Монополия на судебную экспертизу — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №39 (353) » Монополия на судебную экспертизу

Монополия на судебную экспертизу

9 сентября с.г. Верховный Совет Украины принял в целом Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О судебной экспертизе» (Закон).

Этот Закон был разработан Министерством юстиции Украины с целью улучшения существующего порядка финансирования деятельности государственных специализированных научно-исследовательских учреждений, в частности относительно проведения судебных экспертиз для правоохранительных органов и судов по материалам уголовных дел, а также для более четкого определения требований, предъявляемых к судебным экспертам, не работающим в государственных экспертных учреждениях. В то же время часть изменений имеют редакционный характер.

Согласно Закону, судебно-экспертную деятельность осуществляют государственные специализированные учреждения (раньше — «специализированные учреждения и ведомственные службы»), а также судебные эксперты, не являющиеся работниками таких учреждений. Основным нововведением является то, что судебно-экспертная деятельность, связанная с проведением криминалистических, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, будет осуществляться исключительно государственными специализированными учреждениями. К таким государственным специализированным учреждениям относятся: научно-исследовательские учреждения судебных экспертиз Министерства юстиции Украины и Министерства здравоохранения Украины, судебно-медицинские и судебно-психиатрические учреждения Министерства здравоохранения, экспертные службы Министерства внутренних дел Украины, Министерства обороны Украины, Службы безопасности Украины и Государственной пограничной службы Украины. Таким образом, Закон вводит государственную монополию на основные виды экспертиз.

Аттестация судебных экспертов

Закон определяет, что целью аттестации работников государственного специализированного учреждения, привлекаемых к проведению судебных экспертиз и принимающих участие в разработке теоретической и научно-методической базы судебной экспертизы, является оценка уровня их специальных знаний и соответствие занимаемой должности. В зависимости от специализации и уровня подготовки по результатам аттестации им будет присваиваться квалификация судебного эксперта и квалификационный класс.

Стать судебными экспертами государственных специализированных учреждений смогут специалисты, имеющие соответствующее высшее образование, образовательно-квалификационный уровень не ниже специалиста, прошедшие соответствующую подготовку и получившие квалификацию судебного эксперта по определенной специальности. Такие же требования предъявляются новым Законом и к квалификации экспертов, не являющихся работниками государственных специализированных учреждений.

Таким образом, к проведению судебных экспертиз, кроме тех, которые проводятся исключительно государственными специализированными учреждениями, можно будет привлекать судебных экспертов, не являющихся работниками этих учреждений. Чтобы упорядочить осуществление судебной экспертизы, в Законе детализирован порядок проведения аттестации и присвоения соответствующей квалификации экспертам, не работающим в государственных специализированных учреждениях. Они будут проходить обучение по соответствующей экспертной специальности в государственных специализированных учреждениях Министерства юстиции Украины, а после получения квалификации судебного эксперта один раз в три года проходить стажировку в государственных специализированных учреждениях Министерства юстиции и подтверждать уровень своих профессиональных знаний.

Для присвоения и лишения квалификации судебного эксперта и квалификационных классов будут создаваться экспертно-квалификационные комиссии при министерствах и других центральных органах исполнительной власти, к сфере управления которых относятся государственные специализированные учреждения, осуществляющие судебно-экспертную деятельность.

Экспертно-квалификационные комиссии будут формироваться из наиболее опытных специалистов и научных работников, имеющих квалификацию судебного эксперта и стаж работы по специальности не меньше пяти лет. Причем среди них должно быть хотя бы двое специалистов той экспертной специальности и того класса, по которым комиссия проводит аттестацию, присваивает квалификацию судебного эксперта или квалификационный класс, также обязательно присутствие специалиста по процессуальным вопросам судебной экспертизы.

Порядок присвоения или лишения квалификации судебного эксперта специалистам, не являющимся работниками государственных специализированных учреждений, будет определяться Центральной экспертно-квалификационной комиссией при Министерстве юстиции. Порядок присвоения и лишения квалификации судебного эксперта и квалификационных классов судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертов устанавливается Министерством здравоохранения.

Законом также предусмотрено, что методики проведения судебных экспертиз (кроме судебно-медицинских и судебно-психиатрических) подлежат аттестации и государственной регистрации в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины.

Финансирование судебных экспертиз

Относительно финансирования в Законе сказано, что деятельность, связанная с проведением научных разработок, а также с осуществлением судебных экспертиз по уголовным делам, финансируется из государственного и местных бюджетов. Проведение судебных экспертиз по уголовным и административным делам государственными специализированными учреждениями осуществляется за счет средств, выделяемых этим экспертным учреждениям из Государственного бюджета Украины.

Более четко в Законе определены и внебюджетные источники финансирования: средства будут поступать от заинтересованных юридических лиц и граждан во время проведения судебных экспертиз по гражданским и хозяйственным делам, экспертиз внесудебного производства, а также как плата за проведение других работ.

Расходы на проведение судебных экспертиз по гражданским и хозяйственным делам научно-исследовательскими учреждениями Министерства юстиции Украины, судебно-медицинскими и судебно-психиатрическими учреждениями Министерства здравоохранения будут возмещаться в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Проведение же других экспертных исследований и обследований государственными специализированными учреждениями осуществляется за счет заказчика.

Существенно уточняет статус судебных экспертов и предоставляет возможность более полного использования ими специальных знаний предоставление судебным экспертам права на договорных основах проводить экспертизу во время внесудебного производства по вопросам, представляющим интерес для заинтересованных юридических лиц и граждан.

Нельзя недооценивать и значение нововведения, согласно которому правоохранительные органы и суды смогут поручать проведение судебных экспертиз только тем специалистам, которые внесены в Реестр аттестованных судебных экспертов. Хотя лицо или орган, назначившие судебную экспертизу, относительно которой нет ограничения в проведении исключительно государственными специализированными учреждениями, смогут поручить ее проведение и другим специалистам в соответствующих областях знаний.

По-прежнему предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности обязаны безвозмездно предоставлять государственным специализированным учреждениям информацию, необходимую для проведения судебных экспертиз. Но в новой редакции Закона определено, что натурные образцы, каталоги продукции, техническая документация и другая информация, необходимая для создания и обновления методической и нормативной базы судебной экспертизы, будет предоставляться по их согласию. А в случае получения информации, содержащей государственную, коммерческую или другую охраняемую законом тайну, государственные специализированные учреждения, судебные эксперты и привлеченные специалисты должны обеспечить неразглашение этих сведений.

Закон также вносит изменения в часть 4 статьи 4 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности на Украине». Ранее в этой статье было сказано, что осуществление судебной экспертизы и судебно-экспертной деятельности, суть которых заключается в практическом выполнении оценки имущества, происходит с учетом требований этого Закона. Согласно новой редакции, деятельность судебных экспертов, связанная с оценкой имущества, осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренных Законом «О судебной экспертизе», с особенностями, определенными Законом «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности на Украине» относительно методического регулирования оценки этого имущества. Другие положения этого Закона на судебных экспертов распространяться не будут.

Судебная экспертиза = Министерство юстиции?

Таким образом, усилиями Министерства юстиции, разработавшего Закон, монополия на судебную экспертизу фактически концентрируется в руках государства, преимущественно Министерства юстиции. И теперь для осуществления экспертизы специалистам потребуется пройти соответствующую подготовку в государственных специализированных учреждениях Министерства юстиции и получить квалификацию судебного эксперта. Кроме того, целый ряд экспертиз смогут проводить исключительно судебные эксперты, работающие в государственных специализированных учреждениях опять-таки Министерства юстиции.

Пока еще рано делать выводы. Неизвестно, повлияет ли такая концентрация в руках государства полномочий по проведению судебных экспертиз на качество самих экспертиз. Но не подлежит сомнению тот факт, что работы у судебных экспертов, которые не являются сотрудниками государственных специализированных учреждений, станет значительно меньше.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Монополия на судебную экспертизу

Деловая практика

Не оступись при отступном

Законодательная практика

За что боролись, на то и...

Комментарии и аналитика

Списание безнадежного долга — дело чести

Единый комплекс как объект сделки

Неделя права

Ратифицируем Конвенцию о борьбе с коррупцией

Финансирование судебной системы необходимо менять

Преследование судей незаконно

Законопроект «Об адвокатуре» отклонен

АМКУ предупреждает…

Реестр событий

ВСЮ может лишиться двух своих членов

Литвин «извинился» перед судьями, но…через посредника

Репортаж

День юридического факультета в НаУКМА

Плановый «разбор полетов» в Одессе

Судебная практика

«Упакованный» патент

Судебные решения

Приоритет во времени между коллизионными правоохранительными документами

Введение в оборот продукта, изготовленного с использованием запатентованного изобретения

Тема номера

Иди и смотри. CD и слушай...

Патентное право: поиск компромисса

Частная практика

Пятизвездочное обслуживание

Юридический форум

Финансовые услуги не для всех

Beiten Burkhardt открывает офис на Украине

Інші новини

PRAVO.UA