Modern Working — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА

Modern Working

«Искусственный интеллект войдет в юридическую сферу намного раньше, чем мы сейчас думаем», — прогнозирует Олег БАТЮК

Крупнейшая в мире юридическая фирма Dentons была создана в 2013 году объединением трех юрфирм: Salans, SNR Denton и Fraser Milner Casgrain. На украинском рынке юридических услуг фирма присутствует с 1992 года — именно тогда в Киеве открылось представительство Salans. О значимых событиях в истории фирмы, преимуществах глобального статуса и значении инноваций в современном юридическом бизнесе мы говорили с Олегом Батюком, управляющим партнером киевского офиса МЮФ Dentons.

 

— Что изменилось в условиях ведения юрбизнеса на Украине за 25 лет вашего присутствия на рынке?

— На этот вопрос нельзя ответить, используя категории «больше — меньше» или «лучше — хуже». 25 лет назад на рынке было мало инвесторов, развитие рыночной экономики только начиналось, законодательства не было, конкуренция среди юрфирм тоже отсутствовала. Конечно,  сегодня ситуация изменилась кардинально. Возьмем законодательство: конечно, мы жалуемся на то, что оно несовершенно, отдельные вопросы не урегулированы, но будем объективны — законодательный массив находится во вполне рабочем состоянии, чего однозначно не было в 1991 — 1992 годах. В то время не всегда было понятно, кто должен регистрировать предприятия с иностранными инвестициями, в абсолютно зачаточном состоянии находилось налоговое законодательство, не говоря уже о регулировании банковской деятельности.

Сейчас у нас есть рыночная экономика. С определенными перекосами, но она есть. Конкуренции на рынке юридических услуг стало больше. Есть несколько международных и региональных юрфирм, несколько крупных национальных игроков, очень большое количество юрфирм меньшего размера.

Объем иностранных инвестиций еще не такой большой, как нам хотелось бы, но он намного больше, чем в начале 90-х. Инвесторы интересуются достаточно широким спектром отраслей экономики: фармацевтикой, сельским хозяйством, энергетикой, телекоммуникациями, информационными технологиями. Для сравнения: в начале 90-х инвесторы проявляли интерес в основном к табачной промышленности, телекоммуникациям и сфере FMCG.

 

— Можете вспомнить вашего первого клиента?

— Конечно. Это компания Tambrands (производитель Tampax). Она решила построить завод на Украине, в Борисполе. В то время это была одна из немногих инвестиций в нашу страну, и мы сопровождали данный проект. С людьми, которые там работали, мы до сих пор поддерживаем отношения.

Еще один наш крупный проект того времени — приобретение компанией British-American Tobacco Прилуцкой табачной фабрики, первая и самая крупная в тот период М&А-сделка на украинском рынке. Я бы сказал, что для нас этот проект стал настоящим боевым крещением. Это был 1993 год.

Проект реализовался по английскому праву. ВАТ покупала долю в ЗАО с коллективным предприятием (сейчас с такими вещами мы сталкиваемся разве что в ходе проведения due diligence). Соответственно, возникло много вопросов относительно полномочий и правового статуса коллективного предприятия. Во всем остальном это была классическая М&А-сделка. Компания работает до сих пор, и с юридической точки зрения это успешный проект.

 

— Ранее на украинском рынке подобные проекты реализовались или именно вы выступили первопроходцами?

— Думаю, что мы были одними из первых. Могу вспомнить еще создание Utel — оператора международной связи. В проекте были задействованы несколько акционеров из ряда государств. Одного из них представляла наша команда. Для того периода это был знаковый проект — в советское время сложно было даже представить возможность прямой телефонной связи, например, с Лондоном.

 

— Какие вехи развития киевского офиса вы можете выделить?

— Естественно, 1992 год, когда мы открылись (как Salans), потом 2003 — 2005 годы, когда рынок стал расти и мы активно расширяли свою практику. По сути мы и сейчас остаемся в составе, сформировавшемся именно тогда. Еще один значимый период — создание Dentons в 2013 году. Это глобальное событие оказало существенное влияние на киевский офис, да и на весь рынок юруслуг в целом.

 

— Как именно слияние сказалось на работе киевского офиса?

— Создание такой юридической фирмы, как Dentons, — явление без преувеличения беспрецедентное. Salans по сути была средней по размеру европейской юрфирмой. Dentons — это совсем другой масштаб бизнеса.

Самое главное — мы получили доступ к новым рынкам и новым клиентам. Мы никогда не подсчитывали, но без объединения наша клиентская база была бы гораздо меньше.

В нашем глобальном непредсказуемом мире очень сложно увидеть очередного «черного лебедя». Преимущество получают те, у кого лучшая инфраструктура и лучший охват рынка. Помимо широкой географии присутствия глобальная юрфирма должна иметь офисы в крупнейших мировых центрах. Прежде всего в Лондоне и Нью-Йорке, но также и в Париже Франкфурте, Варшаве, Пекине, Сингапуре, Гонконге. Без этого не получится системно развивать практику, в том числе на Украине. Ранее у Salans был достаточно небольшой офис в Лондоне, сейчас ситуация другая, коллеги из лондонского офиса помогают нам работать над проектами. У них очень интересный опыт в банковской сфере, энергетике, страховании, М&А.

После слияния с шотландской юрфирмой Maclay Murray & Spens наше присутствие на британском рынке еще более упрочилось. В этой связи отмечу интересную тенденцию: многие юрфирмы, мы в том числе, стремятся там, где это целесообразно, делать работу за пределами Лондона, работая по английскому праву, но не по лондонским ценам.

 

— Под доступом к рынкам вы имеете в виду представление интересов клиентов из этих юрисдикций при их выходе на украинский рынок либо сопровождение выхода украинского бизнеса в соответствующие страны?

—И то и другое.

 

— А как вы сопоставите потоки входящих и исходящих проектов?

— Они очень варьируются от страны к стране. Но в целом, думаю, соотношение будет примерно 50/50.

 

— Означает ли это, что в структуре клиентов киевского офиса украинские и зарубежные компании представлены также в равных долях?

— Нет. Международные клиенты все же превалируют. Часто бывает так, что из Украины мы экспортируем работу для клиента, который является частью международной корпорации и ведет бизнес в нескольких странах.

Что касается сугубо украинского бизнеса, то он проделал большой путь за это время. Но хотелось бы иметь на Украине намного больше «голубых фишек».

 

— Есть ли какие-то отличительные черты, присущие только украинским клиентам?

— Я бы не стал ставить вопрос именно таким образом. Безусловно, украинский бизнес разительно отличается от китайского, но, если сравнивать с соседними государствами Восточной и Центральной Европы, я затрудняюсь ответить, что отличает украинского бизнесмена от польского или румынского. Общих характеристик будет больше, чем различий.

 

— С другой стороны, как иностранные клиенты воспринимают специфику ведения бизнеса на Украине?

— По-разному — это зависит от многих факторов, в том числе от целей, которые инвестор преследует, аппетита к риску и т.д. По моему мнению, в плане географии, климата, менталитета, образованности, знания языков Украина — вполне комфортное место для работы, инвестирования и развития бизнеса.

 

— А как же наш извечный бич — коррупция?

— Коррупция есть везде. И в Китае, и в Италии, и на Украине. Понятно, что у нас ее больше, чем в некоторых других странах (логичным представляется сравнение с Польшей), и с ней нужно бороться. Но все же Украина — это европейская страна, европейским и американским клиентам вести здесь бизнес проще, чем, например, в Азии. Нам необходимо навести порядок в судебной системе и правоохранительных органах — и тогда ситуация кардинально изменится. Все остальные фундаментальные предпосылки у нас есть.

Хватит говорить о нестабильности, о выборах, о войне — в наших силах кардинально изменить ситуацию в течение двух-трех лет. Нужна лишь политическая воля.

 

— Какие вызовы стоят перед вашей фирмой и в каком направлении планируете развиваться?

— Если говорить о глобальных вещах, мы ставим перед собой задачу улучшить позиции нашего бренда. Что касается региональных рынков, то есть планы роста в Америке и Европе. В Европе мы крупный региональный игрок, но не такой крупный, как хотелось бы. Мы уже много сделали в Нидерландах, Италии, Грузии, на очереди еще несколько стран, в частности Скандинавия.

Если же говорить об Украине, то многое зависит от того, как страна будет развиваться. При оптимистичном сценарии в ближайшие три-пять лет хотелось бы вырасти как минимум в два раза.

 

— Dentons известна своими проектами в сфере Legal Tech. Планируете ли дальше работать в этом направлении?

— Одна их характерных черт Dentons — это упор на инновации, без которых невозможно выжить в современном мире и которых от нас требуют клиенты. У нас есть подразделение в Калифорнии NextLawLabs, которое как раз занимается IT-проектами. Такие проекты достаточно специфичны и пока не используются на украинском рынке, но посмотрим, что будет дальше.

Мы хотим быть и будем первыми в Legal IT. И это перспектива двух-трех лет. Искусственный интеллект войдет в юридическую сферу намного раньше, чем мы сейчас думаем.

 

(Беседовал Алексей НАСАДЮК,

«Юридическая практика»)

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Культподход

Государство и юристы

Тяжелый РРОк

Проверить на слово

Равнение с известным

Банкротство физических лиц

Отправлять по этапу

Документы и аналитика

Заслужить упрощение

Книжная полка

Сектор защиты

Новости законотворчества

Судебная практика

Закон о судоустройстве дополнят антикоррупционными нормами

Предлагаются изменения в сфере телерадиовещания

КМУ продолжает реформу корпоративного управления

ВСП отказал в увольнении судьи в отставку законно — суд

Начисление штрафных санкций на сумму более 3 млн грн признано неправомерным

Новости юридических фирм

Частная практика

«Хенкель Украина» и Asters популяризируют среди украинского бизнеса принципы compliance

Адвокаты EUCON отстояли интересы телеканала «Савик Шустер Студия»

ЮФ Sayenko Kharenko представила интересы FMCG-компании в рамках досудебного расследования

С. Чорный переизбран в Совет директоров AmCham

АО «Коннов и Созановский» защитило интересы компании «Майкрософт Украина» в трудовом споре

Отрасли практики

Программа передач

Браво на труд

Рабочий график

Карта событий

Самое важное

Научный фон

Система координации

Экспертный совет

Тон-модели

Тон-модели

Зимний суд

Судебная практика

Судебные решения

В случае существенного увеличения стоимости имущества одного из супругов за время брака оно может быть признано общей совместной собственностью

Судебная практика

Свобода выбора

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах реализации права на налоговый залог

Признание отдельных условий договора несправедливыми не является обязательным основанием для признания его недействительным в целом

Судебная практика

Не поймите Приватно

Ввести в курс дело

Тема номера

Мажорный ад

Принимать как давность

Получить роль

Выбор стороны

С током, с расстановкой

Стартовый напор

Тень суда

Частная практика

Двоичный ход

Благая цепь

Modern Working

Інші новини

PRAVO.UA