Дорожно-транспортные происшествия являются серьезной проблемой и одной из главных причин смертности, травматизма и инвалидности во всем мире.
Чуть ли не с момента появления первых автомобилей идет борьба за безопасность на автодорогах. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций от 2 марта 2010 года даже была принята Резолюция 64/255, в которой, кроме прочего, провозглашено Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения.
В разных странах акцент делается на разные методы. Ужесточение правил, увеличение штрафов, улучшение инфраструктуры автодорог, принятие действенных профилактических мер, автоматизация процессов фиксации нарушений — далеко не исчерпывающий перечень, который при соблюдении необходимого баланса и применения таких методов в комплексе дает положительный результат.
Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения неоднократно поднимались и украинскими законодателями.
В Украине может появиться новый способ фиксации нарушения правил дорожного движения (ПДД) — альтернатива камерам видеофиксации. Система будет работать по алгоритму автоматической фиксации через мобильное приложение для смартфона. Предполагается, что новый метод сможет обеспечить лучший контроль за соблюдением ПДД на украинских дорогах.
Так, каждый водитель сможет по желанию установить на свое мобильное устройство бесплатное приложение, которое будет автоматически фиксировать нарушение ПДД другими участниками дорожного движения — как встречного, так и попутного транспорта.
Таким образом, каждый водитель сможет отправлять в полицию информацию о нарушениях других водителей.
Предполагается, что это не только поможет улучшить поведение водителей и положительным образом повлияет на движение на дорогах, но и дополнительно простимулирует украинцев и общество бороться с преступностью.
_____________________________________________
МНЕНИЕ
Сначала устранить проблемы
Андрей ИВАНОВ, старший адвокат АО MORIS GROUP
Основная проблема работы всех систем автоматической фиксации нарушений в Украине заключается в том, что Конституцией Украины определяется индивидуальный характер юридической ответственности лица. Таким образом, выписывая постановление на владельца автомобиля (как по результатам фиксации на камеру, так и через приложение), правоохранители могут привлечь к ответственности человека, который конкретного правонарушения не совершал, следовательно, такое привлечение может быть признано незаконным. Особенно с учетом того, что любые сомнения по делу об административном нарушении должны трактоваться в пользу лица, которое привлекается к ответственности.
Также фиксация через приложение имеет и ряд характерных именно для нее недостатков. Так, не совсем понятны как механизм отправки сообщений с видео на серверы Министерства внутренних дел Украины (МВД), так и соблюдение принципа защиты персональных данных лица, отправляющего видео. Кроме того, смартфон не является сертифицированным прибором фиксации нарушений, который должен проходить регулярную поверку, не имеет сертификации Государственного предприятия «Всеукраинский государственный научно-производственный центр стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей» (Укрметртестстандарт) и не входит в систему фиксации нарушений МВД, что ставит под сомнение возможность применять видео с него как доказательство. Не исключено, что его необходимо будет подкреплять заключением экспертизы об отсутствии следов монтажа либо вмешательства в него, ведь на каком-то этапе до передачи на сервер МВД видео будет храниться в памяти смартфона, и теоретически, при наличии соответствующих навыков и программного обеспечения, его можно будет изменять. Очевидно, что такую экспертизу ввиду того, что она платная, МВД заказывать не будет.
Также стоит упомянуть о том, что критерии нарушения будет определять владелец смартфона по своему убеждению. Этот человеческий фактор при отсутствии какого-либо механизма предварительной модерации (о таковом создатели приложения не сообщают) приведет к тому, что серверы МВД будут завалены видеороликами, на которых не всегда будет отображено нарушение правил дорожного движения, что существенно снизит эффективность работы соответствующих подразделений МВД.
Таким образом, для полноценной эффективной работы подобного стартапа с одновременным соблюдением законности необходимо вводить целый комплекс изменений в законодательство — начиная от Конституции Украины и заканчивая техническими регламентами применения специальных средств фиксации.
В целом перспектива у такой инициативы, безусловно, есть, особенно с учетом того, что она приведет к снижению количества правонарушений и повышению уровня привлечения участников дорожного движения к ответственности за такие нарушения. Однако до устранения вышеуказанных проблем многие зафиксированные на камеру нарушители смогут избежать наказания, что делает работу системы бессмысленной и в определенном смысле ставит ее вне закона.
_______________________________________________
КОММЕНТАРИИ
Субъект правонарушения
Анастасия ДОБРОЧИНСКАЯ, старший партнер ЮК PRAVO GARANT
Административное правонарушение имеет место только в случае наличия всех его составляющих, в частности, субъекта.
Субъектом правонарушения, которое заключается в несоблюдении правил дорожного движения, может быть конкретное вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Для привлечения лица к административной ответственности за правонарушение, выявленное путем фото-, видеофиксации через мобильное приложение для смартфона или на видеокамеру, необходимо установить, что конкретное физическое лицо совершило указанные в постановлении сотрудника Департамента патрульной полиции Национальной полиции действия.
Недостатком фото-, видеофиксации нарушений ПДД является невозможность установления лица, которое было за рулем на момент их совершения. Не всегда это собственник автомобиля, а значит, автоматическое составление протокола на владельца транспортного средства противоречит принципу индивидуальной ответственности.
Поэтому в случае обжалования такого постановления о привлечении к административной ответственности сотрудникам полиции сложно будет доказать, что именно указанное в постановлении лицо является субъектом данного правонарушения — лицом, управлявшим транспортным средством и допустившим нарушение ПДД.
Данная позиция выражена в судебной практике неоднократно. Не стало исключением и свежее постановление Верховного Суда в составе коллегии судей Кассационного административного суда от 18 июня 2020 года по делу № 686/14075/16-а.
____________________________________________________
Международный опыт
Евгений ФИЛОНЕНКО, советник EQUITY
Способ фиксации нарушений правил дорожного движения в мобильном приложении на смартфоне (планшете) уже несколько последних лет активно применяется в Республике Татарстан (РТ) и Российской Федерации (РФ). Так, в РТ действует приложение «Народный инспектор», а на территории Москвы в РФ — «Помощник Москвы». По статистике, наибольшее количество заявок, которые поступали от лиц в мобильных приложениях, касались парковки на тротуарах в зеленых зонах.
Изначально процесс фиксации нарушения ПДД и наложения санкции на нарушителя был достаточно прост. Так, в РТ лицо, сфотографировав объект нарушения ПДД, отправляет фото через мобильное приложение, после чего без составления протокола об административном нарушении нарушителю приходило письмо со штрафом.
Однако со второй половины 2019 года как в РТ, так и в РФ суды начали отменять штрафы, вынесенные на основании данных из указанных мобильных приложений, поскольку, как отметил в июне 2019 года Пленум Верховного суда РФ, съемка с помощью телефона не считается автоматической фиксацией нарушения. Более того, в РТ суды указывают на то, что обязательно должен быть составлен протокол, а в автоматическом режиме нарушитель не может быть привлечен к ответственности.
Поэтому в 2020 году в РФ рассматривается проект нового кодекса об административных правонарушениях, положения которого предусматривают, что комплексы фиксации нарушений ПДД должны работать без какого-либо непосредственного воздействия на них человека. Последнее, в свою очередь, исключает возможность сформировать постановление о нарушении ПДД на основании снимков, сделанных с помощью смартфонов (планшетов).
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…