Минюст: все акты — в единый реестр! — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №35 (505) » Минюст: все акты — в единый реестр!

Минюст: все акты — в единый реестр!

В процедуре создания нормативно-правовых актов задействовано немалое количество всевозможных инстанций. И в процессе нормотворчества именно Министерство юстиции Украины и территориальные органы юстиции определяют — имеет ли право на жизнь, исправление или нет тот или иной акт. Речь идет о государственной регистрации, которая проводится с целью проверки нормативного акта на соответствие всем требованиям украинс­кого законодательства. После регистрации акт вносится в Единый государственный реестр нормативно-правовых актов, вступает в юридическую силу и становится законным. Право отменить нормативно-правовой акт имеет также Госкомпредпринимательства в том случае, если норматив не отвечает Закону о регуляторной политике. Госкомпредпринимательства сообщает о таких актах Министерству юстиции, после чего последним отменяется решение о государственной регистрации этого документа.

Существует несколько документов, которые занимаются регулированием вопросов государственной регистрации нормативно-правовых актов Министерством юстиции. С целью дальнейшего урегулирования процедуры регистрации актов, Министерство юстиции периодически модернизирует законодательство в этой сфере. Так, ряд изменения в порядке регистрации предусматривается Приказом Министерства юстиции Украины № 592/5 «О внесении изменений в нормативно-правовые акты Министерства юстиции Украины по вопросам государственной регистрации нормативно-правовых актов» от 2 августа с.г.

Жаловаться можно в Министерство юстиции и суд

Нововведения коснулись «Порядка ликвидации решения о государственной регистрации нормативно-правовых актов, внесенных в государственный реестр». Согласно с изменениями, Министерство или другой орган исполнительной власти, издавший нормативно-правовой акт, имеет право в течение десяти календарных дней после получения сообщения о ликвидации решения о его государственной регистрации обратиться в Министерство юстиции с заявлением о пересмотре этого решения с подачей дополнительных материалов, которые подтверждают необходимость в пересмотре. При этом данное заявление должны рассмотреть в течение 10 рабочих дней. В свою очередь, решение Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в АР Крым, главных управлений юстиции в областях, г. Киеве и г. Севастополе, районных и горрайонных управлений юстиции может быть обжаловано в Министерстве юстиции при условии подачи заявления в десятидневный срок и будет рассмотрено на протяжении десяти рабочих дней.

Кроме того, предоставляется возможность обжалования в суде решения о ликвидации государственной регистрации нормативно-правового акта в порядке административного судопроизводства. Однако согласно части 3 статьи 117 Кодекса административного судопроизводства Украины, подача административного иска или же открытие производства по административному делу не останавливает действие обжалуемого решения субъекта властных полномочий.

В случае решения о ликвидации регистрации нормативно-правового акта, он исключается из госреестра через 15 дней после подписания соответствующего приказа о ликвидации решения о государственной регистрации, а в случае обращения с жалобой в Министерство юстиции — со дня подтверждения принятого решения или получения соответствующего вывода Министерства юстиции.

При этом нормативно-правовой акт, лишившийся госрегистрации, является недействующим со дня его исключения из госреестра, за исключением случаев признания акта недействующим в судебном порядке. Если же решение о ликвидации акта будет определено неправомерным судебным решением, то орган госрегистрации обязан исполнить такое решение в соответствии со статьей 257 Кодекса административного судопроизводства.

Вот каким он должен быть

Следующим документом, который под­вергся изменениям, стал «Порядок подачи нормативно-правовых актов на госрегистрацию в Министерство юстиции Украины и проведение их государственной регистрации». В нем предъявляются новые требования к разработке нормативно-правовых актов, среди которых четкость, конкретность и понятность, учет специализированной направленности, со­от­ветст­вие по объему определяемому в нем предмету правового регулирования. Также дан четкий порядок структурных составляющих распорядительного документа — заголовок, преамбула, нормативный корпус (положение о сфере применения (при необходимости), общие и специальные предписания, способы реализации нормативных предписаний и карательно-правовые положения), коррелятивные изменения, форма обнародования, положение о вступлении в силу, приложения. В свою очередь, нормативно-правовой акт, утвержденный распорядительным документом, имеет такие структурные подразделения: заголовок, определение терминов, нормативный корпус, заключительные положения, дополнения.

Кроме того, дано описание необходимых и допустимых структурных единиц нормативно-правовых актов, порядка внесения изменений в акт, а также его согласования и утверждения.

Что же подлежит регистрации?

В соответствии с изменениями, государственной регистрации в Министерстве юстиции подлежат акты министерств, прочих центральных органов исполнительной власти, а также хозяйственного управления и контроля. Более того, регистрации подлежат акты Национального банка Украины, документы нормативного характера и решения правления Фонда общеобязательного государственного страхования Украины от случаев безработицы и касающиеся прав и обязанностей страховщиков и застрахованных лиц, постановления правления и прочие документы нормативного характера Пенсионного фонда, касающиеся прав и обязанностей граждан. Также на госрегистрацию в Министерство юстиции подаются акты Государственной комиссии Украины по запасам полезных ископаемых государственного фонда недр, месторождений отдельных видов или групп полезных ископаемых.

Интересно, что госрегистрацию должны проходить нормативно-правовые акты любого вида, независимо от срока их действия и характера излагаемых в них сведений, в том числе с грифами: «Для служебного пользования», «Особо важные», «Совершенно секретно» и «Секретно». Также сюда отнесены акты, принятые в порядке эксперимента, если в них одна или более норм затрагивают социально-экономические, политические, личные и другие права, свободы и законные интересы граждан, провозглашенные и гарантированные Конституцией и законами Украины, международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дается Верховным Советом Украины и aquis com­munautaire, с учетом практики Европейского суда по правам человека, устанавливающие или изменяющие существующий организационно-правовой механизм их реализации, а также носящие межведомственный характер. Госрегистрации подлежат акты, имеющие как один, так и несколько перечисленных признаков.

Также подчеркивается, что Министерство юстиции не производит регистрацию персональных актов, а также таких, действие которых оканчивается одноразовым использованием — кроме актов об утверждении положений, инструкций нормативно-технического характера (строительные нормы, государственные стандарты), рекомендационного, разъяснительного и информационного характера.

Экзпертиза влияет на решение

Все без исключения акты вместе с сопроводительным письмом подаются на регистрацию в Министерство юстиции субъектами нормотворчества не позднее пяти дней после их принятия. Далее происходит этап правовой экспертизы, по результатам которой Министерство юстиции может принять решение о госрегистрации, о возращении акта для доработки, об отказе в регистрации и о признании нормативно-правового акта не подлежащим госрегистрации. Акт, который соответствует Конституции, законодательству Украины, международным договорам Украины, согласие на обязательность которых дано Верховным Советом Украины, aquis communautaire, с учетом практики Европейского суда по правам человека, установленным требованиям без проблем пройдет процедуру регистрации. Возвращение документа на доработку без регистрации происходит в случае несоответствия акта требованиям этого закона или же по собственному желанию субъекта нормотворчества. Нормативно-правовой акт, в регистрации которого отказано, подлежит отмене выдавшим его органом в пятидневный срок со дня получения решения об отказе.

Министерство и его территориальные органы постоянно занимаются контролем за соответствием нормативно-правовых актов, в том числе и тех, которые зарегистрированы, Конституции и действующему законодательству Украины. К сожалению, многими ведомствами допускаются ошибки при нормотворчестве, поэтому необходимость изложения правовых норм, касающихся прав, свобод и законных интересов граждан, исключительно в нормативно-правовом акте, утвержденном соответствующим распорядительным документом субъекта нормотворчества и зарегистрированном в Министерстве юстиции в установленном законодательством порядке, не вызывает сомнения. Изменения же необходимы для более эффективной работы Министерства юстиции в сфере госрегистрации и отслеживания нормативных актов на предмет соблюдения действующего законодательства.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Выборы

Несписанные претенденты

Государственная практика

Минюст: все акты — в единый реестр!

Деловая практика

Один тоже воин. На поле приватизации

Законодательная практика

Через годы, через расстояния: какой все-таки останется налог

Зарубежная практика

«Калифорнийские тезисы» юристов

Комментарии и аналитика

Админсанкции по Хозкодексу

Неделя права

На ковер к Президенту

Возвращение законопроекта

А судьи кто?

Спор о заказе выборов на дом

Двойная плата — тоже нарушение

Реестр событий

Госнаграды нашли своих адресатов

Новое лицо демократии

Спор частный, а конфликт политический?

Судебные решения

О правильности применения штрафных санкций

Об альтернативной форме учета плательщиков налогов и других обязательных платежей

О преимущественном праве акционеров

Тема номера

Общее собрание: нюансы проведения

Частная практика

Читаем юридические интернет-странички

Юридический форум

Третий не будет лишним! Законодатель все закрепил

Юрисконсульт

Заключение под ошибкой

За дивидендами — к собранию

Налоговые последствия неправильной цены в договоре

Нюансы автоматического продления срока действия договора аренды

ГНАУ: нет — кредитам в инвалюте!

Інші новини

PRAVO.UA