Председатель Днепровского районного суда г. Киева Владимир ХИМИЧ презентует работу информационного киоска. НА ФОТО (слева направо): Владимир ХИМИЧ, Виктор ПОТАПЕНКО и Петр ПОГРЕБЕННИК |
Масштаб имеющихся в судебной власти проблем требует безотлагательных кардинальных изменений. Это известно каждому. Прежде чем требовать от носителей судебной власти наивысшего качества осуществления правосудия, думается, необходимо позаботиться о надлежащем обеспечении условий и факторов, практически напрямую влияющих на правосудие. Можно выделить три основных направления: улучшение материально-технической базы суда; рост профессионального уровня работников суда и внедрение в работу современных информационных технологий. Именно по ним велась работа в модельных судах, созданных в рамках украинско-канадского проекта судебного сотрудничества.
На втором этапе реализации проекта, стартовавшем 9 ноября 2006 года, в качестве модельных судов были определены: Апелляционный суд г. Киева, Днепровский районный суд г. Киева и Малиновский районный суд г. Одессы.
Сегодня во всех модельных судах отмечается улучшение организационного обеспечения правосудия. В частности, в Днепровском районном суде г. Киева.
Понятие «модель» подразумевает некий образец для подражания. Для суда оно включает, прежде всего, высокий профессионализм судей, уважительное отношение судей и работников суда к участникам дела, независимость и беспристрастность судей, а также достаточный уровень материального обеспечения суда и его сотрудников.
Сегодня в Днепровском райсуде приблизились к такому определению. Созданы надлежащие условия для эффективного труда: все залы судебных заседаний и кабинеты судей, в которых слушаются гражданские дела, оснащены звукозаписывающим оборудованием, что способствует отправлению правосудия в соответствии с европейскими стандартами. Правда, пока все еще в планах суда — строительство нового здания, которое позволит обеспечить каждого судью одного из наиболее численных местных судов кабинетом, приемной, залом судебных заседаний и совещательной комнатой. Уже разработаны несколько проектов такого здания.
В суде внедрена структуризация функциональных подразделений, четко определена их компетенция, порядок деятельности подразделений и должностных лиц. Такие организационные изменения позволили частично избавить судей от непроцессуальной деятельности, что увеличило время непосредственно для осуществления правосудия.
Значительное внимание уделяется в суде и стадии распределения дел, которое осуществляется с учетом специализации судей и их нагрузки. Как известно, для определения нагрузки применяется коэффициент сложности дел. Внедренная специализация уменьшает сроки рассмотрения дел, повышает профессиональный уровень судей, которые специализируются на рассмотрении определенной категории дел.
Отметим, что в рамках проекта в Днепровском суде введена система электронного документооборота «Lotus Notes 7», призванная охватить все аспекты работы суда, в том числе и потребности общей канцелярии по обработке входящей корреспонденции.
Эта система имеет функции контекстного поиска, позволяющего найти нужный файл, информацию о деле или нескольких делах, объединенных общим критерием: фамилия стороны по делу, адрес, категория дела, номер дела, статья закона, ключевое слово. С помощью этой системы в настоящее время упрощен процесс подготовки статистической информации в суде. Достаточно ввести в систему запрашиваемый один или несколько критериев, чтобы получить почти готовый отчет.
Стоит отметить, что каждый из сотрудников аппарата или судей суда имеет доступ к единой системе документооборота — свой код и соответствующий уровень доступа к системе. Но степень доступа ограничивается функциональными обязанностями. Например, только одно лицо в суде имеет уровень доступа, позволяющий вносить изменения в электронные файлы. А председатель суда и заместители председателя имеют право пересмотра любого документа в системе.
Работают в модельных судах и над открытостью суда для общества. Например, 6 июля 2009 года в помещении суда по адресу: ул. Сергиенко, 3, установлен информационный киоск, дающий гражданам возможность без обращения к работникам суда получить интересующую их информацию о работе суда, назначенных к слушанию делах.
Результатом участия в проекте для Днепровского районного суда стало эффективное рассмотрение дел, передача собственного опыта другим судам с оказанием соответствующей методической и другой помощи по проведению реформирования судов.
В то же время события последнего времени, негативно сказавшиеся на уровне доверия граждан к судебной власти, вызывают необходимость поддержания позитивного имиджа судов в целом и каждого отдельного работника аппарата суда в частности.
Целесообразными являются мероприятия по планированию выступлений работников аппарата суда в средствах массовой информации и контроль над ними. Надлежит отработать практику выступлений руководства судов в средствах массовой информации с освещением актуальных вопросов, интересующих общественность. При этом необходимо учитывать личностные характеристики сотрудников аппарата суда. Процесс подбора работников аппарата должен быть организован таким образом, чтобы в суде работали лучшие кадры. Поэтому сотрудничество с биржами труда, разработка специальных программ и учебных курсов для подготовки, повышения квалификации работников аппарата суда, возможность карьерного роста — особо актуальны.
Как показывает опыт работы модельных судов, они являются не только экспериментальной базой для апробации новых подходов и технологий, но и своеобразной учебной базой для других судов. Думается, опыт модельных судов должен иметь продолжение в виде расширения их сети, закрепления на практике и распространения новых подходов к организации работы суда, разграничения функций председателя суда, других судей и аппарата суда.
Вместе с тем определение суда в качестве модельного дает ему возможность лишь выявить проблемы и задать направления их разрешения. Без дальнейшего государственного подхода к судебной власти позитивный эффект от них будет минимальным. Ведь в рамках одного проекта невозможно устранить такие негативные факторы, как: недостаточное материально-техническое обеспечение; недостаточный профессиональный уровень подготовки работников аппарата суда; недостаточный уровень социальной защиты работников; отсутствие надлежащей организации работы с кадровым резервом; несовершенный порядок формирования статистических показателей и планирования работы; значительная нагрузка, как на судей, так и на работников аппарата суда.
МАРФИНА Наталья — помощник председателя Днепровского районного суда г. Киева, к.ю.н., г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…