На Украине по-прежнему остается актуальным вопрос уменьшения давления на субъектов малого и среднего предпринимательства. После введения в прошлом году моратория на проведение проверок органами государственного контроля в Верховный Совет Украины в последнее время были внесены несколько законопроектов об установлении нового моратория на проведение внеплановых проверок. Планируется, что любые внеплановые проверки контролирующими органами могут быть проведены только с разрешения Кабинета Министров Украины, Государственной регуляторной службы Украины, по решению суда, письменному заявлению субъекта предпринимательства. В то же время предусмотрен ряд органов контроля, в частности Государственная фискальная служба Украины, Государственная финансовая инспекция Украины, на которые не распространяется действие моратория. К тому же предполагается, что обязательным элементом легитимности внеплановых проверок в таком случае должно быть наличие соответствующего разрешения Государственной регуляторной службы Украины и ознакомления субъекта предпринимательства с указанным документом.
Установление рассматриваемого ограничения для государственных контролирующих органов частично решает проблему избыточного количества проверок, однако возникают вопросы, касающиеся увеличения количества нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей, случаев недобросовестного ведения бизнеса и, как следствие, появления риска ограничения экспорта в страны ЕС. Более того, Государственная регуляторная служба Украины исполняет роль монопольного органа, занимающегося предоставлением разрешений на проведение внеплановых проверок. В то же время введение подобного моратория не решает самой наболевшей проблемы давления на субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны налоговых органов.
При этом осталась нерассмотренной возможность защиты малого и среднего бизнеса от необоснованных проверок со стороны контролирующих органов путем установления жестких стандартов и критериев при определении целесообразности проведения внеплановой проверки. При этом такая целесообразность должна определяться самим субъектом контроля, например Государственной финансовой инспекцией Украины, путем издания специального индивидуально-правового акта. Но вместе с тем должна быть предусмотрена возможность обжалования такого акта в административном порядке, без приостановления самой проверки.
ЛУЦКИЙ Михаил — юрист ЮК FCLEX, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…