На дне мирском — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

На дне мирском

Украина опустилась в мировом рейтинге «Индекс восприятия коррупции — 2019» с результатом 30 баллов, вернувшись на уровень 2017-го: в чем причина такого падения?
По показателю распространения коррупции в государственном секторе наша страна среди своих соседей занимает лидирующие позиции

Начало нового года — прекрасная возможность подвести итоги старого, в том числе благодаря различным исследованиям, как международным, так и отечественным, результаты которых традиционно публикуют ближе к концу января. Один из мировых мониторингов, проблематика исследования которого очень актуальна для нашего государства, а его результаты являются неким индикатором эффективности национальной государственной политики и дорожной картой для дальнейших шагов по усовершенствованию, — это рейтинг стран мира по показателю распространения коррупции в государственном секторе — «Индекс восприятия коррупции» (он рассчитан по методике международной неправительственной организации Transparency International). И если итоги этого глобального анализа в прошлом году вселяли оптимизм (за 2018-й Украина получила 32 балла из 100 возможных, поднявшись с 130-го на 120-е место в рейтинге, состоящем из 180 позиций), то свежие аналитические данные стали неприятным сюрпризом.

Согласно данным этого глобального исследования, опубликованным на сайте Transparency International Ukraine, по итогам прошлого года Украина получила 30 баллов (то есть вернулась до уровня 2017 года) из 100 возможных, опустившись с 120-го на 126-е место в рейтинге среди 180 стран. По соседству в рейтинге с нашим государством находятся Кыргызстан, Азербайджан и Джибути (небольшая республика в Восточной Африке, если кто не знает). Если говорить о наших географических соседях, то среди них лидируют Польша (58 баллов, 41-е место) и Словакия (50 баллов, 59-е место). Беларусь по сравнению с 2018-м добавила один пункт и теперь с результатом 45 баллов находится на 66-м месте в рейтинге. По итогам прошлого года Украине удалось опередить лишь своего северного соседа: Россия не изменила своих позиций в исследовании, по-прежнему занимая 137-е место с результатом 28 баллов. При этом отрицательная динамика наметилась и у других стран, с которыми граничит территория Украины: индекс восприятия коррупции снизился у Румынии на три балла, у Венгрии — на два, у Молдовы — на один. А вот лидеры и аутсайдеры данного глобального рейтинга фактически остались неизменными: пальма первенства в исследовании принадлежит Новой Зеландии и Дании (набрали 87 баллов из 100 возможных), традиционно замыкают рейтинг Южный Судан (12 баллов) и Сомали (9 баллов).

Данные этого международного исследования по Украине на первый взгляд кажутся достаточно неожиданными, если учитывать события 2019 года. Во-первых, в Украине заработал Высший антикоррупционный суд (ВАКС) — специализированная судебная инстанция, ее наличием может похвастаться далеко не каждое государство (хотя зачем государствам с нулевой толерантностью к коррупции специализированная обитель Фемиды в принципе?), и на работу этого органа возлагали большие надежды как украинские граждане, так и международное сообщество. Делать какие-либо оценки эффективности работы нового высшего специализированного суда пока что рано, ведь с момента старта его процессуальной деятельности не прошло и полгода, хотя сам факт создания ВАКС уже можно считать положительным сигналом и безоговорочным достижением национальной антикоррупционной реформы. Во-вторых, в прошлом году в нашем государстве произошел кадровый апгрейд политических институтов, причем смена власти была плановой, без громких избирательных скандалов и каких-либо общественных столкновений. А представители новой политической элиты во главу угла свой деятельности поставили именно вопрос борьбы с коррупцией, заявив об амбициозной цели — искоренить это явление в высших эшелонах власти! Для выполнения указанной задачи они предусмотрели ряд новых законодательных механизмов, в том числе чуть ли не уникальный инструмент народного контроля за добропорядочностью и служебной «чистоплотностью» власть имущих, не совсем свойственный для современных демократических государства, — институт разоблачителей коррупции.

Следует отметить, что, как показывают результаты этого глобального исследования, иногда сам факт проведения политической перезагрузки власти в государстве может стать поводом для выделения стране «кредита доверия», который гарантирует ей более высокое место в международном рейтинге. Например, Армения после Бархатной революции 2018-го и перезагрузки институтов власти улучшила свои показатели по индексу восприятия коррупции на семь баллов, с результатом 42 балла заняв 77-е место в нынешнем рейтинге. Так почему в свете реализации масштабных трансформаций прошлого года Украина сдала свои позиции на антикоррупционной карте мира? Ответ на этот вопрос можно найти в рекомендациях Transparency International Ukraine, опубликованных на ее официальном сайте.

Эта авторитетная антикоррупционая общественная организация еще в начале 2019-го предоставила 12 рекомендаций, которые могли бы улучшить показатели Украины в мировом рейтинге, из них к концу года были выполнены или частично выполнены только шесть, и то лишь в последнем квартале минувшего года. Скажем, Украина прислушалась к совету относительно необходимости лишения Службы безопасности Украины (СБУ) исключительного права на «прослушку» и снятия государственной монополии на проведение экспертиз в уголовном процессе. Так, 4 октября 2019 года был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования отдельных положений уголовного процессуального законодательства» (проект № 1009), которым Национальному антикоррупционному бюро Украины и Государственному бюро расследований было предоставлено право на снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей. Также были изменены основания для проведения экспертизы: согласно новым правилам, экспертиза должна проводиться экспертной организацией, экспертом или экспертами, которых привлекают стороны уголовного производства или следственный судья по ходатайству стороны защиты в случаях и порядке, которые предусмотрены Уголовным процессуальным кодексом Украины. Ранее соответствующие экспертизы, напомним, проводились только по поручению следственного судьи или суда.

Позитивным сигналом для иностранного сообщества также стало решение Конституционного Суда Украины (№ 3-р/2019 от 6 июня прошлого года) о признании е-декларирования антикоррупционных общественных активистов противоречащим положениям Основного Закона. Кроме того, осенью 2019-го был принят и оперативно официализирован Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения эффективности институционального механизма предотвращения коррупции», направленный на перезагрузку Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), усиление гарантий независимости членов данной институции. Как известно, уже в начале этого года НАПК получило нового руководителя: 15 января с.г. по результатам открытого конкурса своим распоряжением Кабинет Министров Украины назначил председателем Агентства Александра Новикова, выходца из прокурорского корпуса.

Определенного прогресса Украине удалось достичь и в части проведения публичных государственных закупок: в сентябре 2019-го был принят Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» и некоторые другие законодательные акты Украины относительно усовершенствования публичных закупок», направленный на гармонизацию национального законодательства со стандартами Европейского Союза. Правда, его основные положения вводятся в действие только 19 апреля с.г.

При этом, по мнению Transparency International Ukraine, шесть ключевых советов украинские власть имущие проигнорировали. Среди прочего не была обеспечена эффективная работа реестра бенефициаров, не произошло усиление контроля за финансированием политических партий, не удалось вернуть доверие к Специализированной антикоррупционной прокуратуре, а также лишить СБУ и Национальную полицию Украины полномочий в сфере борьбы с экономической преступностью (Бюро финансовых расследований, как известно, до сих пор так и не было создано).

На основе прошлых ошибок и просчетов, а также новых вызовов для Украины антикоррупционные эксперты составили на 2020 год перечень рекомендаций, которые помогут снизить уровень коррупции в нашем государстве, но это, как говорят, уже совсем другая история.

Ольга КИРИЕНКО • «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA