков документальных плановых проверок возможно лишь относительно проверокна 2018 год

Судебная практика

Проблемы подсудности

Судебная практика

Судебные решения

О привлечении к админответственности за нарушение правил перемещения автомобиля через границу в таможенном режиме «транзит»

Тема номера

Спориться — дело

Поисковая операция

Спорный запрос

Возвращение строптивого

Прямая наводка

Взять на баланс

Частная практика

Поймать кадр

Публичное выступление

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: