Верховный Совет Украины намеревается назначить проведение выборов депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым (АРК), местных советов, а также городских, поселковых и сельских председателей на март 2011 года и уже направил в Конституционный Суд Украины проект изменений в Конституцию Украины, предусматривающий легитимизацию местных властей до проведения выборов. Напомним, согласно действующей редакции Основного Закона, очередные выборы депутатов местных советов и председателей должны были проводиться весной 2010 года.
Между тем, независимо от даты проведения местных выборов, все еще не ясно, по каким правилам они пройдут — ведь существующая пропорциональная модель никого не устраивает. На рассмотрение парламента подано уже более десятка соответствующих законопроектов, в том числе и проект Избирательного кодекса (сторонником принятия именно этого акта выступает Председатель Верховного Совета Украины Владимир Литвин).
Вопросу местных выборов посвящена Книга третья упомянутого кодекса. Предлагается следующая модель: выборы депутатов Верховного Совета АРК предлагается проводить по пропорциональной системе (авторы законопроекта отстаивают позицию, что Верховный Совет АРК, единственный среди органов местной власти, имеет политическую природу); сельских, поселковых, городских, районных в городах советов — по одномандатной мажоритарной системе; районных и областных советов — по многомандатной мажоритарной избирательной системе. Интерес представляет система определения результатов выборов сельских, поселковых и городских председателей — победителем выборов считается кандидат, набравший более 50 % голосов избирателей, если количество голосов, отданных за кандидата, меньше этого предела, он считается избранным, если разрыв между ним и кандидатом, занявшим второе место, более 20 %, в противном случае, назначаются повторные выборы.
Отметим еще одну инициативу по изменению избирательного законодательства — народного депутата Украины Валерия Коновалюка (законопроект № 6203). Его отличительной чертой также является возврат к мажоритарной системе местных выборов.
Законопроект предусматривает, что:
— выборы депутатов сельских, поселковых, городских (кроме Киевского городского совета), районных в городах (в городах с районным делением, где образованы районные в городе советы) советов будут проводиться по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах, на которые будет разделяться вся территория соответственно села (нескольких сел), поселка, города, района в городе;
— выборы сельских, поселковых, городских председателей — по мажоритарной избирательной системе относительного большинства в едином одномандатном избирательном округе, границы которого будут совпадать с границами села, поселка, города;
— выборы депутатов районных советов — по мажоритарной избирательной системе относительного большинства в многомандатных избирательных округах, границы которых будут совпадать с границами сел, поселков, городов районного значения, являющихся административно-территориальными единицами, входящими в состав соответствующего района;
— выборы депутатов областных советов — по мажоритарной избирательной системе относительного большинства в многомандатных избирательных округах, границы которых будут совпадать с границами районов и городов областного значения, входящих в состав соответствующей области;
— выборы депутатов Киевского городского совета — по мажоритарной избирательной системе относительного большинства в многомандатных избирательных округах, границы которых будут совпадать с границами районов в городе Киеве;
— выборы депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым — по мажоритарной избирательной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах с учетом административно-территориального деления АРК.
При этом, как видим, в обоих законопроектах предложено применять две разновидности мажоритарной избирательной системы — с одномандатными и многомандатными округами. В первом случае избранным от избирательного округа может быть только один кандидат, набравший более половины голосов избирателей, которые приняли участие в голосовании.
В многомандатном округе одновременно избирается несколько депутатов — в зависимости от количества населения соответствующего округа. В основе такой модели лежит постулат представительства общих интересов территориальной общины (или района) в соответствующем районном (областном) совете. Избиратели могут голосовать только за одного кандидата. При этом избранными считаются кандидаты, набравшие большее количество голосов избирателей. Очевидно, что при такой системе избранными будут кандидаты, которых поддержало достаточно незначительное число избирателей (например, при выборах в облсовет 10 депутатов от района, в лучшем случае, речь будет идти о поддержке кандидата десятью процентами избирателей, реально же избранными могут быть кандидаты, пользующиеся поддержкой 2—5 % избирателей).
Как видим, подходы к регулированию местных выборов едины, что, однако, не гарантирует оперативного изменения соответствующего законодательства. Скорее всего, работа будет сконцентрирована над Избирательным кодексом, а с учетом объема этого документа и количества специалистов избирательного права в парламенте, процесс может затянуться. Между тем подойдет время выборов, а может, и не одних…
Верховный Совет Украины 1 апреля с.г. принял постановление о проведении 12 мая 2010 года в зале пленарных заседаний парламентских слушаний «Реформирование законодательства о местных выборах в интересах территориальных общин».
Центральной избирательной комиссии, Верховному Совету Автономной Республики Крым, местным советам, другим заинтересованным сторонам предложено до 20 апреля с.г. подготовить и передать в парламент предложения относительно путей реформирования законодательства Украины о местных выборах.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…