Крупнейшая в мире юридическая фирма Dentons была создана в 2013 году объединением трех юрфирм: Salans, SNR Denton и Fraser Milner Casgrain. На украинском рынке юридических услуг фирма присутствует с 1992 года — именно тогда в Киеве открылось представительство Salans. О значимых событиях в истории фирмы, преимуществах глобального статуса и значении инноваций в современном юридическом бизнесе мы говорили с Олегом Батюком, управляющим партнером киевского офиса МЮФ Dentons.
— Что изменилось в условиях ведения юрбизнеса на Украине за 25 лет вашего присутствия на рынке?
— На этот вопрос нельзя ответить, используя категории «больше — меньше» или «лучше — хуже». 25 лет назад на рынке было мало инвесторов, развитие рыночной экономики только начиналось, законодательства не было, конкуренция среди юрфирм тоже отсутствовала. Конечно, сегодня ситуация изменилась кардинально. Возьмем законодательство: конечно, мы жалуемся на то, что оно несовершенно, отдельные вопросы не урегулированы, но будем объективны — законодательный массив находится во вполне рабочем состоянии, чего однозначно не было в 1991 — 1992 годах. В то время не всегда было понятно, кто должен регистрировать предприятия с иностранными инвестициями, в абсолютно зачаточном состоянии находилось налоговое законодательство, не говоря уже о регулировании банковской деятельности.
Сейчас у нас есть рыночная экономика. С определенными перекосами, но она есть. Конкуренции на рынке юридических услуг стало больше. Есть несколько международных и региональных юрфирм, несколько крупных национальных игроков, очень большое количество юрфирм меньшего размера.
Объем иностранных инвестиций еще не такой большой, как нам хотелось бы, но он намного больше, чем в начале 90-х. Инвесторы интересуются достаточно широким спектром отраслей экономики: фармацевтикой, сельским хозяйством, энергетикой, телекоммуникациями, информационными технологиями. Для сравнения: в начале 90-х инвесторы проявляли интерес в основном к табачной промышленности, телекоммуникациям и сфере FMCG.
— Можете вспомнить вашего первого клиента?
— Конечно. Это компания Tambrands (производитель Tampax). Она решила построить завод на Украине, в Борисполе. В то время это была одна из немногих инвестиций в нашу страну, и мы сопровождали данный проект. С людьми, которые там работали, мы до сих пор поддерживаем отношения.
Еще один наш крупный проект того времени — приобретение компанией British-American Tobacco Прилуцкой табачной фабрики, первая и самая крупная в тот период М&А-сделка на украинском рынке. Я бы сказал, что для нас этот проект стал настоящим боевым крещением. Это был 1993 год.
Проект реализовался по английскому праву. ВАТ покупала долю в ЗАО с коллективным предприятием (сейчас с такими вещами мы сталкиваемся разве что в ходе проведения due diligence). Соответственно, возникло много вопросов относительно полномочий и правового статуса коллективного предприятия. Во всем остальном это была классическая М&А-сделка. Компания работает до сих пор, и с юридической точки зрения это успешный проект.
— Ранее на украинском рынке подобные проекты реализовались или именно вы выступили первопроходцами?
— Думаю, что мы были одними из первых. Могу вспомнить еще создание Utel — оператора международной связи. В проекте были задействованы несколько акционеров из ряда государств. Одного из них представляла наша команда. Для того периода это был знаковый проект — в советское время сложно было даже представить возможность прямой телефонной связи, например, с Лондоном.
— Какие вехи развития киевского офиса вы можете выделить?
— Естественно, 1992 год, когда мы открылись (как Salans), потом 2003 — 2005 годы, когда рынок стал расти и мы активно расширяли свою практику. По сути мы и сейчас остаемся в составе, сформировавшемся именно тогда. Еще один значимый период — создание Dentons в 2013 году. Это глобальное событие оказало существенное влияние на киевский офис, да и на весь рынок юруслуг в целом.
— Как именно слияние сказалось на работе киевского офиса?
— Создание такой юридической фирмы, как Dentons, — явление без преувеличения беспрецедентное. Salans по сути была средней по размеру европейской юрфирмой. Dentons — это совсем другой масштаб бизнеса.
Самое главное — мы получили доступ к новым рынкам и новым клиентам. Мы никогда не подсчитывали, но без объединения наша клиентская база была бы гораздо меньше.
В нашем глобальном непредсказуемом мире очень сложно увидеть очередного «черного лебедя». Преимущество получают те, у кого лучшая инфраструктура и лучший охват рынка. Помимо широкой географии присутствия глобальная юрфирма должна иметь офисы в крупнейших мировых центрах. Прежде всего в Лондоне и Нью-Йорке, но также и в Париже Франкфурте, Варшаве, Пекине, Сингапуре, Гонконге. Без этого не получится системно развивать практику, в том числе на Украине. Ранее у Salans был достаточно небольшой офис в Лондоне, сейчас ситуация другая, коллеги из лондонского офиса помогают нам работать над проектами. У них очень интересный опыт в банковской сфере, энергетике, страховании, М&А.
После слияния с шотландской юрфирмой Maclay Murray & Spens наше присутствие на британском рынке еще более упрочилось. В этой связи отмечу интересную тенденцию: многие юрфирмы, мы в том числе, стремятся там, где это целесообразно, делать работу за пределами Лондона, работая по английскому праву, но не по лондонским ценам.
— Под доступом к рынкам вы имеете в виду представление интересов клиентов из этих юрисдикций при их выходе на украинский рынок либо сопровождение выхода украинского бизнеса в соответствующие страны?
—И то и другое.
— А как вы сопоставите потоки входящих и исходящих проектов?
— Они очень варьируются от страны к стране. Но в целом, думаю, соотношение будет примерно 50/50.
— Означает ли это, что в структуре клиентов киевского офиса украинские и зарубежные компании представлены также в равных долях?
— Нет. Международные клиенты все же превалируют. Часто бывает так, что из Украины мы экспортируем работу для клиента, который является частью международной корпорации и ведет бизнес в нескольких странах.
Что касается сугубо украинского бизнеса, то он проделал большой путь за это время. Но хотелось бы иметь на Украине намного больше «голубых фишек».
— Есть ли какие-то отличительные черты, присущие только украинским клиентам?
— Я бы не стал ставить вопрос именно таким образом. Безусловно, украинский бизнес разительно отличается от китайского, но, если сравнивать с соседними государствами Восточной и Центральной Европы, я затрудняюсь ответить, что отличает украинского бизнесмена от польского или румынского. Общих характеристик будет больше, чем различий.
— С другой стороны, как иностранные клиенты воспринимают специфику ведения бизнеса на Украине?
— По-разному — это зависит от многих факторов, в том числе от целей, которые инвестор преследует, аппетита к риску и т.д. По моему мнению, в плане географии, климата, менталитета, образованности, знания языков Украина — вполне комфортное место для работы, инвестирования и развития бизнеса.
— А как же наш извечный бич — коррупция?
— Коррупция есть везде. И в Китае, и в Италии, и на Украине. Понятно, что у нас ее больше, чем в некоторых других странах (логичным представляется сравнение с Польшей), и с ней нужно бороться. Но все же Украина — это европейская страна, европейским и американским клиентам вести здесь бизнес проще, чем, например, в Азии. Нам необходимо навести порядок в судебной системе и правоохранительных органах — и тогда ситуация кардинально изменится. Все остальные фундаментальные предпосылки у нас есть.
Хватит говорить о нестабильности, о выборах, о войне — в наших силах кардинально изменить ситуацию в течение двух-трех лет. Нужна лишь политическая воля.
— Какие вызовы стоят перед вашей фирмой и в каком направлении планируете развиваться?
— Если говорить о глобальных вещах, мы ставим перед собой задачу улучшить позиции нашего бренда. Что касается региональных рынков, то есть планы роста в Америке и Европе. В Европе мы крупный региональный игрок, но не такой крупный, как хотелось бы. Мы уже много сделали в Нидерландах, Италии, Грузии, на очереди еще несколько стран, в частности Скандинавия.
Если же говорить об Украине, то многое зависит от того, как страна будет развиваться. При оптимистичном сценарии в ближайшие три-пять лет хотелось бы вырасти как минимум в два раза.
— Dentons известна своими проектами в сфере Legal Tech. Планируете ли дальше работать в этом направлении?
— Одна их характерных черт Dentons — это упор на инновации, без которых невозможно выжить в современном мире и которых от нас требуют клиенты. У нас есть подразделение в Калифорнии NextLawLabs, которое как раз занимается IT-проектами. Такие проекты достаточно специфичны и пока не используются на украинском рынке, но посмотрим, что будет дальше.
Мы хотим быть и будем первыми в Legal IT. И это перспектива двух-трех лет. Искусственный интеллект войдет в юридическую сферу намного раньше, чем мы сейчас думаем.
(Беседовал Алексей НАСАДЮК,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…