«Несовершенство законодательства в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации негативно повлияло на состояние готовности государства к обороне», — утверждает Министерство обороны Украины и разрабатывает новый законопроект «О мобилизационной подготовке и мобилизации». Кабинет Министров Украины вносит соответствующий документ (№ 6564) в парламент 8 июня 2017 года. Не приложив к проекту сравнительной таблицы, авторы усложнили процесс анализа документа, но не сделали его невозможным.
Среди прочего документ № 6564 предлагает на законодательном уровне закрепить в системе «оборонных правоотношений» уполномоченный субъект хозяйствования по управлению объектами госсобственности в оборонно-промышленном комплексе — государственный концерн «Укроборонпром» (концерн) и определить его полномочия. Законопроект существенно расширяет и уточняет понятийный аппарат. К примеру, появляются определения исполнителя мобилизационного заказа, государственных заказчиков мобилизационного заказа и простых (не государственных) заказчиков, мобилизационной готовности, приведение Вооруженных Сил Украины (ВСУ), других военных формирований и субъектов в готовность к развертыванию и др.
По мнению партнера ЮК «Правовой Альянс» Ильи Костина, в данном законопроекте четко определены действия органов государственной власти и субъектов частного права. «Но более детальный анализ еще впереди. Однако уже видно, что законопроект упростил проведение мобилизационных действий, кодифицировал понятийный аппарат, и я бы даже сказал, что законопроект направлен на дальнейшее изменение действующего законодательства в части введения военного положения, мобилизации без участия народных депутатов», — комментирует он.
Так, в статье 11 действующего Закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации» предусмотрен порядок принятия решения Президентом Украины о введении военного или чрезвычайного положения, а также общей или частичной мобилизации с обязательным утверждением этих действий Верховным Советом Украины. «В законопроекте подобная норма отсутствует. Также отсутствует понятие чрезвычайного положения. При этом дается новое определение термину «особый период», который начинается с момента издания Указа Президента Украины, и ни слова о согласовании с Верховным Советом Украины. Учитывая тот факт, что термин «особый период» уже существует в Законе Украины «Об обороне Украины» и статья 4 данного Закона предусматривает одобрение или утверждение Верховным Советом Украины решения Президента Украины о введении военного положения иили мобилизации, думаю, что изменения ожидают и иные нормативные документы, регулирующие полномочия Президента и Верховного Совета», — обращает внимание г-н Костин.
Но, как говорят, дьявол скрывается в деталях. В данном случае законодательные пробелы предстоит заполнить Кабинету Министров Украины. На него возлагается и определение государственных заказчиков, и установление порядка состояния мобилизационной готовности сферы национальной экономики, порядка заключения мобилизационного контракта, порядка исполнения военно-транспортной обязанности. К слову, в действующем законодательстве исполнение этой обязанности также определяется правительством, но проблем от этого меньше не становится.
Не может не вспомнить об имевшей место ранее проблеме военно-транспортной обязанности и Илья Костин. «Только патриотизм позволил выполнить мобилизационное задание по обеспечению ВСУ транспортными средствами. Вопрос возмещения стоимости транспортного средства в то время на повестке дня не стоял. Будет интересно почитать Порядок выполнения военно-транспортной обязанности, который должен будет утвердить Кабинет Министров Украины», — комментирует юрист.
«Появится множество новых подзаконных нормативных актов, что правильно. События марта 2014 года показали, что подзаконные нормативные акты, созданные в мирное время, не выдерживают координированной атаки юристов предприятий, руководители которых не являются патриотами», — акцентирует внимание г-н Костин. Что касается вопросов отсрочки, порядка мобилизации, то Илья Костин не находит существенных отличий от действующей редакции. Также он считает, что статью 23 законопроекта об обязанности предприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации следует изучить вдоль и поперек.
К слову, риторика нормы об отсрочке в законопроекте изменяется. Если в действующем законе в рамках статьи об отсрочке определяется перечень военнообязанных, не подлежащих призыву на военную службу во время мобилизации (лица, в отношении которых действует бронь, временно не пригодные к военной службе, содержащие трех и более детей и т.д.), то законопроект этой категории граждан предусматривает отсрочку. Данный перечень дополняется такими категориями, как, к примеру, лица, занимающие в особый период должности в органах военного управления, военных частях… и священнослужители.
Еще одной прогрессивной стороной законопроекта, по словам комментатора, является более подробный список полномочий государственных органов, поскольку ждать четких действий от государственного служащего возможно только в случае, если они четко прописаны. Также эксперт считает, что особое внимание следует уделить полномочиям исполнительных органов местного самоуправления, поскольку именно на эти органы возложен основной груз мобилизационных мероприятий. «Более четко прописаны полномочия Министерства обороны Украины и Генерального штаба и устранены некоторые различия и дублирование функций (что недопустимо во время мобилизации), однако полномочия государственных органов и органов местного самоуправления требуют доработки», — резюмирует он.
Раздел законопроекта, касающийся полномочий органов государственной власти, не содержит норм о полномочиях Верховного Совета Украины и Президента Украины.
Законопроектом предлагается дополнить перечень обязательств предприятий таким пунктом: «…обеспечить допуск и доступ соответствующих должностных лиц военных комиссариатов к документам относительно военного учета на предприятиях для осуществления контроля за состоянием военного учета призывников, военнообязанных и резервистов».
Коррективы внесены и в список обязательств граждан. К примеру, граждане, которые являются военнообязанными и которым не вручены повестки или мобилизационные распоряжения, обязаны в десятидневный срок со дня объявления мобилизации (кроме скрытой) прибыть в военный комиссариат, где они пребывают на военном учете, для уточнения данных.
В случае принятия документа закон вступит в силу с 1 января 2018 года.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…