Монополе — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №13 (953) » Монополе

Монополе

Рубрика Репортаж

Особое внимание на V форуме по вопросам конкуренции было уделено современным подходам к правоприменению, а также перспективам открытия до недавних пор закрытых рынков. На данные темы пролили свет доклады, представленные во второй день мероприятия — 18 марта с.г. Предлагаем вам ознакомиться с основными тезисами спикеров и итогами, подведенными организаторами форума.

Неестественные монополии

Судьи в данный момент «боятся» экономического анализа. Но без знаний в сфере экономики успешно рассматривать антимонопольные дела нельзя. Об этом заявила председатель Будапештского регионального центра ОЭСР-ГВХ по вопросам конкуренции Сабине Зигельски. Без преувеличения можно сказать, что применение экономического анализа рынков является новинкой и для многих юристов. При этом г-жа Зигельски посоветовала излагать информацию как можно проще, а также не «использовать сложную экономику для маскировки слабой юридической позиции».

Нередко причиной нарушения прав потребителей становится закрытость отдельных рынков. Директор по экономическим исследованиям группы по анализу экономики антимонопольного отдела Департамента юстиции США Рассел Питман остановился на развитии конкуренции на рынках, считавшихся рынками с естественной монополией. Так, во многих штатах США существует конкуренция в таких инфраструктурных сферах, как телекоммуникации, электрогенерация. Во всем мире активно реализуется подход, допускающий конкуренцию среди операторов железнодорожных составов под контролем государства. По мнению докладчика, Украина вполне могла бы реализовать подобный проект с ПАО «Укрзализныця», что позволит модернизировать данный вид транспорта.

Удобство покупателя

Затронув вопрос глобальных структурных реформ, направленных на улучшение конкурентного климата, спикеры возвратились к проблемам обычных покупателей. Сессию, посвященную приведению правоприменительной практики Антимонопольного комитета Украины в соответствие с лучшим мировым опытом, модерировали председатель Комитета Юрий Терентьев и его заместитель Мария Нижник.

О латвийском опыте борьбы с монополизацией в сфере ритейла рассказала Юлия Линкевича, директор аналитического департамента Совета по вопросам конкуренции (Латвия). «Чем сильнее ритейлеры, тем легче им «надавить» на поставщиков», — заявила она. Был проведен анализ множества договоров с целью выявления нечестных торговых практик. Как отметила докладчик, антимонопольное ведомство решило искоренить схемы, когда один партнер возлагал коммерческие риски на другого.

«Мы защищаем конкуренцию, а не конкурентов» — таким правилом предложила руководствоваться г-жа Линкевича. Богдан Киритою, президент Совета по вопросам конкуренции Румынии, заявил, что в данной стране политика в отношении торговых сетей была весьма осторожной. Задача состоит не в защите небольших магазинов и рабочих мест в них, а в защите конечного потребителя. Поэтому когда маленькие магазины вытеснялись большими сетями, это не считалось нарушением, если потребитель в результате выигрывал в цене.

Как заявил Лука Шичо, старший уполномоченный по расследованию дел Федерального конкурентного ведомства Австрии, многие поставщики боятся сотрудничать с антимонопольным органом, поскольку не хотят ухудшать деловые отношения с ритейлером-монополистом. «Штраф иногда выглядит лучше, чем испорченные отношения с торговой сетью, закупающей 20–30 % продукции», — заявил его коллега Анастасиас Ксениадис.

Отмечалось, что в некоторых странах государства переходят к ужесточению санкций. Так, в Канаде создание картелей признается серьезным преступлением (создание картелей в сфере бензина окончилось тюремными сроками). Об этом рассказал Стефан Люцив, помощник заместителя председателя Бюро по вопросам конкуренции (Канада). Эффективность работы органа напрямую связывается с его широкими полномочиями: в рамках антимонопольных расследований позволяются даже прослушивание разговоров и обыск по месту проживания.

Последняя сессия форума была посвящена реформированию украинского энергетического рынка. В ходе сессии представители рынка имели возможность пообщаться с председателем правления НАК «Нафтогаз Украины» Андреем Коболевым.

 


Комментарии

 

Сохранить деньги и темп

Сергей ЦИВКАЧ, эксперт Фонда развития конкуренции

Основа европейской системы защиты конкуренции — благополучие потребителя. И вся политика строится вокруг этого. Но нам сначала необходимо защитить добросовестную конкуренцию на рынках, обеспечить снятие барьеров при выходе на рынки новых игроков. Задача состоит не в том, чтобы предоставить потребителю низкую цену сегодня. АМКУ не должен быть регулятором, который пугает и заставляет занизить цену. Если мы заставляем ее снизить на один продукт «из-под палки», то бизнес заложит эту цену в другой товар. Это относится и к перекрестному субсидированию, когда коммерческие предприятия платят за газ больше, чем потребители. Является ли это благом? Вряд ли, ведь производитель все равно заложит расходы в стоимость конечных товаров.

Рынки энергетики — основа экономики. Если они заработают на принципах конкуренции, то другие рынки также станут функционировать на проконкурентной основе и будут пользоваться энергией по экономически обоснованной цене. Не будет закладываться дополнительная составляющая в цену товаров и услуг. Украина приняла Закон «О рынке природного газа». Принципы Третьего энергетического пакета заложены в этот закон. Но очень острым остается вопрос о том, не будут ли они искажены в подзаконных актах? Не смогут ли отдельные органы госвласти или компании, участвующие в разработке, воспользоваться такой возможностью, чтобы ограничить конкуренцию на этом стратегическом для Украины рынке?

Форум засвидетельствовал необходимость антимонопольного аудита всех государствообразующих институтов Украины. Это и система налогообложения, и приватизация, и регуляторная политика, и экономическая политика государства в целом, и, что особенно важно, деятельность всей вертикали госорганов — как в центре, так и на местах. Иначе будет иметь место «латание дыр».

Некоторые чиновники относятся к конкуренции, как к роскоши. Мол, сначала проведем основные реформы, а потом возьмемся за конкуренцию. Но это непозволительная ошибка — не обращать внимания на правила и принципы конкурентной политики до проведения новой волны приватизации, изменения налоговой системы или других системных преобразований. Иначе мы не только безвозвратно израсходуем государственные средства, но и снизим темп реформ (например, в сфере госзакупок). При сохранении финансовых ресурсов в бюджете государство сможет направить их на строительство новых школ, больниц, дорог и поддержку малого и среднего бизнеса.

Картели — самая опасная форма антиконкурентного поведения, вредящего экономическому развитию, бизнесу и потребителям. Правоприменительная деятельность АМКУ будет намного эффективнее, если ее поддержат потребители и общество в целом. Если удастся сломить картелизацию украинской экономики, то это благоприятно скажется на предпринимательстве, создании рабочих мест и снижении коррупции. Мы можем посмотреть на опыт Австралии, Чили, Бразилии, ЮАР, где эффективная конкурентная реформа привела не только к росту экономики, но и к решению социальных вопросов.

 

Особые рынки

Александр МЕЛЬНИЧЕНКО, председатель правления Фонда развития конкуренции

Конкурентные политики Украины и Европы все больше ассимилируются и интегрируются. Форум позволил сделать заключение, что добросовестная конкуренция должна быть сердцевиной любой политики на Украине, но прежде всего — экономической. Политика поддержки бизнеса, как и регуляторная, социальная и отраслевая, должна иметь конкурентную составляющую, а именно — создание равных условий для бизнеса и приоритета прав потребителей. Как доказано опытом многих стран, внедрение принципов конкурентной политики через программу развития конкуренции, правоприменение антимонопольных органов является решающим фактором для развития предпринимательства, потому что создаются единые правила игры и ответственности. Эффективность правоприменения означает, что потребитель сможет получить более высокое качество продукции и услуг на социально важных рынках страны (энергетики, фармацевтики, транспорта, связи, здравоохранения, ритейла) за экономически обоснованную и, что важно, более низкую цену.

Особое внимание, по мнению экспертов нашего Фонда, заслуживает сфера энергетики. Рынок природного газа, как и рынок электроэнергии, энергетического угля, жизненно важен для всего общества. Без этого цивилизованный бизнес не развивается. Безусловно, Фонду развития конкуренции хотелось бы, чтобы реформы проводились быстрее и эффективнее. Почему реформирование не происходит так быстро — вопрос к правительству. Промедление с реформами носит субъективный характер. Тот факт, что руководитель «Нафтогаза Украины» принял участие в дискуссии на форуме, является знаковым. Следовательно, он осознает важность экспертного обсуждения на высоком уровне. Результатом Форума должно стать более интенсивное правоприменение со стороны АМКУ. Необходим жесткий контроль со стороны АМКУ за регуляторами, осуществляющими тарифообразование. Экспертное сообщество сейчас готово предложить стране модели функционирования рынков.

Сегодня в мире сформировалась яркая проконкурентная модель развития соответствующих рынков. Она доказала свою эффективность.

Отдельно следует сказать о борьбе с картелями. Ее эффективность в значительной степени зависит от наличия полномочий антимонопольных органов изымать доказательства правонарушения. Все конкурентные ведомства мира имеют такие полномочия. У нас подобная норма закона есть, но она не раскрыта в других нормативных актах и не работает. За рубежом картели эффективно расследуются именно благодаря данным полномочиям. Это не является шагом, противоположным дерегуляции. Нельзя говорить, что возникнет дополнительное контролирующее полномочие. Это то же, что сказать следователю: расследуй дело без права собирать доказательства… Если Верховный Совет не примет соответствующий процессуальный закон, проблема пресечения картелей на Украине будет только обостряться.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Держать руку на курсе

VOX POPULI

Самое важное

Опытная инстанция

Акцент

Доверительные соотношения

Государство и юристы

Взгляд в будущее

Тень энергетика

Книжная полка

Историческое знание

Новости из зала суда

Судебная практика

Продажа помещения столичного ипподрома признана незаконной

Суд лишил свободы солдата, не являвшегося в часть 198 суток

Хозсуд Киева расторгнул договор купли-продажи стадиона «Старт»

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮК FCLEX отстояла в суде интересы Национального банка Украины

Артем Стоянов назначен заместителем главы КДК Федерации футбола Украины

ЮФ Aequo защитила интересы частных инвесторов на Украине в земельных спорах

ЮК VB PARTNERS защищает менеджмент USB банка

ЮФ Sayenko Kharenko — советник Goldman Sachs по вопросам реструктуризации еврооблигаций г. Киева

МЮФ Integrites усиливает практику антимонопольного права

Отрасли практики

Сцена ошибки

Медовый пас

Образцовое проведение

Рабочий график

Хозяйственное реформирование

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Репортаж

Монополе

Самое важное

Требования момента

Ценное образование

Привести опыт

Судебная практика

Проверочная ферма

Создание Совета

Судебная практика

Судебные решения

О подтверждении недействительности сделки

Судебная практика

Справедливость превыше всего

Почтовые ремарки

Тема номера

Нормативный факт

Раздельный знак

Видимо — на видео

Частная практика

Globalное сообщество

Игра на опережение

Налоговое время

Аннулировали кредит

Інші новини

PRAVO.UA