Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №47 (883) » Мыть или не мыть

Мыть или не мыть

Новый Закон должен заставить нарушителей задуматься о дополнительных рисках совершения операций по отмыванию средств
Субъект первичного финмониторинга обязан рассматривать операцию как имеющую высокий риск, если клиентом выступает национальное публичное лицо

От деклараций в вопросе борьбы за финансовую прозрачность Украина переходит к реальным шагам. В один из последних дней работы парламента VII созыва был принят Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (Закон). Этот документ  призван обновить законодательство в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма в целях обеспечения реализации одобренных 16 февраля 2012 года рекомендаций Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (FATF). Согласно переходным  положениям Закона, он вступит в силу в течение 90 дней со дня его опубликования — 6 февраля 2015 года.

Важные изменения произошли в порядке осуществления финансового мониторинга. В частности, дается определение ключевого термина — «подозрение». Под ним понимается предположение, основанное на результатах анализа имеющейся информации и способное свидетельствовать о том, что финансовая операция связана с легализацией доходов, полученных вследствие совершения деяния, которое определено Уголовным кодексом Украины как преступление или за которое предусмотрены международные санкции.

Специально уполномоченными субъектами финансового мониторинга будут выступать не только адвокаты, но и адвокатские бюро и объединения. Но важнее другое — изменится регулирование адвокатской тайны: детально прописываются нормы относительно того, что специально определенные субъекты финмониторинга освобождаются от любого вида ответственности за сообщение о своих подозрениях, даже если такими действиями причинен вред юридическим или физическим лицам.

Также Законом устанавливается перечень «национальных публичных лиц», операции при участии которых считаются особо рискованными. К таким лицам относятся: Президент Украины, члены правительства, народные депутаты Украины, руководство Национального банка Украины, руководство высших спецсудов и Верховного Суда Украины, члены Высшего совета юстиции, Генеральный прокурор Украины и его заместители и, что интересно, даже руководители политических партий.

Научный подход

Несмотря на то что борьба с коррупцией во всех ее формах нуждается в ужесточении, в юридическом сообществе нет единства насчет того, что Закон предлагает правильный путь достижения данной цели. Острую критику документ получил от представителей Главного научно-экспертного управления Верховного Совета Украины. Они приводят несоответствие положений Закона требованиям целого ряда норм Конституции Украины.

Говорится, что законопроектом предлагается возложить обязанность по сбору персональной информации, объем и пределы которой Законом четко не определены, на субъектов первичного финансового мониторинга, ими согласно проекту (статья 5) являются: банки, страховщики (перестраховщики); платежные организации, участники/члены платежных систем; товарные и другие биржи, которые проводят финансовые операции с товарами; филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, предоставляющие финансовые услуги на территории Украины; специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга; другие юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.

Указанными положениями, кроме частичного возложения функций государства по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, на субъектов негосударственного сектора и за их счет, в определенной степени легализуется осуществление «по сути оперативно-розыскной деятельности частными лицами». Например, путем исполнения обязанности обеспечивать сбор информации о репутации иностранных финансовых учреждений, о политических деятелях или связанных с ними лицах (статья 6 Закона). «Конституционные гарантии относительно законодательного определения пределов вмешательства в личную жизнь, сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице, судебной защиты права опровергать недостоверную информацию о себе и членах своей семьи и права требовать изъятия любой информации, а также права на возмещение материального и морального ущерба, причиненного сбором, хранением, использованием и распространением такой недостоверной информации, в случае реализации предложенного механизма, по нашему мнению, не нашли адекватного отражения в виде соответствующих правовых противовесов», — утверждается в экспертном заключении.

В Законе отсутствуют четкие критерии для осуществления мер финансового мониторинга. Также экспертов волнует фактически неисчерпаемый перечень полномочий Государственной службы финансового мониторинга Украины. Нарушением конституционного права собственности является возможность блокирования средств на счетах при возникновении только лишь подозрения.

Утрата доверия

Новые правила финмониторинга отличаются прежде всего серьезными санкциями за их несоблюдение, подчеркивает Артем Афян, адвокат, управляющий партнер АО «Юскутум», рассказывая о проблемах, с которыми столкнутся практикующие адвокаты после вступления Закона в силу. «При этом Закон не содержит достаточно четких критериев, в каких именно случаях и как адвокаты должны производить этот мониторинг. Более того, до конца не определено его соотношение с адвокатской тайной. Ведь если клиент понимает, что не может до конца довериться, потому что адвокат обязан осуществлять в отношении него мониторинг, то он не может довериться в принципе. Поэтому Закон обещает быть проблемным», — объяснил юрист.

Многие адвокаты опасаются, что разночтения, заложенные в Законе, станут инструментом для сведения счетов с неугодными адвокатами. «Инкриминирование клиенту определенного ряда статей, в том числе финансирование терроризма, может сразу же открыть фронт давления по отношению к его адвокату», — добавил г-н Афян.

Пойти в обход

Несмотря на строгость, Закон позволяет его обходить. Первое, что приходит на ум при изучении критериев, изложенных в Законе, — во избежание обязательного финансового мониторинга достаточно за один раз проводить операции на сумму меньше чем 150 тысяч гривен (для субъектов хозяйствования, которые проводят лотереи или проводят и предоставляют возможность доступа к азартным играм в казино, любым другим азартным играм, в том числе электронному (виртуальному) казино, сумма составляет 30 тысяч гривен), указывает Илона Кузина, юрист АФ GORO legal. Кроме того, критерии отнесения финансовой операции к подлежащим внутреннему финансовому мониторингу достаточно субъективные — подозрение субъекта первичного финансового мониторинга в совершении определенных Законом действий, например, несоответствие финансовой операции финансовому состоянию или характеру деятельности клиента. «С одной стороны, это может помочь власти выполнить обещания по выявлению государственных служащих, живущих не по средствам. Но в то же время к субъектам первичного финансового мониторинга Закон относит субъектов, которые не входят в государственный аппарат и которым выполнение данных функций не свойственно (например, субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них; субъекты хозяйствования, проводящие лотереи и азартные игры, в том числе казино, электронное (виртуальное) казино)», — отмечает г-жа Кузина.

Обеспокоенность у юриста вызывает также норма о допустимости сообщения о подозрении, несмотря на причинение вреда. «Данное положение определенно может вызвать нарушение прав физических и юридических лиц и может быть признано неконституционным», — считает она.

«У профессионального сообщества нет надежды, что Закон будет отменен, потому что подобные правила применяются в Евросоюзе. Там сложилась своя традиция как по взаимодействию с этими правилами, так и по их обходу и игнорированию. Украине же предстоит теперь проделать свой путь», — заявил «ЮП» Артем Афян. Большие надежды юристы возлагают на то, что в период до вступления Закона в силу будут даны необходимые разъяснения.

 

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Судебная практика

50 крупнейших судебных и арбитражных споров

Неформальный подход

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Банкротство

Выгодное пособие

Ограничение возможности

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Уголовный процесс

Уголовное наступление

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Судебная практика

Креативная зона

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Корпоративное право и M&A

Ставка на понижение

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Отрасли практики

50 крупнейших публичных сделок

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Судебная практика

Суд да дело

Войти в суть

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Защита бизнеса

Антикоррупционная схема

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Банковское и финансовое право

Валютный барьер

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Защита бизнеса

Сила противодействия

Защита по нотам

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Энергетика и природные ресурсы

Расчет показателен

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Инвестиции

Исходящие данные

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Корпоративное право и M&A

Инвестиционный фон

На Варшаву!

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Отрасли практики

Защитный рефлекс

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Юридический рынок

Объем забот

«Бронзовая лига» ведущих юридических фирм Украины 2014 года

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Банкротство

Залоговое преимущество

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Отрасли экономики

Четверка по экономике

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Юридический рынок

Посторонним вход воспрещен

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Интеллектуальная собственность

Эффект защиты

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Экспертный совет

Эксперты Всеукраинской исследовательской программы «50 ведущих юридических фирм Украины 2014 года»

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

История рейтинга

Погодные условия

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Региональные рынки

Ведущие региональные юридические фирмы Украины

В место сбора

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Конкурентное право

Закупочная смена

Встречный риск

Комплект неполноценности

20 крупнейших публичных сделок в сфере антимонопольного права

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Интеллектуальная собственность

Равнение на ЕС

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Фармацевтика

Держать фарму

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Интеллектуальная собственность

По году движения

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Налоговая практика

По больному счету

Новое бремя

Завидное непостоянство

Налог на убыль?

20 крупнейших споров в сфере налогообложения

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Энергетика и природные ресурсы

Закон о сохранении энергии

Пиковая нагрузка

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Информационные технологии

Рывок услуг

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Юридический рынок

Связанные одной целью

На нисходящем потоке

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

От редакции

Алексей Насадюк

Рустам Колесник

50 ведущих юридических фирм Украины 2014

Методология

Квинтэссенция рынка

FALSE

50 ведущих юридических фирм Украины 2014 года

Победители рейтинга «50 ведущих юридических фирм Украины» в 1998—2014 годах

VOX POPULI

Государство и юристы

Условный уровень

Акцент

Показатели движения

Государство и юристы

Бизнес глас

Мыть или не мыть

Государство и юристы

Новости законотворчества

Депозиты трудовых мигрантов освободят от налогов

Изменен Порядок выполнения админвзысканий в виде общественных работ

Утверждено Положение о Госу­дарст­венной службе интеллектуальной собственности

Государство и юристы

Конец Совета

Документы и аналитика

Судораздел

Взаимная мощь

Специализация трудна

Хозяйственное судорасстройство

Неделя права

Обеспечить переход

Неделя права

Новости из-за рубежа

Провокация преступления недопустима

Неделя права

Советы адвокатов

Структурные изменения

Новости из зала суда

Судебная практика

ООО «Книголенд» использовало персонаж «Маша» без разрешения

ООО «ММСИС Инвестментс» проиграло спор с коллегией АМКУ

Новости юридических фирм

Частная практика

МЮФ Integrites обеспечила представительство интересов Украины в Евросуде в связи с аннексией Крыма

АК «Правочин» консультирует Swissport Kazakhstan

С. Гришко назначен членом Комитета ICC по вопросам арбитража и альтернативного разрешения споров

МПЦ EUCON защитил интересы ООО «Восток» в налоговом споре

Отрасли практики

Офшорная кампания

Уголовное указание

Ипотеке час

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

Судебная стратегия

Репортаж

Проверить почву

Самое важное

Намерения силы

Конкурентные формы

Военный сбор

Плюрализм сомнений

Судебная практика

Судебные решения

Если фермерское хозяйство уже приобрело статус юрлица, то предоставление ему земельного участка должно осуществляться по результатам проведения земельных торгов

Направление претензии с требованием выплатить страховое возмещение в порядке регресса — право, а не обязанность страховой компании

Судебная практика

Газовое регулирование

Наблюдательный ответ

Различие стандартов

О «зависших» платежах

Тема номера

Накладно не вышло

Платежное поучение

Фиктивный брак

Частная практика

Адвокатский опрос

Хождение по Мукачево

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: