Мобильное предложение — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №42 (982) » Мобильное предложение

Мобильное предложение

Владимир Ващенко: «Мы отказались от индустриальной специализации и уменьшили количество практик до двух-трех ключевых»

«Бутиковые юрфирмы в национальном масштабе вполне могут быть конкурентными», — подчеркивает партнер ЮК VB PARTNERS Владимир Ващенко, анализируя тенденции юридического рынка и эволюцию юрфирм. Стратегии бутиковости придерживается и VB PARTNERS, планирующая за два с половиной года стать узкоспециализированным бутиком, сосредоточившись всего на двух взаимосвязанных практиках: судебной и уголовно-правовой. О факторах, предопределивших выбор в пользу бутика, преимуществах и недостатках этой модели ведения юридического бизнеса, а также об управленческих решениях, принятых в ходе репозиционирования, Владимир Ващенко рассказал в интервью «Юридической практике».

 

— Какие факторы предопределили эволюцию вашей юрфирмы в бутик?

— Прежде всего это необходимость изменяться и соответствовать окружающей бизнес-среде. Кризисы 2008-го и 2014 года существенно меняли запросы клиентов и их ожидания. После первого финансового кризиса клиенты пересмотрели бюджеты на юридические услуги. Эволюция продолжилась, и сегодня мы продаем только действительно нужные клиентам услуги.

Кроме того, в нас присутствует желание самосовершенствоваться. Постоянная работа над собой является единственным способом преодоления периодических и неизбежных кризисов «усталости от профессии», желания уйти.

Только в небольшой компании может быть обеспечен баланс между работой и личной жизнью. Мы стремимся быть не только успешными, но и счастливыми сейчас.

 

— А какой позиции придерживаются клиенты, что больше востребовано: универсальность юрфирмы или узкая специализация?

— Клиентом будет востребована та юрфирма, которая удовлетворит его ожидания в отношении качества услуг за разумную и прозрачную цену.

Когда-то, в эпоху третьей промышленной революции, эффект масштаба производства имел решающее значение для снижения расходов. Жесткие иерархические структуры рассматривались как единственно правильные и способные решить проблемы управления. Но современный мир оказался настолько мобильным, что ключевым его требованием стала способность быстро меняться, а для юридических фирм — меняться вместе с клиентами.

Клиенты в зависимости от своих запросов и ожиданий будут двигаться либо к глобальным транснациональным юридическим фирмам, либо к небольшим компаниям, партнеры которых (а не фирмы в целом) обладают уникальным опытом, авторитетом в определенной сфере, признанием.

 

— Сейчас много говорят о влиянии технологий на рынок юруслуг. Продолжающаяся «айтизация» пойдет на пользу юридическим бутикам или глобальным игрокам?

— Глобальные юрфирмы уже сейчас пользуются преимуществами IT. А в перспективе широкое внедрение IT-решений изменит рынок для всех. Простые юридические вопросы, которые могут быть стандартизированы, со временем станут разрешаться без обращения к юристам. А в сегменте юридических услуг, спрос на которые сохранится (а это высокоинтеллектуальные решения), будут работать как глобальные игроки, так и бутиковые юрфирмы. В то же время, по моему мнению, существенно сократится рынок средних юрфирм, позиционирующихся как универсальные. Эта бизнес-модель пользовалась спросом в девяностые, но сейчас у этих компаний нет будущего. Уязвимость full-service-фирм — в отсутствии индивидуальности и акцентов. Большинство предлагаемых ранее юридических услуг клиентам сейчас просто-напросто не нужны, либо они способны силами своих внутренних юрслужб справиться с ними. Так что юрфирмы среднего сегмента проиграют борьбу за рынок и либо уйдут в более низкую ценовую категорию (например, переориентировавшись на обслуживание физлиц), либо вовсе исчезнут.

 

— В каких случаях предпочтение все же будет отдаваться глобальным юрфирмам?

— Глобальные фирмы имеют несомненное преимущество в оформлении многомиллиардных сделок слияний и поглощений. Но они и были созданы для обслуживания перемещения капитала в мировом масштабе. Им сложно или невозможно отказаться от иерархии, в которой молодые юристы обслуживали партнеров 10–15 лет, чтобы лишь получить шанс стать равными.

Сейчас говорят о деглобализации. Brexit, референдумы в Шотландии и Каталонии о независимости свидетельствуют об изменении мировой экономической системы. Мир будет меняться, и будут меняться запросы клиентов. Готовность глобальных компаний к трансформации остается под вопросом. А небольшие узкоспециализированные фирмы уже сегодня могут эффективно и оперативно реагировать на запросы, в том числе крупных корпораций.

Корпорация с головным офисом, расположенным далеко от Украины, по-прежнему выберет глобального консультанта с мировым именем. Так она устроена. Менеджмент ориентирован не на результат, а на процессы, то есть бюрократию. Не одно громкое имя (Nokia, Kodak, Blackberry т.д.) потеряло рыночные позиции или кануло в Лету именно из-за неспособности измениться и адаптироваться к изменению рынка.

Собственник же, построивший бизнес с нуля, заинтересован в конечном результате юридических услуг. И он предпочтет узкоспециализированную фирму, с партнерами которой он лично знаком или которые были ему рекомендованы. Для него доверие является ключевым элементом, он рискует своими деньгами, и ему незачем прикрывать свою «ответственность» рейтинговой фирмой.

 

— Какие услуги считаются вотчиной бутиковых юрфирм?

— Бутиковые фирмы традиционно сильны в судебном и уголовном ­процессах, поскольку в этих практиках степень личного участия партнеров играет существенную роль. На рынке присутствуют фирмы со специализацией в сфере антимонопольного права и интеллектуальной собственности. В последние годы появились и заявки в GR.

Если говорить о нашем опыте, то сегодня в значительной степени востребована практика White Collar Crimes, которую возглавляет Денис Бугай. Его опыт работы в Национальном банке Украины, в компании по управлению активами и в уголовной практике получил дальнейшее развитие в сфере защиты интересов менеджмента и акционеров банковских учреждений. Адвокатская тайна не позволяет раскрыть клиентов, но политически мотивированные и экономически не обоснованные решения центрального банка в значительной степени наполнили направление White Collar Crimes.

Запросы клиентов основаны на личном доверии, поскольку зачастую они рискуют не только имуществом, но и свободой. С другой стороны, не так уж много адвокатов, которые понимают суть бизнес-процессов клиента и разговаривают с клиентом на одном языке.

В судебной практике мы сделали акцент на спорах с государством в сфере приватизации/реприватизации, налогообложения, аренды, землепользования и т.д. Госорганы, а до недавнего времени и прокуратура, умеют создавать споры. Зачастую чиновниками и правоохранителями преследуются не государственные цели, а ставится задача «создать проблему». И не всегда потом они способны ее решить. Зато вносится своя лепта в «покращення» инвестиционного климата на Украине.

В судебной практике задействованы все юристы VB PARTNERS. Мне кажется, что судебные заседания — отличный способ подзарядки. А дополнительный заряд бодрости обеспечивают партнеры.

Также в обозримом будущем мы ставим перед собой задачу развить практику GR. Все-таки Украина движется к цивилизованной модели лоббирования.

В последние годы наши клиенты стали привлекать нас к принятию управленческих решений. Мы не только предлагаем варианты и описываем риски, но и зачастую фактически «принимаем» за клиента решение. Некоторые считают, что менеджеры клиента разделяют таким образом ответственность с внешними юристами или даже перекладывают ее на них. Но если существует такой запрос от клиентов, то мы воспринимаем это как вызов в позитивном смысле.

 

— Какие управленческие решения вы приняли в ходе репозиционирования?

— Мы отказались от индустриальной специализации и уменьшили количество практик до двух-трех ключевых. Это происходило в два этапа.

Первое видение своей компании мы сформировали в 2011 году — это проектно-ориентированная команда из 12–15 юристов и специалистов бэк-офиса, обладающая уникальным опытом, ценными контактами и глубокими отраслевыми знаниями в шести-семи практиках, в том числе ГЧП и GR, вовлеченная в бизнес-процессы и управление иностранных инвесторов, крупного украинского бизнеса.

Впоследствии мы отказались от практик, в которых объективно не могли конкурировать с глобальными компаниями и аудиторами (ГЧП, M&A, налоговое консультирование) либо в отношении которых изменившийся рынок перестал генерировать запросы (недвижимость и строительство, корпоративное право). Однако мы сохраняем накопленный опыт и знания в данных практиках, поскольку они необходимы для принятия бизнес-решений нашими клиентами.

В настоящий момент у нас есть четкое представление, что к началу 2019 года мы построим юридический бутик со специализацией в уголовном процессе и праве (в том числе в вопросах Интерпола и экстрадиции), разрешении споров/конфликтов, споров с государством, с судебной практикой в судах различной юрисдикции.

В процессе эволюции мы также отказались от глубоких неюридических знаний в определенных индустриях (это энергетика, нефть и газ, металлургия, прямые инвестиции и другие). Мы способны погрузиться в бизнес-процессы конкретного клиента и понять его специфику непосредственно со старта сотрудничества.

Ну а если у клиента возникнет не профильный для нас вопрос, мы, безусловно, окажем ему качественную услугу, основываясь на имеющемся опыте. Просто так клиента мы никому отдавать не будем.

 

— А насколько сейчас юрфирмы в принципе готовы привлекать коллег к аутсорсингу?

— Все закрылись в вопросе клиентов, относятся очень ревностно, при этом периодически пытаются переманить клиентов у коллег-конкурентов. Ранее случалось, что бутиковые юрфирмы обращались к компаниям «большой четверки» и крупным юрфирмам в надежде получить клиента, который им в силу различных обстоятельств неинтересен. Сегодня этого нет. Даже крупные юрфирмы не склонны отдавать клиентов. Компания, отпуская клиента к конкуренту по одному вопросу, рискует, ведь его могут увести, и винить здесь некого — это нормальная конкурентная борьба.

Крупные международные компании регулярно пересматривают свою клиентскую базу на предмет эффективности, а поток клиентов для бутика, и в частности VB PARTNERS, достаточно стабилен.

 

— Возвращаясь к концепции бутиковости, скажите, это количественная или все же качественная характеристика юрфирмы?

— В большой компании требуется значительная степень формализации, механизации и бюрократизации процессов, что во внешнем проявлении приводит к обезличиванию услуги и, несомненно, отражается на качестве. А для клиента элементами качества являются эмоции, которые он получает: чувство защищенности, уверенности, причастности.

Исходя из собственного опыта, могу сказать, что компании с персоналом более 12–15 человек нуждаются в дополнительном администрировании, значительном support-аппарате. Расходы при большем количестве персонала растут в геометрической прогрессии, а качество услуг требует дополнительного контроля.

В юридическом бутике есть возможность достигнуть сотрудничества уже на стадии развития компании. Члены команды VB PARTNERS в ее нынешнем состоянии в значительной степени вовлечены во внутренние процессы и межличностное общение, принимают участие в формировании и реализации стратегии. Существуют правила и политики, но компания достигает наилучшего результата для клиента не за счет формальных подходов и иерархического контроля, а за счет разделения общих принципов и видения. Любые ситуации сопоставляются с общими разработанными принципами, и соответствующие решения принимаются сотрудниками самостоятельно, в пределах их компетенции.

 

— Каких правил позиционирования на рынке и маркетинговой стратегии целесообразно придерживаться бутиковой юрфирме?

— Огромные маркетинговые бюджеты оставим глобальным компаниям.

Важен четкий план маркетинговой активности для всей команды на ближайшие три-шесть месяцев. Все должны быть вовлечены в продвижение компании, а также обладать инструментарием для самореализации. Продвижение VB PARTNERS обеспечивается через развитие каждого члена команды.

Отметим и важность создания общего положительного впечатления о компании, которое достигается корпоративными атрибутами, дресс-кодом, едиными стандартами оформления документов, корпоративной продукции и т.д.

И, конечно, важна репутация компании — это ее главный актив и козырь. Повторно продать услугу довольному клиенту, с которым ранее уже был проект, на порядок легче, чем новому. Тратится меньше ресурсов, как человеческих, временных, так и финансовых.

Пусть нашему юридическому бутику не взлететь на первые строки в топ-50, но это и не является самоцелью. В своей весовой категории мы сможем уверенно потолкаться локтями.

 

(Беседовал Алексей НАСАДЮК,

«Юридическая практика»)

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Не судом едины

Государство и юристы

Чистота колебаний

Документы и аналитика

Операционные усложнения

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ AVELLUM консультировала Х. Алихани относительно разрешения АМКУ на приобретение банка «Центр»

ЮФ Asters вышла в финал премии «Лучшая европейская юридическая фирма года» от The British Legal Awards

Ольга Ворожбит стала партнером DLA Piper

МПЦ EUCON расширяет партнерский состав

Sayenko Kharenko — юрсоветник по вопросам дистрибуции новой технологии отслеживания движений в спортивных матчах

ЮФ «Салком» — докладчик на ежегодной конференции Немецко-украинского объединения юристов

Д. Бугай выступил на XV Международном форуме корпоративных юристов в Батуми

МЮФ Integrites и ЮФ «Антика» сопровождали сделки по приобретению Dragon Capital логистических комплексов

Отрасли практики

Оценочное сужение

Операционное бремя

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

Minsk Legal Forum

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Самое важное

РЕЗОЛЮЦІЯ
Ради Комітету з процесуального права Асоціації правників України

Украинские Innovative Lawyers

Ревизор в кадре

Своя игра

Судебная практика

Регистрационное содействие

Тема номера

Сплошной обмен

Дорогая передача

Дискретный привод

Игра в карты

Частная практика

Мобильное предложение

Юрдепартаменты

Комплекс знаний

Гала-концепт

Пренебречь преюдицией

Повестка для...

Продам недорого

Вывести из состязания

Маршрут исследования

Інші новини

PRAVO.UA