Прогрессивные новации судебной реформы, которые должны были улучшить функционирование судебной системы, пока приносят только проблемы. Ни автоматизированная система документооборота, ни новая процедура подбора судейских кадров, ни служба дисциплинарных инспекторов, которая должна была улучшить процедуру привлечения судей к дисциплинарной ответственности, пока не внедрены реально в судебную систему. О причинах и перспективах реализации этих институтов в рамках судебной реформы дискутировали на круглом столе «Некоторые аспекты судебной реформы», который состоялся в Верховном Суде Украины 16 марта с.г. в рамках Дня юридической практики.
Как показало обсуждение, в котором приняли участие более 30 судей судов разных инстанций и юрисдикций, представители Государственной судебной администрации (ГСА) Украины, Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС), общественных организаций, основные преграды для полноценной реализации соответствующих положений Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» (Закон) создает отсутствие их нормативной регламентации и надлежащего финансирования.
Выступая с информацией о реализации положений об автоматизированной системе документооборота в судах, председатель ГСА Украины Руслан Кирилюк отметил, что ГСА Украины совместно с ГП «Информационные судебные системы» обеспечила установку соответствующего программного обеспечения во всех судах. «Все программные продукты не идеальны, у судов постоянно возникают вопросы, но мы продолжаем вести работу по их усовершенствованию», — отметил г-н Кирилюк. Основная проблема, с которой столкнулись в ГСА, — ненадлежащее финансирование (на 2011 год оно вообще не предусмотрено). Другая проблема — комплектация судов компьютерной техникой, для которой необходимо примерно 200 млн грн.
Директор ГП «Информационные судебные системы» Андрей Боделан дополнил перечень проблем отсутствием во многих судах локальных сетей; размещением судов в нескольких зданиях; низким уровнем подготовки специалистов по работе с автоматизированной системой, а также существованием судов, в которых вообще нет компьютеров. Но все равно работа продвигается: уже в первом полугодии этого года планируется создать локальные сети во всех судах и объединить их в общую локальную сеть. Правда, за счет финансирования Совета Европы.
По словам Павла Гвоздика, председателя Совета судей общих судов, анализ недостатков в работе с системой показал, что в процессе ее разработки и внедрения были допущены серьезные просчеты. Во-первых, систему разрабатывали «оторванной» от структуры суда. Во-вторых, уже видно, что время обработки документов отнюдь не сокращается, что говорит о ненадлежащем обучении персонала, непосредственно работающего с программой. В конечном итоге многое упирается и в несогласованность нормативных документов, регулирующих документооборот в судах, — они не соответствуют тем требованиям, которые выдвигает настоящее время.
Пользуясь присутствием разработчиков, судьи рассказали о проблемах, которые возникли на практике при работе с системой: большие временные затраты на регистрацию документов (10—15 минут один документ), вынуждающие работников оставаться в нерабочее время; неравномерность распределения дел между судьями (например, за месяц одному судье система распределяет 40 дел, а его коллеге — ни одного, хотя за год этот показатель выровняется); то, что системой не учитывается нагрузка исходя из сложности дел и в уголовном процессе не учитывается недопустимость участия судьи в рассмотрении дела, если он давал санкцию на стадии досудебного следствия.
На проблемах, возникших в работе ВККС после вступления в силу Закона, остановилась в своем докладе член комиссии Нина Фадеева. Сегодня все жалобы, обращения, сообщения относительно деятельности судей рассматривает один орган — ВККС, их количество уже перевалило за 10 тысяч (за 6 месяцев работы).
Рассказывая об институте дисциплинарных инспекторов, г-жа Фадеева отметила, что внедряя его, законодатель не наделил инспекторов полномочиями: «В результате сегодня сложилась парадоксальная ситуация: у каждого члена ВККС реально есть 3 дисциплинарных инспектора, но их функции и пределы их полномочий при работе с жалобами отданы на усмотрение ВККС». В итоге «упрощение работы» состоит в том, что член ВККС самостоятельно изучает жалобу и выделяет «зерно истины», а затем передает дело дисциплинарному инспектору. Инспектор истребует пояснения у судей и материалы по делу в суде и других организациях, уточняет заявления, ведет переписку с народными депутатами… Но все это, по мнению Нины Фадеевой, инспектор осуществляет в «полулегальном» режиме.
Отсутствие какой-либо регламентации полномочий инспекторов порождает другую проблему: получается, что проверку может осуществлять только член ВККС, а для этого часто надо выезжать на места. «Членов ВККС всего 11, и у каждого уже есть в производстве по 300 — 400 жалоб, и если мы сейчас начнем разъезжать и проверять жалобы, то мы не сможем работать сессионно и формировать судейский корпус», — подчеркнула докладчик.
Также член ВККС отметила, что комиссия разрешила вопрос с попытками заявителей ограничить ВККС в сроках рассмотрения поданных жалоб нормами Закона Украины «Об обращениях граждан». Так, ВККС пришла к выводу, что порядок рассмотрения жалоб на действия судей установлен Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей» и на него не распространяются сроки, предусмотренные Законом об обращении граждан.
Резюмируя, Нина Фадеева отметила, что законодателю необходимо безотлагательно решить проблему с институтом дисциплинарных инспекторов. Как минимум, определить их полномочия, установить профессиональные требования (сегодня ВККС ориентируется на то, чтобы такой человек имел высшее юридическое образование и стаж работы в отрасли права хотя бы 3 — 5 лет, а вот деловые качества и психологическая совместимость определяются «визуальным» путем). Только тогда ВККС будет иметь возможность рассматривать жалобы более оперативно и качественно.
О новом процессе подготовки и подбора кадров для судов рассказали председатель ВККС Игорь Самсин и член комиссии Николай Мельник. Так, г-н Самсин акцентировал внимание на том, что Законом предусмотрен более упорядоченный и совершенный процесс подбора судейских кадров, а полномочиями в этой сфере наделена только ВККС. Это дает возможность установления единых критериев и стандартов.
ВККС в данном направлении уже утвердила программу тестирования для определения уровня общетеоретических знаний кандидатов на должность судьи и установила, что анонимное тестирование будет проводиться на базе четырех высших юридических вузов: Киевского национального университета им Т. Шевченко, Львовского национального университета им. И. Франко, Национального университета «Юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого» и Национального университета «Одесская юридическая академия». Причем одновременно во всех вузах.
В то же время новая процедура подбора кадров упирается в организацию специальной подготовки судей в Национальной школе судей. По словам Николая Мельника, Школа сегодня находится на этапе формирования: осуществляется согласование взаимодействия ВККС и Школы, подготовка и утверждение программ, учебного плана, порядка и форм прохождения специальной подготовки (стационарно и заочно). По прогнозам г-на Мельника, спецподготовка будет возможна не ранее чем через год.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…