Возможность отдельного апелляционного обжалования — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика № 48 » Места решения свободы

Места решения свободы

Возможность отдельного апелляционного обжалования и пересмотра апелляционным судом решения о содержании под стражей

С помощью коррекции проблемных «мест» УПК предлагается выполнить предписания КСУ в части гарантирования права на свободу обвиняемому, в отношении которого вынесено определение суда о содержании под стражей
Еще в начале лета КСУ признал часть 2 статьи 392 УПК Украины неконституционной, но образовавшийся законодательный пробел пока что не был заполнен

Вслед за возвращением института уголовной ответственности за незаконное обогащение законодателям предстоит решить вторую нормотворческую задачу от Конституционного Суда Украины (КСУ), заданную в 2019 году. Как известно, еще 13 июня с.г. КСУ принял решение по делу № 3-208/2018(2402/18) по конституционной жалобе Виктора Глущенко относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений части 2 статьи 392 Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины. Указанные положения, не предоставляющие возможности отдельного апелляционного обжалования определеия суда о продлении срока содержания под стражей, вынесенного во время судебного рассмотрения в суде первой инстанции до принятия судебного решения по сути, были признаны КСУ неконституционными.

Ключевым месседжем решения КСУ является то, что возможность апелляционного обжалования и пересмотра апелляционным судом решения о содержании под стражей обеспечит эффективную и оперативную проверку правомерности ограничения конституционного права человека на свободу на стадии судебного рассмотрения. Это корреспондируется и с частью 4 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод, которая гласит: каждый, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, имеет право инициировать производство, в ходе которого суд без промедления устанавливает законность задержания и принимает решение об освобождении, если задержание было незаконным. При этом в пункте 3 мотивировочной части решения органа конституционной юрисдикции отмечается, что «Верховная Рада Украины должна привести нормативное регулирование, установленное частью 2 статьи 392 УПК Украины, в соответствие с Конституцией Украины и настоящим решением, а также ввести такой механизм гарантирования права на свободу обвиняемого, в отношении которого вынесено определение о содержании под стражей во время рассмотрения уголовного производства в суде первой инстанции, который бы не препятствовал достижению целей правосудия, не нарушал права других участников уголовного судопроизводства и обеспечивал другие принципы судопроизводства, в частности разумные сроки рассмотрения дела».

В связи с этим возникла необходимость в разработке и внесении соответствующих изменений в УПК Украины, правда, за решение этого нормотворческого задания народные депутаты Украины принялись буквально недавно. 25 октября с.г. в Верховной Раде Украины был зарегистрирован проект закона № 2315, инициированный группой парламентариев — представителей комитета по вопросам правоохранительной деятельности во главе с его председателем Денисом Монастырским.

Этой законодательной инициативой предложено внести коррективы в восемь действующих норм (статьи 76, 331, 392, 394, 395, 400, 407, 423) УПК Украины и дополнить кодекс новеллой — статьей 4221. В частности, в новой части 4, которой предложено дополнить статью 331 УПК Украины, прописывается, что определение суда об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, об изменении другой меры пресечения на меру пресечения в виде содержания под стражей или о продлении срока содержания под стражей, вынесенное в ходе судебного производства в суде первой инстанции до принятия судебного решения по сути, может быть обжаловано в апелляционном порядке. При этом уточняется, что подача такой апелляционной жалобы не приостанавливает судебное рассмотрение в суде первой инстанции. А уже в других положениях уголовного процессуального законодательства конкретизируется, что соответствующие определения суда могут быть обжалованы в апелляционном порядке обвиняемым, его защитником или законным представителем. Апелляционные жалобы должны подаваться непосредственно в суд апелляционной инстанции в течение пяти дней с момента оглашения вышеупомянутых определений суда.

Последствия подачи такой апелляционной жалобы будут аналогичны тем, которые сейчас установлены для обжалования любых определений следственного судьи: «апелляция» должна приостановить вступление соответствующих процессуальных решений в законную силу, но не приостанавливает их исполнение, кроме случаев, установленных УПК Украины. В результате апелляционного рассмотрения таких жалоб суд второй инстанции может оставить определение без изменений или же отменить его и вынести новое. При этом оговаривается, что, вынося определение по результатам апелляционного рассмотрения по жалобе на определение суда об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, изменении другой меры пресечения на меру пресечения в виде содержания под стражей, а также о продлении срока содержания под стражей, которые были вынесены в ходе судебного производства в первой инстанции до принятия судебного решения по сути, апелляционный суд решает вопрос о мере пресечения в порядке, предусмотренном главой 18 УПК Украины (предписания части 3 статьи 407 кодекса, которую проектом № 2315 предложено изложить в новой редакции).

В отдельной норме УКП Украины (статье 4221) планируется урегулировать порядок проверки соответствующих определений суда в апелляционной инстанции. Например, устанавливается, что такие апелляционные жалобы не позднее следующего дня с момента поступления должны быть переданы судье-докладчику. Он, в свою очередь, в случае возникновения необходимости проверки обстоятельств, подтверждающих наличие рисков, послуживших основанием для избрания меры пресечения в виде содержания под стражей изменения иной меры пресечения на меру пресечения в виде содержания под стражей или для продления срока содержания под стражей может безотлагательно истребовать из суда первой инстанции соответствующие определения или ходатайства. Дедлайн для рассмотрения таких апелляционных жалоб — три дня с момента поступления, при этом само судебное разбирательство, как конкретизируется в проекте № 2315, осуществляется без участия сторон уголовного производства, а принятое по его результатам определение вступает в законную силу после его оглашения и не может быть обжаловано в кассационном порядке.

Кроме того, законодательной инициативой предусматривается возможность судьи апелляционной инстанции, который принимал участие в уголовном производстве в ходе досудебного расследования, участвовать в этом же производстве в суде апелляционной инстанции в случаях пересмотра им в апелляционном порядке определения суда первой инстанции об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, об изменении другой меры пресечения на меру пресечения в виде содержания под стражей или о продлении срока содержания под стражей, которое было вынесено в ходе судебного производства в суде первой инстанции до принятия судебного решения по сути (изменения к статье 76 УПК Украины).

Ольга КИРИЕНКО • «Юридическая практика»

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA