Законодательное предложение расширить круг должностных лиц, осуществляющих нотариальную деятельность, — топовая тема для обсуждения в последние две недели. Инициатива о предоставлении уполномоченным лицам органов юстиции возможности осуществлять ряд нотариальных действий прогнозируемо не была воспринята нотариальным сообществом Украины. Почему возникла необходимость введения нового субъекта нотариальной деятельности, существуют ли коррупционные риски и новые возможности для рейдерства в связи с реализацией соответствующей законодательной инициативы — на эти и другие вопросы «Юридической практике» ответила первый заместитель министра юстиции Украины Елена Сукманова.
— Елена Валерьевна, правильно ли мы понимаем, что идея законопроекта № 9140, инициированного народными депутатами Украины, родилась в Министерстве юстиции Украины?
— Да, абсолютно верно, причем идею введения должности уполномоченного лица органа юстиции поддержал целый ряд организаций, в том числе Ассоциация объединенных территориальных общин и Всеукраинская ассоциация сельских и поселковых советов.
— Почему возникла такая инициатива?
— Численность государственных нотариусов с каждым годом становится все меньше. В прошлом году Кабинет Министров Украины принял постановление № 84 от 21 февраля 2017 года, в соответствии с которым размер должностных окладов государственных нотариусов был увеличен в среднем в 2,5–3 раза, но, несмотря на предпринимаемые шаги для популяризации нотариальной профессии, в настоящее время количество вакантных должностей превышает число самих нотариусов.
— В чем причина такого кадрового дефицита государственных нотариусов?
— Во-первых, государственный нотариат по-прежнему работает в ненадлежащих материальных условиях. После сдачи квалификационного экзамена и получения свидетельства нотариусы имеют право выбрать место осуществления своей профессиональной деятельности, и случаи, когда данные лица остаются в родных городах и селах, единичны. Государственный нотариус в райцентре или в селе объективно не может зарабатывать столько денег, сколько нотариус, работающий в крупных городах Украины. Мы видим решение этой проблемы в назначении конкретных госслужащих с фиксированной зарплатой, которая не будет зависеть от количества предоставленных услуг.
— Неужели проще ввести новую должность уполномоченного, чем создать условия для открытия государственных нотариальных контор в сельской местности?
— Еще до заседания профильного парламентского комитета, на котором рассматривался соответствующий проект закона, был найден консенсус с Нотариальной палатой Украины (НПУ) относительно его положений. Мы пришли к согласию: в случае если НПУ сможет обеспечить не менее двух нотариусов на определенное количество населения (5–10 тысяч), в таких районах уполномоченное лицо назначаться на должность не будет. На протяжении всего времени существования украинского нотариата НПУ так и не предложила своих вариантов решения проблемы, касающейся некомфортных условий для работы нотариусов в сельской местности. Наш интерес заключается в том, чтобы предоставить надлежащий доступ сельского населения к самым востребованным нотариальным и регистрационным услугам, и мы планируем поручить их реализацию в том числе уполномоченным лицам органов юстиции.
— Знаем о непростой дискуссии, которая велась относительно данной законодательной инициативы на заседании профильного комитета. По каким положениям проекта удалось достичь консенсуса?
— В ходе обсуждения было предложено исключить из проекта закона функции по осуществлению уполномоченным лицом государственной регистрации вещных прав на земельные участки и по удостоверению договоров купли-продажи и договоров мены. А также установить, что уполномоченное лицо будет осуществлять свою деятельность в нотариальных округах, где отсутствуют нотариусы, а также в округах, в которых работают менее двух нотариусов с расчетом на 10 тыс. человек. Также мы повысили квалификационные требования к стажу работы на должностях, связанных с государственным регулированием (с двух до трех лет).
— Коррупционные риски и новые возможности для рейдерства — это ключевые предостережения в связи с реализацией данной законодательной инициативы от НПУ. Какие предохранители от указанных рисков предусмотрены законопроектом
№ 9140?
— Одной из причин рейдерских захватов в аграрном секторе являются махинации с выморочным наследством. Норма относительно возможности оформления корпоративных прав была исключена из проекта. Лицо сможет зарегистрировать корпоративные права только в том случае, если они входят в состав наследственной массы.
За полтора года работы в антирейдерской комиссии я не видела ни одной жалобы, в которой бы наследство фигурировало как инструмент рейдерства. И меня очень сильно возмутил месседж некоторых нотариусов, что принятие законопроекта приведет к значительным коррупционным рискам, потому что сотрудник Минюста будет выполнять указания руководства. Следуя этой логике, можно сказать, что все госслужащие — коррупционеры, а что — в отношении нотариусов не открыто ни одного уголовного производства, нет ни одного факта подделки документов или несанкционированного входа в реестр?
— Как вы считаете, на должность уполномоченного лица будет достаточное количество кандидатов?
— Думаю, что да. Кроме того, нам не нужен многочисленный штат сотрудников, скорее всего, достаточно будет 100–200 человек. Должностные лица, работающие в райцентрах консультантами государственных нотариальных контор, сотрудники центров Государственной регистрации актов гражданского состояния (ГРАГС), территориальных управлений юстиции теоретически подходят как кандидаты на данную должность.
— Сколько времени понадобится для профессионального дебюта уполномоченных лиц органов юстиции?
— В случае принятия законопроекта № 9140 прогнозирую, что уполномоченные лица смогут приступить к своим обязанностям примерно в марте-апреле следующего года.
— Какая заработная плата предусмотрена для уполномоченных лиц?
— Мы планируем, что заработная плата будет составлять порядка 15 тысяч гривен — для жителя районного центра это хороший доход. Кроме того, уполномоченные лица смогут получать денежные средства за предоставление дополнительных платных услуг, как и государственные нотариусы.
— Елена Валерьевна, скажите, проводилась ли калькуляция, сколько бюджетных средств понадобится на оплату труда и материально-техническое обеспечение рабочих мест уполномоченных лиц органов юстиции?
— Безусловно, сначала будет определенный минус для госбюджета, но расходы на выплату зарплаты для ста человек для государственного бюджета не ощутимы. Мы общались с представителями Всеукраинской ассоциации сельских и поселковых советов, Ассоциации объединенных территориальных общин, а также с Федерацией работодателей Украины. Они готовы собственными силами создавать необходимые условия для рабочего места уполномоченного лица. Такие основные требования к рабочему месту нотариуса, как наличие сейфа, сигнализации, обеспечение доступа к реестру будут соблюдены и при оборудовании рабочего места уполномоченных лиц. Этот вопрос урегулируется на уровне Минюста так же, как сейчас он регулируется Минюстом относительно требований к профессиональной деятельности и рабочему месту нотариуса.
— Каким образом планируется обеспечить уполномоченных лиц надлежащими помещениями?
— Мы рассчитываем на уже имеющийся ресурс — пустующие помещения государственных нотариальных контор или объединенных территориальных общин. Еще одним вариантом решения «квартирного вопроса» для деятельности новых субъектов осуществления нотариальных действий может стать сотрудничество с «Ощадбанком», который на льготных условиях выделяет отдельные помещения, наиболее приближенные к селам и райцентрам.
— В законопроекте нет ни слова о материальной ответственности уполномоченного лица органа юстиции…
— Уполномоченные лица органов юстиции будут нести ответственность наравне с государственными служащими. К слову об ответственности: Законом Украины «О нотариате» для государственного нотариуса не предусмотрена обязанность заключать договор страхования гражданско-правовой ответственности в отличие от частного нотариуса. Но, как свидетельствует количество поступающих в Высшую квалификационную комиссию нотариата жалоб, такой финансовый «предохранитель» практически не работает. Хотя именно его наличием сейчас манипулируют оппоненты идеи введения новых субъектов осуществления нотариальных и регистрационных действий.
— Проектом № 9140 предложено отказаться от полномочий Минюста в части утверждения правил профессиональной этики нотариусов. Почему шаг навстречу нотариусам в этом вопросе был сделан именно в рамках данной законодательной инициативы?
— Это стало компромиссным решением, достигнутым Министерством юстиции Украины и НПУ еще до разработки соответствующего проекта. Такими были пожелания нотариусов, и мы их учли.
— Какие еще пожелания высказывали представители нотариального сообщества?
— Например, относительно введения электронного нотариата. Мы поддерживаем идею модернизации нотариальной деятельности и готовы идти по пути усовершенствования, правда, реализовать ее планируем в рамках отдельной законодательной инициативы. Надеюсь, нам с НПУ удастся прийти к общему знаменателю по всем дискуссионным положениям законопроекта № 9140, и тогда мы перейдем к вопросу внедрения электронного нотариата.
(Беседовали Юлия КАРНАУХ,
Алина НАЗАРЧУК,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…