Меры неосторожности — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №22 (858) » Меры неосторожности

Меры неосторожности

Уголовное право можно назвать правом нюансов и полутонов. Даже беглое ознакомление с содержанием Особой части Уголовного кодекса (УК) Украины подтвердит, что некие составы преступлений почти тождественны. Но в этом «почти» может скрываться несколько лет лишения свободы, поэтому так важна точность в квалификации действий по той или иной статье УК. Статьи 121 и 128 этого Кодекса, предусматривающие ответственность за причинение умышленного тяжкого телесного повреждения (санкция — лишение свободы сроком от пяти до восьми лет) и неосторожного тяжкого телесного повреждения (общественные работы на срок от 150 до 240 часов, или исправительные работы на срок до двух лет, или ограничение свободы сроком до двух лет), соответственно, входят в число тех, квалификация по которым вызывает немало споров, в том числе на стадии судебного рассмотрения уголовного дела. Сторона защиты всегда склонна утверждать, что действия надо квалифицировать по статье 128. Но суды пока с размежеванием этих норм справляются. Об этом свидетельствуют постановления Верховного Суда Украины по делам № 5-5кс14 от 3 апреля 2014 года и № 5-13кс14 от 24 апреля с.г., которыми оставлены в силе решения Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, принятые по результатам пересмотра уголовных дел в отношении лиц, осужденных по статье 121 УК Украины. Указанные постановления станут немалым подспорьем для адвокатов, следователей и судей в части квалификации действий, поэтому обратим внимание на аргументацию судебной палаты по уголовным делам Верховного Суда Украины.

Итак, по делу № 5-5кс13 ВСУ рассматривал заявление о пересмотре судебного решения кассационного суда, в котором защитник осужденного утверждал, что поскольку телесные повреждения у пострадавшего возникли не от ударов, а в результате падения пострадавшего на твердую поверхность, то действия его клиента надо квалифицировать не по части 1 статьи 121 УК Украины, а по статье 128 УК Украины. Относительно этого утверждения ВСУ отметил следующее.

Сравнение общественно опасных деяний, о которых идет речь в оспариваемом и прилагаемом для сравнения решениях суда кассационной инстанции, свидетельствует об их некоем сходстве по отдельным общим чертам, в частности, по объекту посягательства — здоровье другого человека, субъекту преступления — физическое вменяемое лицо, по таким признакам объективной стороны, как способ, орудие преступления, наступление последствий в виде получения потерпевшими тяжких телесных повреждений. Но эти деяния получили разную уголовно-правовую оценку: в оспоренном решении — по части 1 статьи 121 УК Украины, а в сравниваемом — по статье 128 УК.

По нормативным определениям, умышленное тяжкое телесное повреждение (статья 121 УК) с объективной стороны характеризуется действием или бездействием в виде противоправного посягательства на здоровье другого человека, последствиями в виде причинения тяжких телесных повреждений и причинно-следственной связью между указанным деянием и последствиями, а с субъективной стороны — умышленной формой вины (прямым или непрямым умыслом), когда виновный осознает, что может причинить тяжкий вред здоровью потерпевшего, предусматривает такие последствия и желает или сознательно допускает их наступление.

Неосторожное тяжкое телесное повреждение (статья 128 УК Украины) характеризуется аналогичными элементами объективной стороны, а его субъективная сторона проявляется в неосторожной форме вины в виде преступной самонадеянности или преступной небрежности, определение которых дано в статье 25 УК Украины.

Это, отмечается в решении ВСУ, свидетельствует о том, что разделение умышленного противоправного причинения тяжких телесных повреждений другому человеку и неосторожного причинения тяжких телесных повреждений осуществляется как по объективной, так и субъективной сторонам этих преступлений.

Кроме того, при определении степени тяжести причиненных телесных повреждений по способу совершения деяния учитываются локализация, характер, механизм образования травм и повреждений, которые могут быть признаны тяжкими, в том числе и опасными для жизни в момент причинения, а содержание и характер интеллектуального и волевого критериев вины в указанных выше преступлениях с материальным составом обуславливаются осознанием лицом характера совершенного преступного деяния, предвидением его негативных последствий и отношением к этим последствиям.

В уголовном деле, в котором оспаривается правильность решения суда кассационной инстанции, установлено, что осужденный, подойдя к группе людей, среди которых был потерпевший с женой, сначала на почве неприязненных отношений без всякого предупреждения ударил женщину, а когда потерпевший вступился за нее — со значительной силой внезапно нанес ему кулаком правой руки не менее двух ударов в голову, один из которых — в височную долю, от чего потерпевший упал, ударившись головой об асфальтовое покрытие. По заключению комиссионной судебно-медицинской экспертизы, у потерпевшего обнаружены три группы телесных повреждений различной локализации и механизма причинения, а именно: оскольчатый перелом чешуи левой височной кости с переходом на основание черепа и перелом лобной кости, которые возникли не менее чем от двух ударов кулаками в голову; перелом затылочной кости слева, возникший от падения с ускорением и удара головой о твердую поверхность, и повреждение вещества головного мозга вследствие указанных выше травмирующих действий, которые в совокупности и каждое в отдельности являются тяжкими телесными повреждениями по критерию опасности для жизни в момент причинения.

Судами установлено, что действия осужденного относительно потерпевшего имели активный характер, были противоправными, между этими действиями и их последствиями существовала прямая причинная связь, а сами последствия в виде тяжких телесных повреждений были вызваны не только в результате падения потерпевшего и удара головой о твердую поверхность, а уже в тот момент, когда виновный, прилагая определенные усилия, нанес потерпевшему удары кулаком в голову. Чрезмерная сила ударов, их внезапность и направление одного из них в височную часть головы потерпевшего, по мнению ВСУ, свидетельствуют о том, что осужденный объективно осознавал общественно опасный характер своего деяния, предвидел возможность наступления последствий в виде причинения любого по тяжести вреда здоровью потерпевшего, хотя и не конкретизировал в своем сознании, каким именно будет такой ущерб. То есть он действовал с неконкретизированным (неопределенным) умыслом, по которому, независимо от того, является ли такой умысел прямым или косвенным, наступает ответственность за фактически причиненный ущерб, в данном случае — за умышленное причинение тяжких телесных повреждений.

Сопоставление обстоятельств общественно опасных деяний, установленных в оспариваемом и сравниваемом судебных решениях, показывает, что при одинаковых общественно опасных последствиях, выявленных у потерпевших, а именно — причинение им тяжких телесных повреждений, налицо различные характеристики преступных деяний по механизму причинения этих последствий и субъективному отношению к ним виновных лиц — неконкретизированный умысел (в настоящем деле) и неосторожность деяния (в деле, решение по которому прилагается для сравнения).

Учитывая изложенное, ВСУ пришел к следующему выводу: нет оснований полагать, что имело место неодинаковое применение судом кассационной инстанции одной и той же нормы уголовного закона относительно подобных общественно опасных деяний.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Кандидатский оптимум

В фокусе: ВХСУ

Кратное содержание

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предложены новые гарантии исполнения решений суда

Изменяются нормы о налогообложении наследства

Введен админштраф за нарушение правил парковки

Государство и юристы

Иду на ВАС

Книжная полка

Перекрестный запрос

Неделя права

Норвежская защита

Сметный уговор

Учебное решение

Неделя права

Новости из-за рубежа

Победа председателя

Новости из зала суда

Судебная практика

ВХСУ не признал повторную экспертизу однозначной

Адвокат подал иск к Совету адвокатов Украины

Новости юридических фирм

Частная практика

Юристы АФ «Династия» помогли компаниям урегулировать спорный вопрос путем заключения мирового соглашения

Squire Sanders и Patton Boggs объявили об объединении

МЮФ DLA Piper провела семинар «Новости международного банкинга и финансов»

ЮФ Sayenko Kharenko — юридический советник в сделке по приобретению Dynea Ukraine

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» консультирует Европейскую комиссию

ЮФ «Лавринович и Партнеры» защитила интересы Swissport International ltd.

Отрасли практики

Жать по-новому

Компромиссный доход

Примерное проведение

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Прокурорская сверка

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Репортаж

Признания видны

Судебный приступ

Решения недели

Судебная практика

Коммерческая концессия

Свобода мирных собраний

Путевой лист для физлица

Самое важное

Детский миф

Синхронные действия

Индивидуально, но факт!

Общее сомнение

Судебная практика

Прогресс люстрации

Судебная практика

Судебные решения

Когда земельный участок не может передаваться без заключения экологической экспертизы

Последствия пропуска срока исковой давности

Судебная практика

Политический процесс

Меры неосторожности

Условные рефлюксы

Вышел из печати ежегодный справочник Ukrainian Law Firms 2014

Тема номера

Опасное привлечение

Правопримирение

Дважды едва

С вещами не выход

Невыгодное продолжение

Мерное урегулирование

Частная практика

Контентный поиск

Сетевой маркетинг

Інші новини

PRAVO.UA