Реформирование строительной сферы продолжается: в парламент подан правительственный законопроект «Об основных требованиях к сооружениям, а также об условиях размещения на рынке строительных изделий» (№ 7151), призванный вывести техническое регулирование в строительстве на качественно новый уровень, способствовать интеграции национальной законодательной базы в международное нормативно-правовое пространство, обеспечить повышение безопасности и надежности зданий и сооружений, создать конкурентную среду для товаропроизводителей и учреждений технической апробации, в целом позитивно повлиять на сферу строительства. Документ устанавливает основные требования к сооружениям на протяжении всего жизненного цикла и процедурам технической апробации строительных изделий с целью их размещения на рынке, а также требования к субъектам, принимающим участие в процедурах технической апробации и декларирования.
В законопроекте прописан механизм определения существенных характеристик технических показателей строительных изделий относительно основных требований к сооружениям, требований к регламентным техническим условиям, которые являются национальным стандартом или техническим свидетельством. Также предусмотрены обязательства субъектов хозяйствования (производителей, импортеров, уполномоченных представителей), размещающих на рынке строительные изделия.
Сооружения и их отдельные части должны быть пригодными для использования по назначению в соответствии с основными требованиями к сооружениям, говорится в проекте. В числе таких основных требований — обеспечение механического сопротивления и устойчивости, пожарной безопасности, отсутствия угроз гигиене, здоровью или безопасности людей и вредного воздействия на окружающую природную среду, безопасности и доступности в эксплуатации, в том числе для маломобильных групп населения, защиты от вредного воздействия шума и вибрации, энергосбережения и удержания тепла, сбалансированного использования природных ресурсов. Требования описаны в законопроекте, но конкретизируются в строительных нормах.
Декларирование и апробация
Как и большинство законопроектов, разрабатываемых правительством, данный проект является евроинтеграционным. В пояснительной записке говорится, что его основные требования, структура и форма изложения гармонизированы с положениями Регламента ЕС № 305/2011 относительно образца составления декларации рабочих характеристик строительных изделий. Кроме того, законопроект отражает существующую в ЕС организационную структуру системы технической апробации в строительстве. Соответственно, определены и составляющие такой системы: орган технической апробации (ОТА), бюро по предоставлению технической информации по вопросам строительных изделий, комиссия по техническому регулированию в строительстве.
В полномочия комиссии по техническому регулированию входят: определение схем оценивания стабильности эксплуатационных характеристик (показателей), которые должны применяться для определенных типов строительных изделий; предоставление методических рекомендаций с целью проведения технической апробации строительного изделия; выдача технического свидетельства после предоставления производителем отчета о технической апробации строительных изделий; осуществление на договорной основе организационно-методического обеспечения деятельности органов технической апробации; предоставление статуса органа технической апробации и статуса бюро по предоставлению технической информации, лишение этого статуса. Комиссия образуется как коллегиальный орган в составе 20 членов, один из которых является его председателем, срок работы членов комиссии составляет пять лет.
Статус ОТА может быть предоставлен независимому от производителей юридическому лицу. Орган технической апробации в пределах сферы своей деятельности проводит техническую апробацию строительных изделий и предоставляет производителю отчет о технической апробации (для целей последующего получения технического свидетельства и составления декларации эксплуатационных характеристик). Бюро по оказанию технической информации — это юридическое лицо, предоставляющее информацию о регламентных техусловиях и строительных нормах, а также другую информацию по вопросам сооружений и строительных изделий.
Функции участников процесса апробации должны быть уточнены соответствующими нормативно-правовыми актами, принятыми во исполнение закона. Предполагается, что система будет работать исключительно на рыночных принципах: для органов технической апробации обеспечат конкурентную среду, заказчик будет выбирать ОТА и заключать с ним соглашение, далее ОТА заключает соглашение с комиссией по техническому регулированию в строительстве.
Как следует из законопроекта, производитель будет составлять декларацию эксплуатационных характеристик (показателей) строительного изделия согласно регламентным техническим условиям или специальной технической документации. К декларации прилагаются инструкция о безопасности и информация о веществах, содержащихся в изделиях. Производитель несет ответственность за соответствие строительного изделия задекларированным эксплуатационным характеристикам (показателям). Кроме того, указаны случаи, когда от составления декларации можно воздержаться: строительное изделие несерийного производства изготовлено индивидуально по специальному заказу как неотъемлемая составляющая сооружения; строительное изделие изготовлено на строительной площадке с целью его применения в конкретной постройке согласно строительным нормам; строительное изделие изготовлено способом, обеспечивающим сохранность объекта культурного наследия путем реставрации сооружения, охраняемого государством.
Декларация будет храниться у производителя или его уполномоченного представителя, ее копия предоставляется в бумажном виде и с помощью электронных средств, размещается на сайтах производителя или комиссии по техническому регулированию. Производитель обязан при введении в оборот строительного изделия предоставить информацию по поиску заявителем декларации на сайте производителя.
Также законопроектом определены обязанности производителей строительных изделий, статус уполномоченных представителей, импортеров и дистрибьюторов, требования к маркировке строительного изделия знаком соответствия техническим регламентам, регламентным стандартам, техническим свидетельствам и т.д.; отдельный раздел документа посвящен упрощенным процедурам, в частности использованию специальной технической документации.
Строительный рывок
Установление более четких правил игры может посодействовать снятию барьеров в торговле и поощрить здоровую конкуренцию в строительной отрасли, считает Евгений Смиюха, партнер АФ «Династия». «Законопроект призван урегулировать на законодательном уровне некоторые правоотношения, которые на данный момент регулируются подзаконными актами. Однако он также затрагивает аспекты, свободные от государственного вмешательства, что вызывает опасение у некоторых участников рынка. В частности, проект определяет всех участников рынка, а также регуляторов отрасли, их функции, устанавливает механизм составления технических характеристик изделий, ужесточает нормы по энергоэффективности, гигиене, пожарной безопасности, уровню шума и вибрации, системам вентиляции, освещения, отопления в сооружениях, механической стойкости и маркировке строительных изделий. В то же время предлагается введение декларативного принципа оценки соответствия строительных изделий в виде предоставления производителем декларации эксплуатационных характеристик или технического свидетельства об апробации. Последнее будет выдаваться новой комиссией по техническому регулированию при выводе на рынок новых видов изделий. В ряде случаев предусматривается также декларирование технических характеристик импортируемых строительных изделий. Ожидается, что новая система технической апробации будет работать в конкурентной среде без излишнего государственного вмешательства. Кроме прочего, внедряются упрощенные процедуры, в том числе касающиеся и испытаний строительных изделий. Таким образом, ужесточая некоторые нормы по качеству и безопасности строительных изделий и сооружений, проект закона предлагает упрощение процедуры вывода на рынок этих изделий. В результате определение более четких правил игры может посодействовать снятию барьеров в торговле и поощрить здоровую конкуренцию в отрасли путем защиты добросовестных участников рынка от производителей фальсификата. Но не стоит забывать о том, что участниками рынка также являются конечные потребители, которые слишком уязвимы на существующем неконтролируемом рынке строительных изделий», — отметил г-н Смиюха.
Строительная отрасль Украины действительно нуждается в комплексном урегулировании взаимоотношений субъектов хозяйствования в процессе проведения технической апробации строительных изделий и осуществления декларирования, поэтому законопроект № 7151 имеет большие шансы на принятие парламентом. Поскольку многие новые положения будут нуждаться в разработке подзаконных нормативных актов, важно сделать это качественно и реализовать будущий закон с максимальной пользой для рынка. А кроме повышения конкурентоспособности национальных производителей строительного назначения на европейском рынке, законодательные новации должны преследовать цель защиты прав потребителей.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…