От налоговой службы в нашем государстве зависит многое. Ее работники обязаны обеспечивать огромные, иногда почти нереальные поступления в бюджет. И не секрет, что там, где на карту поставлено выполнение доходной части бюджета, налоговая служба прибегает к самым изощренным методам, в том числе к заведомо неправомерным наложениям штрафом и иных санкций. Пока оштрафованный субъект обратится в суд, пока дело рассмотрят, пока решение первой инстанции будет оспариваться, деньги налогоплательщика успеют сыграть роль беспроцентного кредита, а впоследствии будут возвращены без какой либо угрозы для налоговой инспекции.
Четкого механизма противодействия такому «заимствованию» денег на сегодняшний день нет. Можно только в общем порядке обращаться в суд, обжаловать там действия налоговой службы или же подавать жалобы в саму налоговую службу. Но это все только в общем порядке, так что «достать» инспекторов, умышленно незаконно наложивших на вас штраф, практически невозможно. Суровые трудовые будни налоговиков освобождают их от слишком пристального внимания правоохранительных органов. А количество возбужденных дел по статьям о злоупотреблении властью или служебными полномочиями или об их же превышении, а тем более дел, доведенных до суда, а тем более тех, по которым имеется приговор, никоим образом не отражает реальной картины нарушений работниками налоговой службы действующего законодательства.
Видимо, есть в парламенте люди, которым такая ситуация не по душе. 3 июня 2002 года народным депутатом Виктором Горбачевым на рассмотрение Верховного Совета был внесен проект закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно незаконного наложения штрафов на налогоплательщика)» № 1128.
Проект интересен уже тем, что налоговую службу намереваются хоть как-то усмирить, попросту говоря, поставить «на место». Вспомнили для этого об уголовно-правовой ответственности. Проект предполагает внесение в Уголовный кодекс Украины новой статьи № 367-1 — «Незаконное наложение штрафов и/или финансовых санкций на налогоплательщика или завышение их размеров». Предусмотренные этой статьей характеристики преступных действий и наказаний за них приведены в таблице.
До конца, правда, не ясно, как же применять данную статью на практике. Любопытно, что в качестве потерпевшего от незаконного наложения штрафов лица в проекте указан налогоплательщик. Вполне может случиться, что на практике к уголовной ответственности станут привлекать только тех налоговиков, которые будут неправомерно накладывать штрафы на физических лиц. А если штрафы и тому подобные санкции налагались на юридических лиц, то — по логике налоговой службы — и потерпевших как бы нет. Проблема, как видим, все же остается.
Для того чтобы применять такой инструмент влияния на недобросовестных работников налоговой службы, как уголовный закон, необходимо прежде всего определить, кто ответственен за применение к налогоплательщикам незаконных штрафов и санкций. Разработчики проекта изменений к УК предусмотрели и это. Они предлагают внести изменения в статью 13 Закона Украины «О государственной налоговой службе на Украине» и определить лиц, ответственных за начисление и/или наложение на налогоплательщика штрафов и/или финансовых санкций. Так вот такими ответственными лицами, в соответствии с проектом, являются должностные лица органа государственной налоговой службы, проводившего незаконное начисление штрафов и иных санкций, а также руководитель органа государственной налоговой службы, принявший решение о наложении на налогоплательщика штрафов и финансовых санкций.
Согласно замыслу разработчиков проекта, расследование подобных преступлений попадает в сферу органов прокуратуры (планируется внести соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс).
Как следует из предложенной диспозиции статьи УК, к уголовной ответственности смогут привлекать только в том случае, если размер незаконно наложенного штрафа или иной санкции превысит 1 тысячу ННМДГ, т. е. 17 000 гривен. А если штраф будет меньше, что тогда? Для этого разработчики придумали новую статью № 164-12 в Кодексе Украины об административных правонарушениях — «Незаконное наложение штрафов и/или финансовых санкций на налогоплательщика или завышение их размеров». Согласно этой статье, наложение на налогоплательщика штрафов и/или финансовых санкций или завышение их размеров, в том числе по результатам проверок, должностными лицами контролирующих органов при отсутствии определенных законами Украины оснований для такого наложения в размерах от 500 до 1 тысячи ННМДГ повлечет за собой наложение штрафа от 10 до 30 ННМДГ. Вот так вот, за 10 тысяч гривен незаконного штрафа налоговый инспектор будет оштрафован максимум на 510 гривен. Но если по всей стране такие штрафы брать с налоговой — это уже немало.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…