29 октября 2014 года было опубликовано постановление Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы электронного администрирования налога на добавленную стоимость» от 16 октября 2014 года № 569, которым утвержден Порядок электронного администрирования налога на добавленную стоимость (Порядок).
Администрирование налога на добавленную стоимость посредством системы электронного администрирования будет осуществляться с 1 января 2015 года в соответствии с Законом Украины от 31 июля 2014 года № 1621-VII. Система электронного администрирования НДС, предусмотренная данным законом, уже получила значительную долю критики концептуального характера относительно замораживания оборотных средств налогоплательщиков, неудобства данной системы для малого бизнеса и розничных сетей и пр.
Вместе с тем определение порядка электронного администрирования НДС законодатель поручил Кабинету Министров Украины (КМУ). Утвержденный КМУ документ устанавливает порядок открытия электронных счетов, перечисления средств в бюджет, последствий аннулирования регистрации плательщика НДС и другое. Однако он содержит ряд положений, которые вызывают замечания.
Во-первых, не решен достаточно важный вопрос, связанный с переходом на систему электронного администрирования налога на добавленную стоимость: каким образом будет происходить после 1 января 2015 года переход остатков налогового кредита, сформированного до этой даты?
Пункт 9 Порядка конкретизирует формула расчета суммы, на которую налогоплательщик имеет право регистрировать налоговые накладные в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН), однако позволяет формировать показатели формулы лишь на основании данных налоговых накладных, налоговые обязательства по которым возникли после 1 января 2015 года. Пункт 2001.3 статьи 2001 Налогового кодекса (НК) Украины (в редакции, которая вступит в силу после 1 января 2015 года), которую уточняет вышеупомянутый пункт, не содержит формулировки «после 1 января 2015 года». Таким образом, именно Порядок ограничивает расчет формулы лишь показателями после 1 января.
Что касается регистрации налоговых накладных, следует отметить, что, согласно Порядку, налоговые накладные, составленные до 1 января 2015 года, подлежат регистрации в ЕРНН и не принимают участия в обсчете «лимита регистрации» (по формуле «еНакл»).
Следовательно, урегулированы лишь обязательства и налоговый кредит, которые возникнут после 1 января 2015 года. А налоговый кредит, не использованный во время действия «неэлектронной системы администрирования», не урегулирован.
Во-вторых, неоднозначным моментом является указание на то, что Государственная фискальная служба (ГФС) Украины обнародует на официальном веб-сайте алгоритмы обсчета показателей формулы «лимита регистрации» и источники их формирования.
Нецелесообразно закреплять алгоритмы обсчета данных показателей на официальном сайте ГФС, так как нормы, устанавливающие правила администрирования налогов, должны быть закреплены не на сайте, а в нормативно-правовом акте, в частности в самом Порядке.
В-третьих, имеется противоречие с Законом № 1621-VII, поскольку неоднозначно решен вопрос относительно банка, в котором должны быть открыты счета для электронной системы администрирования НДС.
Противоречие было заложено уже в Законе № 1621-VII, ведь в части 3 пункта 2001.2 статьи 2001, которой с 1 января 2015 года дополняется НК, предусмотрено, что банк, в котором открываются счета плательщиков в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость, определяется КМУ. При этом Закон вносит изменения в статью 15 Закона Украины «О депозитарной системе Украины», дополняя, что Расчетный центр открывает и ведет счета плательщиков налога на добавленную стоимость для проведения расчетов в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость в соответствии с законодательством Украины.
Таким образом, законодатель устанавливает, что Кабинет Министров Украины избирает банк, но делает указание на Расчетный центр. Согласно части 3 статьи 15 Закона Украины «О депозитарной системе Украины», Расчетный центр — это банк, функционирующий в форме публичного акционерного общества. Но в соответствии с Порядком счета в системе электронного администрирования НДС открываются в Казначействе. Государственная казначейская служба Украины (ГКСУ) — орган, созданный для реализации государственной политики в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств (пункт 1 Положения о ГКСУ). Казначейство не является банком, поэтому в данной части Порядок противоречит Закону № 1621-VII. Значит, в ближайшее время следует ожидать внесения изменений или в Порядок, или в Закон № 1621-VII (что более вероятно).
Таким образом, утвержденный КМУ Порядок детализирует процедуру электронного администрирования налога на добавленную стоимость, однако содержит ряд недостатков, которые желательно устранить до 1 января 2015 года.
ВЕРТИПОРОХ Юлия — старший юрист АО IMG Partners, г. Киев,
БУЗНИЦКИЙ Андрей – помощник юриста АО IMG Partners, г. Киев
Наталья ТОМАШЕВСКАЯ, партнер МЮФ Integrites
Среди основных недостатков для бизнеса в системе электронного администрирования НДС можно выделить:
1. Всем плательщикам НДС вводится автоматическое открытие счета в системе электронного администрирования НДС в банке, который будет определен Кабинетом Министров Украины, то есть это не специализированный счет в обслуживающем банке налогоплательщика, а отдельный спецсчет, и налогоплательщик не сможет распоряжаться оборотными средствами, которые будут перечислены на счет администрирования НДС.
2. Денежные средства, зачисленные на счет налогоплательщика в системе электронного администрирования НДС, могут быть списаны только на счета государственного бюджета — обратной процедуры по зачислению денег на счет налогоплательщика нет.
3. Больше всех пострадают импортеры, поскольку процент изъятия из оборота денежных средств будет намного выше — 20 %. Это обусловлено авансовым платежом НДС на таможенный лицевой счет со своего текущего счета, а также пополнением спецсчета НДС для формирования налогового кредита и покупкой валюты для перечисления нерезиденту за товар.
4. Обмен данными будет происходить между информационным центром и налоговой службой по внутреннему порядку и по внутреннему режиму; данные из налоговой службы будут формироваться на основании налоговых деклараций (ведомости), вследствие чего деньги будут списываться автоматически в бюджет. Следовательно, если произойдет какой-нибудь сбой в системе администрирования, деньги спишутся в бюджет и налогоплательщик не сможет повлиять на исправление данной ошибки.
Ольга БАРАНОВА, старший юрист налоговой практики АО Arzinger
Основным недостатком Закона, которым внесены изменения в НК Украины по электронному администрированию НДС, является «вымывание» оборотных средств из бизнеса в результате авансирования налоговых выплат в бюджет. При этом денежные средства будут заранее аккумулироваться в Казначействе. Также проблема состоит в том, что каждый добросовестный плательщик НДС попадает в зависимость от своего контрагента. В частности, покупатель при осуществлении предоплаты на текущий счет продавца рискует не получить налоговую накладную (НН). Жалоба же на такого продавца больше не будет служить основанием для получения налогового кредита покупателем. Кроме того, право на бюджетное возмещение получат только некоторые категории плательщиков НДС.
Из Закона следует, что суммы налогового кредита, сформированного до 1 января 2015 года, не участвуют в формуле, на основании которой с нового года будут выдаваться НН. При этом, согласно Закону, переход вышеуказанных остатков налогового кредита должен осуществляться в Порядке, утвержденном Центральным органом по вопросам государственной налоговой политики. Пока такого Порядка нет (ожидается в ближайшие дни), а Порядок электронного администрирования НДС, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины № 569 от 16 октября 2014 года, не регулирует данный вопрос.
Василий МИЩЕНКО, юрист ЮФ Aequo
Применение норм относительно электронного администрирования НДС, кроме работы во благо государства (как рассчитывает законодатель), будет иметь ряд негативных моментов для бизнеса. Это, в частности:
— отвлечение оборотных средств налогоплательщиков, связанное с «авансированием» НДС в случае, если налогоплательщик предварительно не получил соответствующую сумму налогового кредита по приобретенным товарам/услугам или не уплатил импортный НДС;
— повышение взаимозависимости контрагентов от надлежащего составления и регистрации налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных;
— неразрешенность вопроса учета отрицательного значения НДС, сформированного налогоплательщиками до 1 января 2015 года, при определении сумм налога, на которые будут выписываться налоговые накладные, а также сумм, подлежащих уплате на электронные счета, с начала 2015 года.
Что касается последнего вопроса, исходя из принятых на сегодня нормативно-правовых актов, призванных обеспечить электронное администрирование НДС, можно сделать вывод, что в новых условиях налоговые накладные будут формироваться на основании показателей, рассчитанных с 1 января 2015 года.
Роман БЛАЖКО, старший юрист ЮФ «Лавринович и Партнеры»
В системе электронного администрирования НДС можем выделить два основных риска для бизнеса. Они являются настолько существенными, что многие представители бизнеса высказываются против внедрения новой, на наш взгляд, весьма прогрессивной системы администрирования.
Также неизвестно, каким образом будет происходить после 1 января 2015 года переход остатков налогового кредита, сформированного до этой даты. Согласно Переходным положениям Закона, данный вопрос должен быть урегулирован соответствующим подзаконным актом Государственной фискальной службы Украины. Пока что такой акт не принят. Более того, в свободном доступе даже отсутствует его проект.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…